Сайранова Алина Фаритовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №76 «Ветерок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Авторская программа
«Юный актёр»
Программа для педагогов и родителей по ознакомлению с театрализованной деятельностью
Оглавление
Аннотация……………………………………………………………………
Пояснительная записка……………………………………………….
Конспект занятия театрализованной деятельности …
Правила поведения ребёнка в театре………………………
Спектакль……………………………………………………………..…..…
Уголок для родителей………………………………………………
Литература………………………………………………………..………
Аннотация на рабочую программу «Юный актёр»
Вопросы, касающиеся театрализованной деятельности являются очень актуальными, т.к. участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В театрализованной игре образ героя, его черты, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого нужно понять, что представляет из себя персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем мире, тем богаче воображение, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к театру и музыке. Увлечь детей искусством, научить понимать их прекрасное – главная миссия педагога, также музыкального руководителя. Именно искусство пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. Чем старше становится ребёнок, тем ценнее театрализованная игра для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Программа содержит конспект занятия по театрализованной деятельности, лекция на тему: «Правила поведения в театре», спектакль для детей старшей группы, консультации для родителей по театрализованной деятельности детей.
Пояснительная записка
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное – помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего “зрелища” на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть “хорошим артистом”. И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для “театра”.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Цель авторской программы: теоретически обосновать и изучить пути развития театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования (театрализованной деятельности) в дошкольном образовании.
-Изучить структуру театрализованной игры.
-Изучить особенности театрализованной игры дошкольного возраста
-Определить актуальность темы путем изучения литературы по проблеме исследований.
Конспект занятия театрализованной деятельности в старшей группе
Месяц |
Название театрализованной деятельности |
Программные задачи |
Содержание занятия |
Сентябрь |
«Путешествие по улицам города» |
1.Расширять представления детей о правилах дорожного движения; 2.Активизировать словарь(улица, проезжая часть, тротуар); 3.Познакомить со знаком Пешеходный переход; 4..обеспечивать безопасность жизнедеятельности детей |
Игры и упражнения: разминка, песня «Мы едем, едем, едем», «Где мы побывали, что мы делали?» |
Октябрь |
«Приключения в сказочном королевстве с царевной «Веселинкой» |
1.Воспитывать доброжелательность, коммуникативность в отношениях со сверстниками; Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. |
Игры и упражнения. Танец «Осенний вальс», Наступила осень», «Осень наступила», «Виноватая тучка», «Светит солнышко для всех», «Осень в гости просим», «Осень-гостя дорогая» Танец: «Кнопочка» |
Ноябрь |
«Построим кошке новый дом» |
1.Формировать у детей умение с помощью мимики выражать эмоциональные состояния: испуг, радость, огорчение; 2.Продолжать учить детей давать характеристику настроению героя и его чувствам; 3.Упражнять детей в умениях использовать вербальные и невербальные способы общения в процессе игры. |
Игры и упражнения. «Поезд», «Птички в лесу», «Мотоциклисты», «Огонь», «Настроение», «Изобрази героя сказки» Песня: «Кошкин дом» |
Декабрь |
«Зимушка-зима» |
Образовательная-формирование навыков эмоционально-насыщенной речи; Развивающая-развитие основных психических процессов и качеств; Воспитательная-воспитание уважительного отношения друг к другу, стремления быть отзывчивыми, умения взаимодействовать в группе. |
Игры и упражнения: «Шарик», «Погреем руки», «Сосулька», «Мы шагаем по сугробам», Потешки, Игра в снежки,«Ёлочки бывают», «Медведь»,»У оленя дом большой» |
Январь |
«Путешествие в волшебный мир театра» |
1.Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности; 2.Побуждать самостоятельно искать выразительные средства длясоздания художественного образа; 3.Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. |
Игры и упражнения: «Волшебная палочка и мячик(превращение предмета); Музыкальная импровизация, пантомимы, стихи; «Летает не летает», «Угадай, что я делаю?» Танцевальные импровизации: «Лисичка», «Котёнок» |
Февраль |
«Три поросёнка» |
Учить детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею, составлять по схеме рассказа; Развивать стремление детей создавать образы в театрализованной игре, использовать интонацию, танцевальные, песенные, игровые импровизации, передать характер персонажей сказки. |
Музыкальная импровизация: «Построю дом», «Песенка НУФА», Игры и упражнения: «Бег», «Приседания» , «Поймай меня». |
Март |
«В гостях у русской сказки» |
1.Развивать интерес к театрализованной игре, вовлечения детей в игровые дейстия; 2.Развиать умения участвовать беседе; 3.Закрепить названия русских народных сказок. |
Игры и упражнения. Собери сказку», Кубик «бросайка», «Продолжи пословицу», «Где моя сказка?» Песня импровизация: «Где был Иванушка» |
Апрель |
«Мы учимся быть актёрами» |
1.Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений; 2.Воспитывать любовь к театру и культуру общения; |
Игры и упражнения. Сказка-пантомима «Зайчик и ёжик», пантомима, артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики» Игра «Гудок» |
Правила поведения ребёнка в театре
1. Бывая в театре, кинотеатре, читальном зале, музее, на лекции, надо всегда помнить, что вы здесь не один: вести себя так, чтобы не мешать другим.
2. Ощущение праздника создает нарядная одежда.
3. На спектакль следует прийти за 15-20 минут, чтобы сдать верхнюю одежду в гардероб, приобрести программку, которая ознакомит вас составом исполнителей, прочесть её, найти своё место. свое место.
4. Номерок от пальто лучше положить в карман или сумочку, а не теребить в руках – чтоб случайно не уронить во время спектакля.
5. Пробираясь к своему месту, надо проходить вдоль ряда кресел лицом к уже сидящим зрителям, предварительно сказав: «Разрешите пройти». Проходить к ним спиной некультурно.
6. Главное правило, неукоснительно соблюдаемое воспитанным человеком в театре, поддержание глубокой тишины. Мобильные телефоны и пейджеры нужно обязательно выключить до начала представления.
7. В высшей степени невежливо во время спектакля обращаться с вопросами к соседям, комментировать происходящее на сцене, разговаривать, шелестеть программкой, шуршать обертками, есть.
8. Во время спектакля не разговаривай с соседями. Это мешает актёрам и отвлекает зрителей. Даже если тебе не очень нравится спектакль, обсуждать это во время действия неприлично
9. Не постукивайте ногой в такт музыке – это мешает слушать.
10. Выпить воды, съесть конфету или бутерброд вы можете в буфете во время антракта. Есть во время спектакля неприлично.
11. В антракте разговаривайте тихо – так, чтобы слышал лишь собеседник. Будьте скромны – не думайте, что окружающих интересует именно ваше мнение о спектакле, картине, лекции.
Спектакль для детей старшей группы
«Красная шапочка и Серый волк — на новый лад»
Действующие лица:
Мама (воспитатель)
Красная шапочка
Волк
Белочка
Лягушата
Цветы
Бабушка
Оформление зала: избушка, заборчик, скамеечка. Дети в костюмах; воспитатель в русском народном костюме.
Выходит Сказочница (воспитательница) и Красная Шапочка с куклой.
Красная Шапочка (качает куклу, поет колыбельную песню) :
Баю, баю, баюшок,
Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать,
Будет дочка крепко спать,
А я буду напевать,
Колыбелечку качать.
Мама (глядя на девочку) :
Наша доченька в дому –
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Красно яблочко в саду.
Мама (обращаясь к Красной Шапочке) :
Надо к бабушке пойти,
Пирожков ей отнести.
Из-за домика выглядывает Волк, он слышит разговор мамы с дочкой.
Красная Шапочка (сажает куклу на скамеечку и обращается к ней) :
Вот тут тихонько посиди
И меня подожди.
Мне надо к бабушке сходить,
Дорогую навестить.
Она, как свечка, тает,
Она по мне скучает.
Волк (из-за домика) :
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
До чего она глупа!
Сейчас ее поймаю,
До смерти напугаю.
Ох, зачесались руки,
Я весь засох от скуки.
Красная шапочка берет корзинку с пирожками и идет по тропинке в лес, поет песню Красной Шапочки
(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова). За ней крадется Волк.
Выбегают белочки, танцуют с Красной шапочкой «Ламбаду», Волк пытается поймать Красную Шапочку
Белки:
Ах проказник! Вон ступай,
Красную Шапочку не пугай!
Мы тебя злодея знаем –
Шишками закидаем.
Бросают в Волка поролоновые шишки, Волк потирает бока, нос, лоб, убегает, плачет.
Волк:
Ой, ой, ой, как больно мне!
Попало шишкой по спине.
Лучше сяду на пенек,
Посижу денек,
Шишки, раны подлечу
И девчонку проглочу.
Выбегают лягушата с гитарами, поют песни и танцуют (муз. З. Роот) .
После песни они выносят большой мухомор и склянку с микстуркой.
Лягушата:
Волка будем мы лечить,
Микстурой горькою поить,
Мухомором смажем шишки
Злому Серому волчишке.
Лучше ты не болей,
Заведи себе друзей!
Посмотри, в лесу дремучем
Какое множество зверей.
Волк встаёт, поправляет костюм, прогоняет лягушат.
Волк:
Потерял я сон, покой.
Я всё же волк, и очень злой.
Девчонку я поймаю.
Хоть не съем, но напугаю.
Девочки выходят в костюмах цветов и исполняют танец под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Подходит Волк, пытается поймать Красную Шапочку.
Цветы окружают ее.
Волк:
Откуда эта красота!
Ой, закружилась голова,
Щекочет уши, нос…
Чешусь я весь как пес!
Трет нос, убегает.
Красная Шапочка подходит к домику, в котором сидит Бабушка. Бабушка поет русскую народную песню «Прялица». Из-за домика выглядывает Волк. Бабушка видит внучку, радуется ее появлению.
Бабушка:
Внучка, милая моя!
Рада видеть я тебя…
Бабушка целует внучку. Красная Шапочка садится за стол, ставит корзинку, выкладывает пирожки на тарелку. Бабушка видит Волка.
Бабушка (лукаво) :
… Я вижу, здесь ты не одна –
С собою друга привела…
(Обращаясь к Волку) :
Проходите за ограду,
Вас я видеть очень рада.
Да за стол присядьте с нами,
Ешьте пироги с грибами.
Волк выходит из-за домика.
Волк (растеряно) :
Вот обида, да какая!
Старушка добрая такая!
К себе в гости пригласила,
Пирогами угостила.
На меня нашло наваждение.
Мне стыдно за свое поведение.
К старушке в домик я зашел,
Друзей новых здесь нашёл.
Все герои берутся за руки, поют песню в хороводе «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова) .
Уголок для родителей по театрализованной деятельности детей
Проявлять интерес, желание к театральному искусству нам помогает медиатека: сказки по программе, мелодии, детские песни, книжки-театры информация о детских писателях и многое другое.
Атрибуты, реквизит, разные театры по сказкам выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми.
Для изготовления театров привлекаю незаменимых помощников – родителей. Они с удовольствием проявляют творчество и фантазию, стараются, чтобы театры получались практичными и неповторимыми. Благодаря их желанию порадовать детей, наш театрализованный уголок превращается в сказочное действие, где кажется все персонажи, могут ожить.
Наш театральный уголок неповторим, т. к. изготовлен своими руками
Содержание театрализованного уголка составляют:
Костюмерная:
Костюмы по мотивам русских народных сказок.
Костюмы по мотивам литературных произведений.
Костюмы домашних и диких животных, насекомых, птиц.
Русские народные костюмы и элементы национальных костюмов.
Атрибуты и элементы костюмов овощей и фруктов.
Шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники.
Корзинки, сумки.
Перчатки, варежки.
Украшения
Гримерная:
Грим.
Парики.
Очки.
Носы.
Уши.
Сценическая площадка:
Съемные мини-занавесы.
Макеты деревьев.
Зрительная зона:
Стулья.
Билетная касса.
Звонок.
Мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов:
Бросовый материал.
Виды бумаги, ткани, ниток.
Ленты, тесьма.
Виды красок.
Природный материал.
Диски.
Куклы:
Ростовые – Буренка, Даренка
Кукла-шток – цветок Колокольчик
Платковая – конферансье
Марионетки – клоуны Тима и Клепа, Буратино
Театр настольный по сказкам (конусный, магнитный, деревянный) :
Маша и медведь – 2 вида, Мужик и медведь, Лиса и журавль, Журавль и цапля, Снегурочка, Липунюшка, Как коза избушку построила, У страха глаза велики, Курочка Ряба, Лиса и волк, Волк и семеро козлят, Репка – 2 вида, Заюшкина избушка, Муха-цокотуха, Колобок, Петушок – бобовое зернышко, Кот в сапогах – 2 вида, Бычок – смоляной бочок, Красная шапочка, Теремок, Морозко, Три медведя, Гуси-лебеди, Белоснежка и семь гномов, Слоненок Р. Киплинг,
Теневой театр по сказкам:
Заюшкина избушка, Курочка Ряба, Три поросенка, Динозавры
Фланелеграф:
Колобок, Рукавичка, Репка, Курочка Ряба, Персонажи из других сказок
Стендовый магнитный театр:
Три поросенка, Теремок
Пальчиковые театры:
Три поросенка (шагающий, Веселая семейка (перчатка, Семейка (деревянный, Буратино (вязаный, Курочка Ряба (фетровый)
Курочка Ряба, Репка, Колобок (деревянные)
Куклы – рукавички:
Мы в профессии играем (13 видов)
Логопедические (6 видов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – вот цель функционирования нашего театрализованного уголка «Колокольчик».
Спасибо за внимание!
Литература
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 278 с.
3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3
4. Веракса Н.Е.,Булычева А.И., Варенцова Н.С. и др. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. –М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 94 с
5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., 1956.- 305 с
6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников. – М. 1989
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
8.Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.:ВЛАДОС, 2001.
9. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию// Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2.
10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.