Мишина Мария Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Сегодня я представляю вам опыт работы по теме «Использование «Песочной терапии» в развитии детей дошкольного возраста».
Свой мастер-класс я бы хотел начать со слов основателя песочной терапии Карла Густава Юнга: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
Песок- это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы.
Песок – это материал, который доступен каждому, кто хотел бы с ним работать. Ребенок не боится песка, потому что с малых лет отправляют ребенка в песочницу, которая есть в каждом дворе, детском саду.
– Кто из нас в детстве не играл c песком? А вы, играли? Ну, конечно! Ведерко, формочки, совок – первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Первая любовь!
А сейчас я хочу пригласить вас побыть детьми и поиграть с песком.
Посреди двора гора,
На горе идет игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок.
Прежде, чем нам начать работать с песком, мы должны познакомиться с песком, поприветствовать его. Готовы. Разогреем наши ручки (потирают руки). Закрыли глазки, попробуйте дотронуться до песка. Сейчас мы руками проводим по песку, и вы, глядя на нас, должны почувствовать какой он ласковый, какой он мягкий. А еще, какими словами можно описать песок?
А какие ассоциации у вас вызывает песок?
С песком замечательно работается на листе ватмана, на случай, если у вас нет в группе «песочницы». Итак, техника, с которой начинается работа с песком – называется мотивационная техника. С нее всегда мы с детьми заходим в песочницу и в работу с песком. Почему важны мотивационные техники? Во-первых, они вызывают доверие к песку, во-вторых, вызывают интерес к песку. Если есть эти 2 фактора – доверие и интерес – у вас будет реально хорошая работа с песком.
1 этап – Пожалуйста, из кучки песка, расположенного перед вами сделайте максимально высокую горку.
2 этап – вы знаете, что существует 3 песочных дождя: представьте, что это песок. Я набираю в кулачок песок, и рассыпаю его – это маленький дождик, затем средний дождик. И самый веселый, который так любят дети – самый высокий дождь. Ваша задача – сделать 3 дождя, и отследить, какой дождь вам более интересен.
И если ваш сосед весь в песке – это нормально!!!
Следующий этап – мы будем работать в парах – это самые любимые игры
Предлагаю игру «Точь- в- точь». Один ведущий, другой – ведомый. Один что-то делает, задача ведомый выполнять точные действия, без искажений, в том же темпе за ведущим.
Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к песку. Теперь вы уже и не взрослые, и еще не дети!!!
Игра «Обратные действия». Данная игра оживляет, дает возможности здоровой конкуренции, вводит в контакт, дает мотивацию на лидерство.
Вы продолжайте!
Еще одна техника, которая замечательна для работы в парах и называется она «Пальчиковые походы».
Песку придаем форму круга. Ребенок выбирает 2-3 игрушки. Закрывает глаза. Взрослый расставляет игрушки по кругу. Ребенок закрытыми глазами, шагая двумя пальчиками, находит игрушки.
Задача вслепую обследовать все поле, и как можно скорее найти игрушки.
1,2,3 – начало игры!
Теперь вы в свои сколько то лет впервые отправились в пальчиковый поход – это серьезное дело!.
Если мы работаем в песочнице, то ребенку предлагают сито. Ребенок закрытыми глазами набирает песок в сито, трясет, пока не найдет игрушку. Затем обследует его (закрытыми глазами), называет предмет. Можно использовать геометрические фигурки. И в следующий раз ребеночек с удовольствие бежит к вам, потому что у вас есть ситечко.
Игры на формирование математических представлений – «4 угла».
Следующий этап – из песка создайте блинчик толщиной с мизинчик, ровный, круглый. Хорошо. А теперь из тарелки сделайте квадратик. Вот кто в реальной жизни может из тарелки сделать квадратик, на песке можно всё! Теперь украсьте квадратик татарскими узорами, используя только 2 мизинца, работая одновременно. Матур булсың!
Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, и я хочу вас познакомить с кинетическим песком.
Кинетический песок – это инновационная арт-терапевтическая техника.
На первый взгляд он напоминает морской влажный песок, но как только берешь его в руки – проявляются его необычные свойства.
Предлагаю игру «Бусы для мамы». «Что же делать? Где взять бусы для мамочки моей? Ничего, я постараюсь и слеплю их поскорей!».
Цветной песок – это удивительный материал для создания «насыпных» картин, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
Песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет. Желтый цвет – наполняет теплом; красный – добавляет оптимизма; синий – действует успокаивающе; зеленый – вдохновляет свежестью.
Как же красиво у вас получилось! Матур! Әйбәт!
Понравилось вам украшать платочек? Как видите, работать с песком – это очень интересно, увлекательно и здорово!
Рисование песком на световых планшетах – сейчас становится все более популярным направлением песочной терапии. Процесс создания песочных картин становится для детей новой интересной и увлекательной игрой.
Для того, чтобы научиться рисовать песком на световом планшете, нам нужно освоить 2 основные технологии – это
1. рисование на стекле темными линиями – аккуратненько тоненькой струйкой высыпаем песок на световой стол. И все можно изобразить – дом, солнце, деревья, целые города.
2. рисование на песке белыми линиями – если мы рисуем ноготком – получаются тонкие линии, если – указательным пальцем – линии потолще, если используем торец большого пальца – то получаются широкие жесты.
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто пальчиком черчу,
Все, что только захочу.
Я рисую небосвод,
Вот и солнышка черед.
Облака, совсем не тучи,
А внизу дубок могучий.
Я рисую на песке
Три цветочка на лужке.
Три волнистых линии,
Это море синее.
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое,
Желтое и жаркое.
Я рисую, мне не лень,
За окном хороший день.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит, процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит, нет и поводов для расстройства. Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
Закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами Галины Эль – автора книги «Человек, играющий в песок»
Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.
Песочные волны податливы и изменчивы.
Они пропускают через руки то,
что не слышит сознание