Притыкина Алена Владимировна
Тренер
СШОР «Дельта» по плаванию
г. Казань, Республика Татарстан
Введение
Современное плавание отличается исключительно высоким уровнем спортивных достижений и острейшей конкуренцией на всех уровнях соревнований. И в этих условиях успех сопутствует тем, кто имеет возможность использовать в своей подготовке современные организационные формы и материальную базу, передовую методику подготовки, достижения науки и медицины.
С каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется уровнем знаний тренера, владение им тонкого технического, тактического, функционального и психологического совершенствования спортсменов.
Физиологические особенности юных пловцов.
Плавание как вид спорта предъявляет высокие требования к уровню физического развития спортсменов. Особенности физического развития пловцов достаточно хорошо изучены.
С 10-15 лет – средний школьный возраст резко отличается по морфофункциональным и психофизическим характеристикам.
В среднем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. В коре больших полушарий общая длина бороздок к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры – в 3 раза. Период с 10-14 лет характеризуется увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами. Постепенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою очередь, повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Значительные перемены начинаются в опорно-двигательной системе, изменения в длине тела, массе, составе и пропорциях тела, в функционированию различных органом и систем. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 14 летнему возрасту завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг пальцев ног и рук.
В этом возрасте и до 18 лет изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон (II –б типа) и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования ассиметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и пр. функциональным нарушениям осанки.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На этот период и старший школьный возраст приходятся сенситивные приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, и выносливости.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
Происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствует об экономизации функций сердца.
Система дыхания изменяется в сторону увеличения длительности дыхательного цикла и скорости вдоха, продолжительнее становится выдох, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа.
В спортивной медицине всегда существовало правило: допускать к занятиям спортом детей, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. К сожалению, абсолютно здоровых детей становится все меньше. Все новички начинают с этапа общей физической подготовки, который позволяет им адаптироваться к физическим упражнениям и расширить свои возможности заниматься спортом. Благодаря физической активности часто болеющие дети становятся более здоровыми, энергичными, подтянутыми и успешными.
Непрерывно растущий организм, в отличие от уже сформировавшегося взрослого, отличается рядом морфологических, функциональных особенностей, и если недооценить этот фактор, можно не только затормозить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Адаптация к физическим нагрузкам у подростков менее эффективна, чем у взрослого человека. В связи с этим очевидна необходимость ранней диагностики и прогнозирования начальных функциональных изменений различных органов, которые предшествуют развитию заболевания.
Для профилактики возникновения состояния перенапряжения у спортсменов применяются функциональные методы исследования кардиореспираторной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата. Одним из критериев оценки функционального состояния и физической подготовленности спортсмена является состояние вегетативной нервной системы. Для предупреждения нарушений вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы используется кардиография, спировелоэргометрия, а также очень информативные клинико-диагностические исследования состояния биологических сред организма (Приложение №1).
В программу медицинского обследования учащихся детско-юношеской спортивной школы входят:
– Осмотр врача по спортивной медицине.
-Врачей-специалистов: терапевта, хирурга-травматолога, невропатолога, стоматолога, отоларинголога, окулиста.
– При наличии показаний проводятся дополнительные консультации специалистов.
– Исследование физического развития.
– Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности.
– Флюорография органов грудной клетки.
Также проводится текущий контроль для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
Силовая подготовка.
Под силой человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.
Выделяют такие основные виды силовых качеств: максимальная сила, скоростная сила и силовая выносливость.
Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности спортсмена, которые он может проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Максимальная сила во многом определяет эффективность старта и поворота, мощность рабочих движений, особенно при преодолении спринтерских дистанций.
В моей работе со спортсменами процесс силовой подготовки направлен на развитие различных силовых качеств, повышение активной мышечной массы, укрепление соединительной и костной тканей, улучшение телосложения. Параллельно с развитием силы создаются предпосылки повышения уровня скоростных качеств, гибкости, координационных способностей.
Важной стороной силовой подготовки является повышение способности пловцом к реализации силовых качеств в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, что требует обеспечения специфического уровня силовой подготовленности применительно к каждому способу плавания и дистанциям различной длины, а также оптимальной взаимосвязи силы со спортивной техникой, другими двигательными качествами.
Очень важно соблюдать принципы силовой подготовки у юных спортсменов, так как развитие опорно- двигательного аппарата еще не завершилось и они не имеют достаточно высокого уровня развития гибкости и силовых качеств, поэтому при нарушении принципов, может быть отклонение в состоянии здоровья – прежде всего травм мышц, связок, сухожилий. С особой осторожностью отношусь к построению силовой подготовки пловцов в начале тренировочного сезона или после длительного перерыва на занятиях.
Интенсивная силовая подготовка включаю после подготовительного периода, который длится от 4 до 5 месяце. В этот период включается разносторонняя подготовка, направленная укрепление опорно-двигательного аппарата. В этом периоде юные пловцы осваивают технику упражнений, включаются упражнения для развития гибкости, общефизические упражнения, для укрепления мышечной системы, создание базового уровня выносливости. В начале используются простые упражнения, с небольшим темпом выполнения, паузы между упражнениями используются обеспечивают полноценное восстановление.
Основная силовая работа выполняется с собственным весом, постепенно добавляются небольшие отягощения. Количество повторений в каждом подходе не превышает более 50% предельно возможного. Общий объем силовой работы не превышает более 50-60%.
В своей работе с юными пловцами, стараюсь добиваться разносторонней силовой подготовки, обеспечить воздействие на всю мышечную систему. В упражнениях предусматриваю выполнение движений с большой амплитудой и относительно невысокой скоростью.
По мере адаптации опорно-двигательного аппарата, прироста силовых качеств процесс подготовки постепенно усложняется. Вводятся более сложные упражнения, однако при условии их правильного технического выполнения, увеличивается величина отягощений.
Анализ спортивных достижений юных спортсменов, позволяет сделать выводы, что на первом месте в работе с юными пловцами необходимо соблюдать ряд условий. Во первых, для обеспечения спортивных показателей за счет достижения высокого качества технических действий, самой техники плавания, разносторонней подготовленности учащихся. Второе – это построение тренировочного процесса было с учетом последовательного повышения функциональных возможностей юных спортсменов. Критерием роста адаптивных возможностей в возрасте 10-14 лет служат показатели экономизации функции сердца. Суммарный объем выполненных упражнений тесно связан с показателями посещаемости тренировок и ответной реакции организма на нагрузку.
По степени соответствия режиму работу организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств:
специфические –различные формы выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований, специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункционального совершенствования,
неспецифические – формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении, их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.
При подборе средств специальной физической подготовке я руководствовалась принципом динамического соответствия. Средства были адекватны соревновательным упражнениям по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения, величине усилия и времени его развития, скорости движения, режиму работы мышц. Совершенствование техники, подразумевает ни что иное как совершенствование тонкой нервно-мышечной координации движений в соответствии с моделью соревновательной деятельности.
Первоначальной задачей тренировочного процесса юных пловцов является совершенствование техники плавания. Эффективность техники плавания является основным показателем технической подготовленности спортсмена. Оценка технической подготовленности основывается на модели техники плавания конкретного способа плавания сильнейших спортсменов. Визуально оценивается техника по элементам: положение тела, гребки руками, ногами, положение головы при вдохе, согласованность движений в общей координации, выполнение поворотов. При несовпадении с моделью техники плавания, подбираются упражнения для коррекции техники плавания. Также эффективность техники оценивается по величине шага пловца в соотношении со скоростью плавания. Спортсмен контролирует количество гребков и постоянно стремится увеличить шаг.
Для повышения мощности гребковых движений упражнениями, выполняемыми на суше, я руководствуюсь следующими положениями:
– упражнения подбираются с учетом вовлечения в работу мышц и мышечных групп, несущих основную нагрузку при плавании. Объем упражнений для разносторонней силовой подготовки, обеспечивает относительно пропорциональное развитие всех мышечных групп;
– величина отягощений позволяет пловцу выполнять движения от 10 до 30 сек. В различном темпе, который соответствует темпу движений при плавании или немного отличается не более чем на 20-30% в ту или иную сторону. Такая работа обеспечивает достаточные требования для повышения силовых качеств за счет умеренной мышечной гипертрофии, улучшение межмышечной координации, вовлечение в работу всех типов мышечных волокон в соответствии с требованиями скоростного плавания.
Важнейшей частью силовой подготовки на суше является повышение максимальной и скоростной силы мышц, обеспечивающих эффективное отталкивание от стартовой платформы и поворотного щита, принятие рационального положения тела в полете и при преодолении подводных участков дистанции после старта и поворота. Основное внимание уделяю на увеличение силовых возможностей мышц нижних конечностей, спины и живота.
В спортивной практике существуют различные варианты оценки силовой подготовленности пловцов на суше.
Важнейшие физические качества пловца — скорость и выносливость — тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют пять групп показателей силовой подготовленности пловцов:
– максимальная сила при имитации гребковых движений;
– скоростно-силовая выносливость;
– силовая выносливость;
– взрывная сила;
– сила тяги в воде.
Для оценки максимальной сила спортсменов на суше я использую выполнение однократного статического максимального движения – жим лежа с максимально возможным весом (Приложение №2).
Взрывная сила пловцов на суше оценивается при выполнении однократного динамического максимального движения. Взрывная сила мышц ног оценивается по высоте выпрыгивания вверх, по длине прыжка с места.
Общая силовая выносливость пловцов на суше оценивается по результатам выполнения тестов, который заключаются в непрерывном выполнении 5-ти общеразвивающих упражнений силового характера в количестве 15-20 раз с минимальным отдыхом для перехода между упражнениями (Приложение № 3):
Некоторые примерные упражнения:
– 15 подтягиваний хватом сверху;
– 20 прыжков через гимнастическую скамейку;
– 20 подниманий туловища, лежа на спине, с согнутыми ногами в колене.
– 20 одновременных подниманий ног и туловища из положения лежа на
спине;
– 15 подтягиваний хватом снизу;
– 20 прыжков боком через гимнастическую скамейку;
– 20 подниманий головы и ног от пола из положения лежа на животе;
– 20 отжиманий от пола в упоре лежа;
– 20 запрыгиваний на возвышение;
– 20 отжиманий от скамейки (спиной к скамейке);
– 20 прыжков вверх из положения стоя: стоя – упор-присев – упор-лежа
– упор-присев.
Положительные изменения выражаются в сокращении времени выполнения теста.
Тесты для определения общей скоростно-силовой выносливости пловцов (Приложение №4):
– определение прыжка в длину с места;
– бег на 60м и 100м.
Скоростная подготовка.
Под скоростными способностями пловца следует понимать комплекс функциональных свойств его организма, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время.
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений, выполняемых на суше, так и в воде.
Для развития скоростных способностей я использую различные общеподготовительные упражнения из арсенала средств гимнастики, легкой атлетики, скоростно-силовые упражнения плиометрического характера и особенно спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения направлены на комплексное развитие и совершенствование целостных двигательных качеств. Упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и направлены на совершенствование скоростных компонентов старта, поворота, работы циклического характера.
Упражнения в воде циклического характера направлены как на раздельное совершенствование скоростных качеств, так и на их объединение в целостном дистанционном плавании. Это проплывание тренировочных отрезков по элементам – при помощи рук, ног при различном сочетании работы рук, ног и дыхания, а также в координации.
Для совершенствования скольжения используется скольжение со старта или после поворота с различным положением рук, после старта с разбега по бортику бассейна, где акцент делается на скорость и дальность скольжения.
Особое внимание на эффективность поворотов и скорости преодоления подводного участка дистанции, после его завершения особое внимание я уделяю упражнениям, сочетающим дистанционное плавание с последующим поворотом, поворот с последующим скоростным дистанционным плаванием после выхода на поверхность.
Наиболее эффективные средства развития и стимуляции скоростных способностей – это проплывание коротких отрезков от 10 до 15 м, проплывание коротких отрезков при помощи рук, ног и в координации, на привязи с резиновым амортизатором, с большими лопатками – являются хорошими стимуляторами не только скоростных, но и силовых качеств.
Для эффективности скоростной подготовки, я учитываю многие факторы. В их числе подбор тренировочных упражнений и их разнообразие, количество отдельных упражнений в сериях, скорость и интенсивность работы при выполнении различных упражнений, режим работы и отдыха в тренировочных сериях, предварительная подготовка к эффективному выполнению упражнений и сочетание скоростной работы с восстановительными процедурами.
Контроль скоростных способностей осуществляется с помощью различных тестов, построенных на материале спортивного плавания. (Приложение №5):
– эффективность старта и преодоления подводной части дистанции после старта определяется по времени прохождения 15-ти метрового отрезка.
– эффективность подплывания к поворотному щиту, поворота, определяется по времени преодоления 20-ти метрового отрезка – 5 м до поворотного щита, 15 м – после;
– интегральная оценка скоростных способностей пловца наилучшим образом осуществляется по результату проплывания 50-и метрового отрезка в 25-ти метровом бассейне со старта.
Развитие выносливости у юных спортсменов.
Под выносливостью принято понимать способность к эффективному выполнению работы, преодолевая развивающееся утомление. Уровень развития этого качества обусловливается энергетическим потенциалом организма и его соответствием требованиям конкретного вида спорта, эффективность техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, что обеспечивает не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, а и отдаление и противодействие процессу развития утомления. Выносливость подразделяют на общую и специальную.
Развитие общей выносливости, у пловцов, специализирующихся на длинные и средние дистанции, акцент делается на повышение возможностей организма к эффективному выполнению работы большой и умеренной интенсивности, требующей предельной мобилизации аэробных способностей.
У спортсменов, специализирующихся на спринтерских дистанциях, процесс развития общей выносливости значительно сложнее. Работа, направленная на повышение аэробных возможностей выполняется лишь в небольшом объеме и с такой интенсивностью, при которой не будут создаваться препятствия для развития скоростно-силовых качеств и совершенствования скоростной техники, развития координационных способностей и гибкости. Основной упор при развитии общей выносливости у пловцов, специализирующихся на коротких дистанциях, сделан на повышение работоспособности при выполнении различного рода общеподготовительных и вспомогательных упражнений, способствующих развитию скоростно-силовых качеств, гибкости, координационных способностей, анаэробных возможностей.
Развитие специальной выносливости у пловцов направлено на повышение возможностей аэробной, анаэробной лактатной систем. Для этого я использую к максимальному разнообразию серий упражнений, не изменяя при этом направленность воздействия и качественных характеристик различных упражнений, включаемых в серии. Разнообразие обеспечивается следующими способами:
– включение отрезков различной протяженности;
– включение в серии плавания различными способами;
– включение в серии плавания в координации при помощи рук или ног;
– включение в серии плавания с различными приспособлениями (лопатки, ласты, тормозные пояса и т.д.).
Считаю, что разнообразие упражнений, позволяют разнообразить тренировочный процесс, повысить работоспособность и увеличить суммарный объем плавания и стимулы к протеканию адаптационных реакций, не изменяя направленности тренировочных воздействий.
В процессе развития специальной выносливости учитывается, что эффективная соревновательная деятельность сопряжена с вариативностью двигательных и вегетативных функций, обеспечивающих высокую работоспособность спортсмена при больших изменениях внутренней среды организма.
Разнообразие средств и методов помогают пловцу овладеть большим количеством навыков и умений, что способствует реализации в соревновательной деятельности двигательных действий, адекватных сложившейся ситуации, функциональным возможностям организма, также максимальное разнообразие средств и методов развития специальной выносливости – интенсивности и продолжительности упражнений, их координационной сложности, режима работы и отдыха при выполнении способствуют эффективным технико-тактическим действиям, развитию оптимальной взаимосвязи выносливости со скоростно-силовыми качествами, координационными способностями, гибкостью.
Особое место в развитии специальной выносливости я уделяю внимание развитию и повышению психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений утомления, сопровождающихся соревновательную деятельность в плавании на различных дистанциях, начиная со 100-метрового отрезка.
Психологическая устойчивость к преодолению мучительных ощущений, связанных с развитием утомления, вызванного высокой концентрацией молочной кислоты в мышцах, большими величинами кислородного долга, важна для достижения высоких результатов практически на всех дистанциях.
Проявляемые в соревнованиях волевые качества совершенствуются параллельно с улучшением других качеств, определяющих уровень специальной выносливости, посредством тех же тренировочных средств и методов.
При выполнении всех упражнений, связанных с преодолением специфических трудностей, я акцентирую внимание спортсменов на сознательное отношение к работе, проявлению устойчивого напряжения воли при длительной работе, максимальной силы воли при выполнении относительно кратковременных тренировочных и соревновательных упражнений. Для этого применяются упражнения, максимально приближенные к соревновательным. Одним из стимулирующих факторов, я использую в своих тренировках, это организация тренировочного процесса, при которой в группе занимаются равные по силам спортсмены. Это позволяет сохранить атмосферу соперничества, полной самоотдаче в процессе тренировочных занятий.
Для контроля общей выносливости пловцов, я использую тест 2000 м кролем.
Для рационального построения процесса подготовки пловцов необходим регулярный контроль за состоянием специальной выносливости. На практике применяются различные тесты, в которых достаточно моделируются условия соревновательной деятельности.
Оценка специальной выносливости осуществляется по средней скорости проплывания отрезков, составляющих программу теста и продолжительность восстановления ЧСС.
Регулярное проведение тестов с сопоставлением данных работоспособности, величины и продолжительности восстановления ЧСС позволяют достаточно объективно контролировать динамику специальной выносливости пловцов (Приложение №6):
– выносливость на уровне ПАНО (2000 м вольным стилем)
– выносливость в смешанной зоне (1800 м вольным стилем с переменным плаванием: 100 м + 50 м быстро + 100 м + 50 м быстро)
– определение скорости на пороге анаэробного обмена (ПАНО) по результатам теста 8 х 100 м (ступенчатый тест).
– выносливость в гликолитической анаэробной зоне (тест 4 х 50 м с отдыхом 10 с)
Гибкость и методика развития гибкости.
Гибкость обусловливается эластическими (способность возвращаться в исходное состояние после растяжения) и пластическими (способность к растяжению) свойствами мышц, кожи, подкожной основы и соединительной ткани, эффективностью нервной регуляции мышечного напряжения, объемом мышц, а также строением суставов. Активная гибкость определяется также уровнем развития силы и совершенствованием координации.
Гибкость во многом определяет уровень мастерства в плавании. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничиваются амплитуда движений и уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения связок и суставов.
Недостаточный уровень гибкости является также причиной результативности тренировки, направленной на развитие других двигательных качеств. Низкий уровень гибкости не позволяет спортсмену эффективно работать над развитием силовых качеств, поэтому результативность силовой подготовки существенно возрастает при увеличении амплитуды движений. Выполнение упражнений с большой амплитудой движений позволяет пловцу проявить большую силу за счет использования эластичных свойств мышц в начале движений, а также обеспечить стимулирующую нагрузку в большом диапазоне движений.
Недостаточная подвижность в суставах ограничивает также возможности методов тренировки, направленных на совершенствование экономичности работы, повышения мощности рабочих движений, улучшение координационных способностей.
Ежедневно в своих занятиях в зале я использую общеподготовительные упражнения, для развития гибкости. Упражнения представляют собой движения, основанные на сгибании, разгибании, наклонах и поворотах. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах.
Применяемые средства при развитии гибкости, разделяются на упражнения, развивающие пассивную и активную гибкость.
Активная гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой за счет активности мышц, окружающих соответствующий сустав.
Пассивная гибкость – способность к достижению наивысшей амплитуды движений в результате действий внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости.
Для развития пассивной гибкости в своем тренировочном процессе я использую упражнения с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, ног к груди и т.д.), удержание конечности или туловища в положении, требующем предельного проявления гибкости. Также в работе с более старшими пловцами для развития гибкости применяю упражнения, выполняемые с помощью различных отягощений (гантели, амортизаторы, эспандеры идр.)
Упражнения для развития активной гибкости выполняются как без отягощений, так и с отягощениями. Это различного рода маховые и пружинистые движения, рывки и наклоны. Для повышения амплитуды движений, использую эффективные упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи, гриф штанги, амортизаторы, различные силовые тренажеры). Интенсивная разминка и предварительное статическое мышц и сухожилий перед упражнениями с отягощениями предупреждают вероятность травматизма при выполнении этих упражнений.
Упражнения на развитие гибкости не составляются на отдельных тренировочных занятиях. Ежедневно данные упражнения входят в комплекс упражнений по развитию двигательных качеств спортсменов, в которых наряду с развитием гибкости проводится силовая подготовка пловцов. Упражнения на гибкость включаются в разминку перед тренировочным занятием, наиболее эффективной, является работа на гибкость после выполнения основной части тренировки на суше, так как функциональное состояние организма спортсменов в этом случае в наибольшей мере отвечает требованиям, необходимым для применения, способствующих повышению подвижности в суставах.
Упражнения на гибкость носят и восстановительный характер и планируются после серий упражнений с большими нагрузками.
Основные методы для оценки подвижности в суставах у пловцов являются:
– подвижность в суставах позвоночного столба. Пловец становиться на скамью и наклоняется до предела вперед, не сгибая ног в коленных суставах. Подвижность оценивается по расстоянию от края скамьи до средних пальцев рук (в сантиметрах), чем ниже пальцы рук, тем выше подвижность в суставах позвоночного столба.
– подвижность в плечевом суставе, Спортсмен лежит на спине на гимнастической скамье, голова на краю скамейке. Соединённые руки опущены (пассивно под собственной тяжестью) за голову. Измеряется угол между продольной осью плеча и горизонтальной плоскостью. При хорошей подвижности локти опускаются ниже горизонтальной плоскости, при плохой подвижности руки расположены горизонтально или выше уровня скамейки.
– подвижность в голеностопном суставе. Для определения подвижности при сгибании стопы спортсмен садится на скамью, ноги вместе, выпрямлены в коленных суставах, затем сгибает стопу до предела. Если стопа составляет прямую линию с голенью (угол 180 градусов), то гибкость оценивается выше средней: чем меньше угол, тем хуже подвижность в голеностопном суставе.
При использовании базовых упражнений, также в своей работе я использую различные движения (сгибания, разгибания, отведения, ротации), требующих высокого уровня подвижности в суставах. Эти упражнения позволяют оценить уровень специальной гибкости, так как взаимосвязаны с эффективностью спортивной техники, способностью к реализации силы, скоростных качеств, координации и выносливости.
Развитие координационных способностей.
Координация как способность к рациональному проявлению и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося запаса двигательных умений и навыков имеет большое значение для достижения высоких результатов в плавании.
Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи.
Высокий уровень координационных способностей позволяет пловцу быстро овладевать новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств – силовых, скоростных возможностей, выносливости, гибкости, обеспечивать необходимую вариативность движений в соответствии с требованиями, возникающими в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности.
Чем больше объемом двигательных умений и навыков владеет пловец, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.
Координационные способности предопределяют и реализацию эффективных технико-тактических схем в соревновательной деятельности. Например, постепенное развитие утомления при проплывании соревновательной дистанции требует постоянного приспособления динамических и кинематических характеристик (темп и шаг гребков, скорость движения рук и ног, соотношение между различными фазами цикла движений рук и ног, развиваемые усилия) к функциональным возможностям организма пловца в конкретный момент преодоления дистанции. Пловцы, обладающие высоким уровнем координированности движений, очень плавно и естественно варьируют различными параметрами техники, умело используют функциональные возможности системы энергообеспечения, способность к проявлению силы, быстроты, выносливости в интересах достижения высокой скорости передвижения.
Развитие мышечной памяти в отношении разнообразных двигательных навыков как базового характера, так и специального является важнейшей задачей подготовки юных пловцов, особенно в течении первых этапов многолетнего совершенствования. В работе с юными пловцами я строю подготовку на освоении всех способов плавания с максимально широким использованием упражнений, способствующих совершенствованию элементов техники плавания и обусловливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и методических приемов.
В работе с юными спортсменами использую сложные в координационном отношении спортивные игры – это баскетбол, футбол и водное поло, а также разные подвижные игры, также упражнения обще подготовительного характера (бег, ходьба на лыжах). Применяю различные гимнастические упражнения, элементы акробатики.
При этом развитие различных видов координационных способностей осуществляется параллельно с совершенствованием техники, развитием различных двигательных качеств. В своей работе я стараюсь обеспечить максимальное разнообразие средств и методов, постоянным уплотнением тренировочных программ, ориентировать спортсмена на постоянный контроль динамических и пространственных характеристик движений при выполнении различных упражнений.
Комплексная оценка координационных способностей осуществляется по времени, необходимому для усвоения сложных двигательных действий. Для этого спортсмену предлагается преодоление дистанции 200 м комплексом. Оценивается не только время прохождения дистанции, но и техника плавания всеми способами, прохождение поворотных участков дистанции. (Приложение № 6).
Для контроля координационных способностей на суше спортсмену предлагается тест «Челночный бег: 3х10 м».
При контроле за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия оценки здесь нет. Координационные способности проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют от пловца развития определенных физических качеств и совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в координационном отношении упражнений, устойчивости положения тела при плавании, выполнении старта, поворота, преодоления подводных участков дистанции.
Заключение.
Использование разнообразных, специально подготовленных упражнений, для развития двигательных способностей спортсменов, позволит повысить уровень физической и специальной подготовки, совершенствовать координационные способности учащихся.
Литература.
1. Аикин В.А. Особенности измерения максимальных силовых возможностей пловца// Педагогические аспекты спортивной тренировки: Сб. науч. Трудов. – Омск, 1981.
2. Биневский Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. Дис..КПН- М.. 1993.
3.Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
4. Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекция для студентов ГЦОЛФКа.- М., 1989.
5. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: Учеб. Пособие для студентов ИФК. – М.: ГЦОЛФК, 1990.
6. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом// Теория и практика физической культуры. – 1981.
7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: метод. пособие. – Л.: ЛГПИ, 2000.
8. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
9. Воронцов А.Н. Периодизация многолетней подготовки юных пловцов – программа долгосрочного развития юных спортсменов. –СПб.: Плавание, 2005.
10. Зенов Б.Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше и воде. – М., Физкультура и спорт, 1986.
11. Иссурин В.Б. – Блоковая периодизация спортивной тренировки. – М., Сов. Спорт, 2010.
12. Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. – М.: Физкультура и спорт,1982.
13. Лях В.И. – Координационные способности школьников. – Минск, 1989.
14. Лях В.И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект//теория и практика физ. культуры. – 1991.
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
16. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. – К.:Здоровья, 1980.
17. Платонов В.Н. Техническое совершенствование пловцов. – К.: Олимпийская литература, – 2000.
18.Сахновский К.П. Начальная спортивная подготовка//Наука в олимпийском спорте. – 1995.