Филатова Наталия Александровна
Кайкы Галина Юрьевна
музыкальные руководители
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №55 “Шалунишка”
г. Набережные Челны
Цель: Способствовать развитию интереса детей к изучению культуры народов Поволжья, а также культуры народов мира.
Задачи:
- развивающие:
способствовать активизации словарного запаса, способствовать закреплению навыка счета, навыка подбора глаголов на татарском языке и построению фраз приветствия и знакомства.
- воспитывающие:
поощрять проявлению в детях чувства эмпатии, любви к своему городу, воспитание уважения к культуре татарского народа, народов Поволжья и народов мира.
- обучающие:
закреплять умение согласовывать танцевальные движения со словами хоровода и песни, способствовать проявлению положительных эмоции в играх, игровых песнях.
Предполагаемый результат: воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей, уважение к культуре других народов.
Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, восприятие фольклора, музыкальная деятельность.
Индивидуальная работа: разучивание с солистами в песне «Город наш родной» танцевальных движений; подготовка роли Русалочки (ребенка).
Словарная работа: юрта, Су Патшасы, Русалочка ,Краб
УМК: исәнмесез, балалар, хәләрегез ничек,бер, ике, өч, безнен, кулда көч, әйлен-бейлен, Яр Чаллыда.
Предварительная работа: подготовка оборудования, декораций, сценических костюмов Краба и Русалочки, атрибутов к играм
Оборудование: проектор, музыкальный центр
Вед: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез!(Здравствуйте!)
Вед: Хәләрегез ничек? Как ваши дела?
Дети: Эйбэт, рэхмэт! Хэллэр ничек? Хорошо,спасибо! А у Вас как?
Вед:Эйбет,рэхмэт! Хорошо, спасибо!
Вед: Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение, а прислала его Морская Царица Су Патшасы. Видно, у нее что-то случилось! (На экране появляется Су Патшасы)
Су Патшасы: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Помогите мне, пожалуйста! Старый дядюшка Краб заточил мою Русалочку в темную пещеру. Помогите ее вызволить! Что-то у него случилось, поэтому он так на всех зол!
Вед: Как же нам оказаться в морском царстве? А помогут нам волшебные слова. Давайте покажем, какие мы сильные. “Бер, ике, өч, безнен кулда көч»
(«Раз, два, три, в наших руках сила») Слышите, сюда кто-то идет? (Входит Краб)
Краб: Ух, как я расстроен! Рассыпались буквы в моем любимом слове, наверное, это Русалочка с ними играла! А вы кто еще такие?
Вед: Син кем? Кто ты?
Дети: Мин малай, мин Ваня. Мин кыз, мин Карина. Я мальчик, Ваня. Я девочка, Карина, мы хотим, чтобы вы выпустили Русалочку!
Краб: А вы выполните мои задания? Соберете мое любимое слово? Тогда и отпущу Русалочку.
Вед: Скажите, уважаемый дядюшка Краб, а где же буквы в этом слове? И какое будет ваше первое задание?
Краб: Очень грустно мне бывает иногда на дне морском, никто песни не поёт, не танцует. Может, вы повеселите меня?
Вед: Конечно! Вставайте с нами в хоровод « Әйлен-бейлен»
Хоровод « Әйлен-бейлен»
(На экране появляется первая буква – Р)
Краб: Какие вы молодцы! Одну букву открыли. А откуда вы прибыли сюда, ко мне, в морское царство?
Реб: Мин яшим Яр Чаллыда. Мин Яр Чаллы яратам. Я живу в городе Набережные Челны. Я люблю город Набережные Челны.
Реб: Наша песня «Город наш родной» и расскажет вам о нашем любимом городе «Набережные Челны»
Песня «Город наш родной»
(на экране появляется буква – Э)
Вед: В нашем городе живут разные народности, все мы живём в мире и согласии. Дети любят играть в башкирскую игру «Юрта»!
Башкирская игра «Юрта»
(Перед игрой дети строят «домики», берясь за концы большого платка, в середине – ребенок, изображает крышу. Под музыку все дети танцуют, по окончании музыки все разбегаются к своим платкам и какая команда быстрее построит свой домик, та и выигрывает)
(на экране появляется буква – Х)
Вед: Вот здорово! Уже три буквы есть! Еще немного, дядюшка Краб, и мы соберём ваше слово! А знаете, в наш город часто приезжают гости со всего мира. А вон и они, гости с Америки! Приехали узнать, как мы живём и посмотреть наш завод «КАМАЗ»
Песня-игра «Clap»
(дети берут куклы, «гостей» разных национальностей, показывают движения с ними под песню)
(На экране появляется буква – М)
Краб: От вашей замечательной песни нашлась ещё одна буква! Как я рад, что вы мне помогаете!
Мальчик: Мы дружные ребята!
Нам нравится читать, считать.
Когда пойдём мы в армию,
Команды командира будем выполнять!
Игра «Командир»
1 часть: дети «плавают» под музыку
2 часть: ведущий говорит: «Мы приплыли на Остров спортивный».
Называет команды: сикер(прыгай), йөгер(беги), туп уйна (играй с мячом)
Или : «Остров музыкальный»: жырла(пой),бие(танцуй)
Устали плавать: утыр(сядь), йокла(спи)
Вед: Вот так напутешествовались, устали. Ваня, син нишлисен? Ваня, что ты делаешь?
Ваня: Мин йоклам. Я сплю.
Ведущий опрашивает так несколько детей.
(появляется буква – Э)
Краб: Ух, как понравились вы мне, ребята! Даже жалко мне будет с вами расставаться, и смелые, и смышленые, танцевальные и музыкальные.
Вед: А наши красивые национальные полотенца будут вам от нас памятным подарком.
Игра « Узоры на полотенцах»
(дети на бумажных полотнах приклеивают татарские узоры-заготовки из самоклеющей бумаги, дарят потом Крабу)
(появляется буква – Т)
Дети читают слово –«РӘХМӘТ»
Краб: Вот оно, мое любимое слово. А что оно означает? А какие (нинди?) еще вежливые слова на татарском языке вы знаете?
Дети: Хәерле көн – добрый день, хәерле иртә – доброе утро, рәхмәт – спасибо, хәлләр ничек – как дела, әйбәт – хорошо, исәнме – здравствуй, исәнмесез – здравствуйте, сау бул – до свиданья, сау булыгыз – до свиданья.
Краб: Какие вы молодцы! Вот вам ваша Русалочка! (выводит ее за руку)
Вед и дети: Ура!
Русалочка: Зур рәхмәт, балалар! Большое спасибо, ребята! Спасибо, что освободили вы меня! Вот будет рада Су Патшасы, когда мы с ней снова увидимся!
Вед: Мы очень старались помочь тебе, Русалочка!
Русалочка: А на прощание я хочу вам подарить вот такие морские конфеты!
Дети: Рәхмәт! Спасибо!
Вед: А нам пора домой! (Повторяют волшебные слова)
Вед: Ребята, вот мы и вернулись. Как здорово, что мы освободили Русалочку. Наши знания,доброта и взаимовыручка помогли собрать слово.Мы и дальше будем изучать язык, культуру, традиции татарского,русского народа, народов Поволжья и всего мира. А эти конфеты мы возьмем в группу и там полакомимся ими.