Салахова Лилия Идрисовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Радуга
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Тематическое занятие в форме квест- игры «Помоги светофору» в старшей группе
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы безопасности поведения на дороге.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и необходимости их соблюдения в целях безопасности;
- Систематизировать знания детей о дорожных знаках и правил перехода через улицу.
Развивающие:
- Развивать речевую и двигательную активность детей, умение отвечать на вопросы;
- Развивать внимание, память, сообразительность.
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу, умение добиваться поставленной цели;
- Воспитывать желание соблюдать ПДД.
Методы и технологии:
Игровой метод, наглядный метод, практический метод, частично – поисковый метод, словесный метод, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
- Конверты с заданиями и сигналами (зеленый, красный и желтый круг) светофора, музыкальные диски;
- Письмо от Шапокляк;
- Жезл, светофор, дорожные знаки, картинки .
Предварительная работа:
Работа с детьми:
Беседы: «Что такое транспорт?», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Мы знакомимся с улицей», «Наша улица», «Какие бывают машины?», «Мы пешеходы», «Как я шел с мамой в детский сад», «Осторожно, незнакомец», «Если ты гуляешь один», «Правила поведения в общественном транспорте», «Опасные участки на пешеходной части улицы»,
«Для чего мы должны знать правила дорожного движения».
Игры: настольно-печатная игра: «Законы улиц и дорог», кроссворды по ПДД, сюжетно-ролевая игра: «Автобус», Дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Красный-зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Я шофѐр», «Светофор», «Собери светофор», «Красный, жѐлтый, зелѐный», «Что? Где? Откуда?»,
«Пройди, не ошибись», «Как правильно переходить улицу». Театрализация: обыгрывание правил поведения пешеходов с помощью разных кукол. Речевые игры: «Говорящие
знаки», «Виды перекрестков», «Узнай по описанию дорожный знак».
Подвижные игры: «Водители», «Тише едешь-дальше будешь»,
«Воробушки и автомобиль», «Действуй по сигналу!», «Сигналы светофора» и др.
Чтение художественной литературы: Носов Н. «Автомобиль»;
Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор», Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А. «Моя улица». Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках. Просмотр мультфильма «Смешарики».
Продуктивная деятельность:
- Аппликация: «Пешеходный переход», «Дорожные знаки».
- Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом!», «Дорожные знаки», «Спец. Транспорт».
- Лепка «Дорожные знаки».
- Конструирование из мелкого строительного материала «Моя улица» с дальнейшим обыгрыванием построек.
Слушание музыкальных произведений: Разучивание песен: «Правила дорожного движения», «Частушки о правилах дорожного движения», «Песня про светофор», «Этот мир состоит из пешеходов».
Алгоритм подготовки квеста (для педагога):
- поиск проблемной ситуации – пропажа сигналов светофора;
- изготовление макета светофора и разрезных сигналов;
- поиск сказочного героя (отрицательного) – Шапокляк;
- подбор заданий для квест-игры;
- распределение заданий по конвертам и их нумерация;
- раскладывание конвертов с заданиями , для получения цепочки действий;
- подготовка оборудования (обручи, мячики, жезл);
- подбор музыкального сопровождения.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний основ правил дорожного
движения дошкольником;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения на улица и дорогах города;
- сокращение уровня травматизма в результате
дорожно-транспортных происшествий среди детей дошкольного возраста.
Использованная литература
1.Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е., Минниханов Р.Н. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», г. Казань 2008г.
2.Вераксы Н. Е. , Васильевой М.А. , Комаровой Т.С. Программа «От рождения до школы». Под ред. , (М.: Мозаика – Синтез, 2014)
3. Галеева Г.А., Гаффарова С.М., Ахмадиева Р.Ш. «Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах», Казань 2008г.
Ход игры: (входят под музыку)
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
У меня для вас загадка:
Вот трехглазый молодец,
До чего же он хитрец
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…( светофор)
Ведущий: Ребята, посмотрите на наш светофор.
Дети смотрят и замечают, что у светофора не хватает цветных сигналов. (Детям показывают макет светофора, на котором вместо цветных сигналов белые круги.) В уголке вставлен конверт.
Ведущий: Что же с ним случилось?
Ребята! Посмотрите, здесь письмо, давайте его прочитаем.
«Я вчера была в вашем городе. И видела там странный предмет, он стоит на пересечении дорог. Стоит никому ненужный и мигает разными цветами. Я забрала разноцветные сигналы! Если хотите их вернуть, следуйте моим указаниям! В конверте лежит первое задание» «Шапокляк»
Ведущий: Ребята, скажите, нам нужен светофор? (Ответы детей).
Ведущий: Да ребята . Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности.
Ведущий: Давайте поможем светофору и найдем сигналы, чтобы светофор нам всегда помогал на дороге.
(Ребята соглашаются, что светофору нужно вернуть сигналы. Ведущий читает первое задание.)
Ведущий: Слушайте первое задание.
1.Назовите дорожные знаки, и переверните их. Прочитайте слово, и вы узнаете, где спрятан сигнал светофора и следующее задание.
(Предлагаются картинки дорожных знаков: Пешеходный переход; Велосипедная дорожка; Движение пешеходов запрещено; Дети; Движение на велосипедах запрещено: Подземный переход, (на другой стороне знаков приклеена буква).
(Дети называют дорожные знаки по порядку. Потом их переворачивают.) Получается слово – краски. Там находится часть сигнала светофора и следующее задание. Ребята ищите краски.
(Дети ищут и находят конверт в шкафу на полке, где стоят краски, отдают его ведущему).
Ведущий (отдает красный сигнала светофора детям ) и читает задание).
– возьмите красный сигнал светофора и поставьте его на макет светофора..
Ведущий:
2.Задание: «Отгадай загадки»
(Дети отгадывают загадки)
А)Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно (Перекресток)
Б)Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать (Тротуар)
Б)Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать(Светофор)
В) Командуя жезлом,
Он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник,
Машин дрессировщик,
А имя ему — …(Регулировщик)
Ведущий: (читает в письме) Соберите пазлы и узнаете, где искать жёлтый сигнал светофора! и прочитаете следующее задание (Пожарная машина).
– Ищем пожарную машину!
(Дети находят конверт. Ведущий достаёт жёлтый сигнал светофора).
– Возьмите жёлтый сигнал светофора и поставьте его на макет.
Слушаем задание (читает) Игра «Транспорт»
Ведущий: Назовите, пожалуйста, виды транспорта?
(Дети называют виды транспорта)
– Сейчас я вам раздам картинки с изображением разного вида транспорта.
(Детям раздаются карточки с изображением разного вида транспорта).
Под музыку все танцуете, а по окончанию музыки встаёте к стойке с картинкой своего вида транспорта.
Ильшат Ришатович (сотрудник ОГИБДД) посмотрите пожалуйста, все дети правильно выполнили задание?
Молодцы ребята!
(Ведущий читает надпись в письме).
– Ищите следующее задание в предмете разрешающего сигнала светофора?
-Какого цвета этот(разрешающий) сигнал? (Дети: зелёного)
– Ищите предметы зелёного цвета, где может быть спрятано письмо.
(Это зелёные шторы, стол, коробка).
Дети находят конверт в зелёной коробке, отдаёт ведущему.
(Ведущий читает следующее задание).
Ведущий: Внимание на экран (Презентация). Найди кто нарушает правила дорожного движения?.
(Дети обсуждают дорожные ситуации вместе с ведущим).
(читает следующее задание в письме от Шапокляк).
Ведущий: «Угадай звук транспорта» .Вам ребята предстоит внимательно слушать звуки транспортных средств, узнать и показать соответствующие движения транспорта.(Дети под музыку изображают грузовую машину, пароход, поезд, самолёт, лошадь).
Ведущий: А вот и последний сигнал светофора (зелёный).
Спасибо ребята! Вы выполнили все задания Шапокляк, поэтому получайте от неё ещё один конверт с подарками(светоотражающие значки).
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Правила дорожного движения»
Там где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Припев:
Правила дорожного движения
С детства знаем мы.
Если соблюдать правила всегда,
Будете правы.
Пусть запомнят твёрдо дети
Поступает верно тот
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт.
Ведущий: Молодцы ребята Вы нашли сигналы светофора. Мы помогли светофору, и теперь он тоже будет нам всегда помогать в дороге.