Филиппова Татьяна Георгиевна,
Сахапова Агнесса Рафиковна
воспитатель первой квалификационной категории,
воспитатель
МБДОУ Высокогорский детский сад «Шаян», г. Казань, Республика Татарстан
Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать культуру поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве . Вырабатывать навыки осознанного поведения на дороге .
• Воспитывать ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.
• Воспитывать устойчивое внимание.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес детей к изучению правил безопасного поведения на дорогах.
- Развивать умение различать виды наземного транспортного средства.
- Развивать логическое мышление, память, умение обосновывать свою точку зрения.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с понятием пассажирский транспорт общего пользования.
- Учить различать и группировать дорожные знаки , их классификацию.
- Закрепить знание детей о правилах поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве и правилами пользования общественным транспортом .
Коррекционные задачи:
- Учить сравнивать, выделять главное, существенное;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Совершенствовать фонематическое восприятие;
- Расширять активный словарь;
- Вырабатывать положительные навыки поведения;
- Развивать умение группировать предметы;
- Координация речи с движением
Ход занятия:
I. Организационный момент: (Дети входят в авто класс. Становятся в круг).
Воспитатель Поприветствуйте гостей становитесь в круг скорей (дети здороваются с гостями встают в круг)
Минутка вхождения вдень «доброе утро »
Встанем рядышком, по кругу ,
Скажем «Здравствуйте !»друг другу
Нам здороваться ни лень
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется
-доброе утро.
Воспитатель: мы с вами пришли куда?
Дети: в авто класс.
Воспитатель: что мы с вами здесь изучаем?
Дети: правила безопасного поведения на дороге.
В: Назовите : какие виды транспортного средства вы знаете?
Дети: (наземный, водный, воздушный).
Воспитатель: что относится к наземным видам транспорта? (Ответы детей: автомобиль, автобус и т.п.).
-Что относиться к водным видам транспорта? (Ответ детей: катер, плот, лодка и т.п.).
-Что относится к воздушным видам транспорта?(Ответ детей: воздушный шар, вертолет, самолет).
Воспитатель: молодцы. А сейчас все внимание на экран скажите, как одним словом можно назвать этот вид транспорта. (На экране троллейбус, автобус, трамвай).
Дети: маршрутное транспортное средство.
Воспитатель: а еще этот вид транспорта можно назвать: пассажирский транспорт общего пользования, повторите пожалуйста (Дети повторяют хором и по одному). -Когда мы входим в пассажирский транспорт общего пользования мы становимся кем?
Дети: пассажирами.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что есть определённые правила поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве.
И сейчас я предлагаю вам их вспомнить. Пока звучит музыка, найдите себе друга и встаньте в пары. Все нашли себе друга?
Дети: да.
Воспитатель поприветствуйте друг друга . Определите кто в вашей паре выше ростом. (Определились?).
Дети: да.
Воспитатель: а сейчас дети, которые выше ростом, расскажите своему другу о правилах поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве. Я даю вам 30 сек. (звучит колокольчик). По сигналу начинаем и заканчиваем рассказ. Теперь дети меняемся и те кто слушал рассказывает своему другу о правилах поведения в маршрутном транспорте средстве (Звенит колокольчик и дети заканчивают говорить).
Давайте послушаем пару Тимофея и Миланы, Тимофей о каких правилах поведения в маршрутном транспорте средстве тебе рассказала Милана?(Воспитатель стоит в кругу).
(Дети отвечают- говорит один из пары потом другой).
- Разговаривать тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь.
- Пассажиры должны пройти внутрь салона и крепко держаться за поручень.
- Уступать место старшим, пожилым людям. Пассажирам с маленькими детьми.
- Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженное.
Воспитатель: (спрашивает) вам понравились ответы Тимофея и Миланы ?
Дети: нет, он все сказал правильно.
Воспитатель: давайте похвалим пару….оооотлично!
А теперь представьте что вы пассажиры . Наш автобус прибыл на место остановки автобуса (мы вышли из автобуса). Мы превратились в кого?
Дети: в пешеходов.
Воспитатель: вам необходимо перейти проезжую часть дороги , ваши действия? Я предлагаю Вам подойти к настенному макету и с его помощью расскажите , как и где необходимо переходить проезжую часть дороги.
(На макете дети находят пешеходный переход.)
Дети: Выйдя из пассажирского транспорта общего пользования мы доходим до пешеходного перехода, ждем когда загорится зеленый сигнал светофора. Смотрим налево, смотрим направо, убедившись, что все автомобили остановились, берем взрослого за руку и спокойным шагом переходим проезжую часть дорогу.
Воспитатель :ребятки все согласны с ответом Самира ?( Дети: ооотлично)
Микс фриз групп: Ребята соберитесь по столько человек сколько колес у легкового автомобиля ,а теперь соберитесь по столько сколько сигналов у пешеходного светофора ,соберитесь по столько сколько видов транспортного средств вы знаете. У нас получилось три команды Сядьте на ковер.соберите пазлы (дорожные знаки )
Воспитатель: сейчас я вам расскажу как вы думаете что ? интересную историю Сядьте на ковер.
Он существует, чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Дети: светофор.
Воспитатель: ребята а вы знаете что у светофора давным давно было только два сигнала: красный и зеленый. (слайд первый светофор)
Первый светофор появился в Лондоне 100 лет назад. Он имел два сигнала красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок красного цвета с помощью веревки.
В России первый светофор был установлен в Москве, он имел форму круга, поделенного на три равные части: красную , желтую , зеленую. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет (слайд светофора).
А только за тем появился электрический светофор, который сегодня стоит во всем мире. Светофор помогает кому?
Дети: (пешеходам и водителю).
Воспитатель: что еще помогает водителям и пешеходам?
Дети: (ответ: дорожные знаки).
Воспитатель: ребята, подойдите пожалуйста к стенду дорожные знаки и назовите какие группы знаков вы знаете?. (Все дети :Предупреждающие, предписывающие , информационные ,знаки приоритета).
Лавр расскажи нам про предупреждающие знаки.
Лавр : Предупреждающие знаки имеют форму треугольника белого цвета с красной каймой. Они предупреждают водителя и пешехода о возможной опасности и необходимости повышения внимания.
Воспитатель: Ребятки кто хочет показать предупреждающие знаки? Как называется этот знак?(ответы детей)….ооотлично
Амира расскажи про разрешающие знаки.
Разрешающие знаки они круглой формы, синего цвета, и они разрешают какое-либо действие.
Воспитатель: Ребятки кто хочет показать разрешающие знаки? Как называется этот знак?(ответы детей)…Оооотлично
Про информационные знаки расскажет нам Оливия .
Информационные знаки квадратной формы и синего цвета. Они информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а так же об установленных режимах движения.
Воспитатель: Ребятки кто хочет показать информационные знаки? Как называется этот знак?(ответы детей)…ОООтлично
Воспитатель: ребята я хочу познакомить вас еще с одной группой дорожных знаков .он круглой формы ,красного цвета. Как вы думаете ,что он может означать .
Ответы : детей.
Воспитатель :знаки такой формы и цвета означают запрещение как для водителей так идля пешеходов.
Ребята посмотрите во круг и найдите запрещающие дорожные знаки ( Нужно назвать форму , цвет и воспитатель объясняет терминологию каждого знака) Ребята что нового мы сегодня узнали
Ответы детей. Запрещающие знаки ,они запрещают водителю и пешеходу .
Когда вы с родителями сегодня пойдете домой обратите внимание на дорожные знаки, спросите у родителей что они обозначают дома нарисуйте их . Вы отлично справились с заданием, похвалите друг друга.