Сахабиева Алиса Маратовна
учитель химии
МБОУ “Гимназия №22”
г. Нижнекамск
Ключевые слова: ФГОС основного общего образования, критическое мышление, технология, приемы, вызов, осмысление содержания, рефлексия, кластер, Инсерт.
ФГОС основного общего образования основано на системнодеятельностном подходе, обеспечивающем достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы. Работая с обучающимися, педагоги находятся в поиске методик обучения, совершенствующие мыслительные способности детей. Одним из инновационных методов является технология развития критического мышления [4].
Авторами данной технологии являются Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стил. Выделяют следующие ее стадии: вызов (мотивация учеников на дальнейшую работу, постановка цели), осмысление содержания (информационный поиск и его корректировка), рефлексия (анализ, интерпретация полученных результатов) [2].
На стадии вызова можно использовать прием «Кластер», когда обучающиеся до знакомства с основным источником систематизируют информацию в виде заголовков.
Кластер- это группа объединенных смысловых элементов, графическое оформление их в определённом порядке [3].
Используем прием на уроке. Тема урока: “Фосфор: свойства и применение”. На стадии вызова организуется парная работа по заполнению кластера с помощью известной ученикам информации, например, о том, что фосфор горит, белый фосфор светится в темноте, красный фосфор применяется при производстве спичек (рис. 1).
Рис. 1. Кластер по теме: «Фосфор: свойства и применение» на стадии вызова
На стадии осмысления содержания происходит проверка предположений обучающихся. Для этого школьникам предлагается прочитать небольшой текст, используется прием “Инсерт”.
Инсерт – маркировка текста знаками по мере его чтения. Знак “+” – новая информация; “-” – противоречия ученика; “? ” – возникшие вопросы. Ученики читают текст, делают пометки на полях, заполняют таблицу [1].
Обучающиеся в группах обсуждают заполненные таблицы.
Рис. 2. Пример заполнения Инсерт
На стадии рефлексии ученики возвращаются к кластеру, делают дополнения, исправляют ошибки, устанавливают причинно-следственные связи.
После прочтения текста информация становится объёмной, появляются новые ответвления, например, “Примеры из литературных произведений”. Теперь записи обучающихся могут выглядеть вот так.
Рис. 3. Кластер по теме: «Фосфор: свойства и применение» на стадии рефлексии
Таким образом технология развития критического мышления дает возможность личностного роста обучающихся, повышает умственные способности, индивидуальность. Применяя приемы «Кластер» и «Инсерт» можно построить образовательный процесс, где ученики выполняют самостоятельную и сознательную деятельность.
Список литературы
1. Ачаева М.С. Развитие критического мышления на уроках химии на английском языке с применением метода INSERT / М.С. Ачаева, А.М. Сахабиева // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: сборник научных трудов. – Елабуга: ЕИ КФУ, 2022. – С. 228-230.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011 — 223 с.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская — «КАРО», 2009 — (Уроки для педагогов) – 84 с.
4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.09.23).