Алеева Лейля Хусаиновна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Арский детский сад №8»
г. Арск, Республика Татарстан
Актуальность
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю своей страны, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Собственный опыт работы показал, что формирование нравственно – этических чувств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к татарской народной культуре, а также таких педагогов как А.П. Усова, К.Д. Ушинский пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей. Народные и хороводные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. А.П. Усова, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды его окружающей. Они считали народные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества.
Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать методический проект: «Татарские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры”.
Проект построен на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения
Цель: Создание системы деятельности по приобщению детей к истокам национальной культуры, через татарские народные и хороводные игры.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре Татарстана.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводные игры).
- Способствовать развитию у детей лучших черт в характере.
- Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Ожидаемый результат
- Пробуждение интереса к истории и культуре Родины.
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок.
- Умения играть в татарские народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в татарских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, народные игры).
- Использование атрибутов татарской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – сентябрь – октябрь
- Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
- Выбор методов диагностики.
- Изучение литературы по народным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам национальной культуры.
- Подготовка проекта «Татарские музыкальные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
2 ЭТАП
Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель
Срок |
Направления деятельности |
Вид деятельности |
Названия |
Сентябрь |
Работа с детьми |
Народные игры |
Игра с пением: «Тюбитейка», тат.нар. игра; музыкальная игра: Будем дружить», тат. нар.мелодия в обр. Д. Камалеевой. |
Хороводные игры |
«Әйлән-бәйлән”, муз. Ф. Абубакирова, сл. Р. Миннуллина. |
||
Октябрь |
Работа с детьми |
Народные игры |
Игра с пением: «Где платок», тат.нар. игра, обр. Л. Тумашёва.; подвижная музыкальная игра: «Оясыз кош» |
Хороводные игры |
«Голубое озеро», муз. С. Сайдащева, сл. Г. Насыри. |
||
Праздник |
“Сөмбелә” |
||
Народная игра |
Подвижная игра “Буш урынлы” |
||
Ноябрь |
Работа с детьми |
Народные игры |
«Ачыкавыз» тат. нар. мелодия; «Передача платочка», тат.нар. мелодия, обр. Ф. Залялютдиновой. |
Хороводные игры |
«Кария-Закария», тат. нар. песня, обр. В. Валиевой. |
||
Праздник |
«День матери» (“Әниләр көне”) |
||
Декабрь |
Работа с детьми |
Народные игры |
Подвижные: «Кот и мыши» |
Хороводные игры |
«Кап та коп» |
||
Январь |
Работа с детьми |
Народные игры |
«Малика», муз. Ф. Шаймардановой, сл. нар. |
Хороводные игры |
«Весёлая игра», тат.нар. мелодия, обр. Р. Сабитова. |
||
Февраль |
Работа с детьми |
Народные игры |
«Найди себе пару», тат.нар. мелодия, обр. Ф. Залялютдиновой. |
Хороводные игры |
“Чума үрдәк, чума каз” |
||
Совместно с педагогами |
Развлечение |
“М. Җәлил- язучы герой” “Туган телем-саекмас чишмә” |
|
Март |
Работа с детьми |
Народные игры |
“Дустым бар”, муз. Л. Батыр-Булгари, сл. нар. Подвижная игра: “Куышу” |
Хороводные игры |
“Голубой цветок», муз. Ф. Шаймардановой, сл. нар. |
||
Апрель |
Работа с детьми |
Народные игры |
Подвижная игра: “Карусель”; “Кулъяулык” |
Хороводные игры |
«Шома бас» тат.нар. песня. |
||
Совместно с педагогами |
Развлечение |
Литературно- музыкальный праздник «Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген..” |
|
Май |
Работа с детьми |
Народные игры |
Подвижная игра: “Шат балалар”; “Төймә”, тат. нар. песня игра. |
Хороводные игры |
«Эх, зилем, зиләлем”, тат.нар. песня игра |
3 ЭТАП
Аналитический – май
- Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.
- Обобщение, систематизация и диссеминация опыта.
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительных групп;
- Воспитатели;
- Родители воспитанников.
Длительность проекта: 8 месяцев
Общий результат: создание системы деятельности по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект)
Продукт:
- Изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.
- Презентация проекта.
Литература
- Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова /Методическое пособие/ – Мозайка – Синтез, Москва 2005
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н.
/ Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
- Уйный-уйный үсәбез. Автор: К. В. Закирова/Учебное пособие/-Мәгариф,Казань 2005
- Региональная программа дошкольного образования. Автор: Р. К. Шаехова-РИЦ,Казань 2012