Наиля Абдулловна Хамитова
учитель начальных классов
МБОУ «Аксубаевская СОШ № 2»
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Тема: Общее представление о частях речи
Предметная цель: формирование общего представления о частях речи;
формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; выявление характерных признаков частей речи.
Метапредметные цели: формирование УУД:
Регулятивные:
умение прогнозировать предстоящую работ; принимать учебную цель и задачу; выдвигать гипотезы, контролировать и оценивать свои действия, действия своих товарищей; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
– умение извлекать информацию из учебника, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей, воспитывать ответственность за свою работу, развивать мотивацию к учению и познанию, готовность и способность к саморазвитию.
Оборудование: ИКТ, интерактивная доска, электронная презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык», 2 часть, В. П. Канакина.
- Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Деятельность учителя: приветствие; настрой на работу.
Деятельность ученика: слушание, выполнение инструкции.
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю – ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу – в добрый час!»
-Здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами на уроке русского языка.
– Посмотрите друг друга, улыбнитесь и тихо сели.
II. Актуализация знаний
Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
Деятельность учителя: задаёт вопросы, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.
Деятельность ученика: слушание, ответы на вопросы, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.
– Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент (Мультф. «Мальчиш-Кибальчиш»)
- Внимание на экран.
- Что вы увидели? Что они делают?
- Что мы используем, когда разговариваем? А из чего состоит наша речь?
- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать, как вы думаете?
- Конечно, навести порядок.
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока.
Цель – открытие нового способа действия.
Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.
Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.
– Ребята рассмотрите рисунок на слайде (1)
– Кто изображён на рисунке? Вы назвали слова – названия предметов.
– Что мы видим на рисунке? Вы назвали слова – названия предметов.
– Что делают девочки? Что делают ветераны?
Вы назвали слова – названия – действий предметов.
– Что мы можем сказать о ветеранах? Какие они?
– Что мы можем сказать о цветах? Какие?
Вы назвали слова – названия – признаков предметов.
– А теперь, ребята, я попрошу вас взять карточки со стола и прочитать слово, которое записано на них.
– Встаньте, у кого на карточке записаны слова – названия предметов.
Подойдите ко мне. Это ваша группа. (карточка)
– Встаньте, у кого на карточке записаны слова – признаки предметов.
Подойдите ко мне. Это ваша группа. (карточка)
– Встаньте, у кого на карточке записаны слова – действия предметов.
Подойдите ко мне. Это ваша группа. (карточка)
– Молодцы, вы распределились на группы. А теперь подумайте, на какой вопрос отвечают слова вашей группы.
– На какой вопрос отвечают слова – названия предметов? (1 группа)
– На какой вопрос отвечают слова – признаки предметов. (2 группа)
– На какой вопрос отвечают слова – действия предметов. (3 группа) (Слайд2)
– Молодцы. Спасибо. Займите свои места.
– Изучая слова нашего языка, учёные заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают, т. е нашу речь можно разделить на разные части, большие группы, что вы сейчас и сделали.
– Ребята, как вы думаете – какая сегодня будет тема урока? (Слайд3)
– Какие цели мы поставим?
– Я тетрадочку открою
И как надо положу.
– Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классную работу.
– Откройте учебники на стр. 40. Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова? Прочитайте самостоятельно текст правила.
– Что же называют частями речи? Прочитайте предложение.
– Какую функцию выполняет каждая часть речи? Прочитайте
– Какие названия есть у каждой части речи? Прочитайте.
-Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными. (Слайд4)
– Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопрос, какой? называются именами прилагательными.
– Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Называются глаголами.
– Ребята, а удобно ли записывать такие длинные названия?
– В русском языке принято сокращать части речи на письме:
Существительное – сущ., Прилагательное – прил., Глагол – гл. (Слайд5)
- Первичное закрепление
Цель – открытие нового способа действия.
Деятельность учителя: создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.
Деятельность ученика: совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.
– Ребята, а сейчас поработаем в группах. Перед вами конверты со словами. 1 группа (карточка) выбирает из всех слов только имена существительные, 2 группа (карточка) выбирает только имена прилагательные, 3 группа (карточка) выбирает глаголы.
Проверка.
– Прочитайте имена существительные.
– Прочитайте имена прилагательные.
– Прочитайте глаголы? (Поставить карточки им. сущ., им. прил., гл.) Молодцы!
V. Физкультминутка. (показать)
Сущ. – руки верх, прил. – руки в стороны, глагол – присесть.
Парта, писать, красивая, прыгать, учебник, мудрая, тетрадь, кушать, играть, снег, белый.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.
– Продолжаем работу. Перед вами лежат задания на листочках. Возьмите по одному. Прочитайте задание. (В каждой строке зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи). Выполняет каждый самостоятельно.
Взаимопроверка (Слайд 6. Эталон оценок)
– Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и, проверьте по эталону на слайде. Если задание выполнено правильно ставите рядом +. Посчитайте количество + и поставьте оценку по эталону.
Без ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2-3 ошибки – «3».
– Встаньте те, кто получил «5». Молодцы ребята! С заданием вы справились. Садитесь.
– Ребята эти работы сдадите мне в конце урока. Это ваш билетик на выход.
-Как называются слова, записанные на первой строчке?
-Как называются слова, записанные на второй строчке?
-Как называются слова, записанные на третьей строчке?
– Ребята, очень скоро какой праздник мы будем отмечать?
– Ребята, посмотрите на слова, над которыми вы работали, вспомните фрагмент мультфильма, рисунок с ветеранами, что вы заметили? (Слайд 7) (связаны с защитниками Родины)
– Этот праздник – День защитников Отечества – важный праздник, тем более в этом году отмечается 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне.
VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (Слайд8)
– Домашнее задание упр. 72. По выбору: записать одно предложение по памяти, а кому сложно может списать. И сверху над выделенными словами поставить какой частью речи является это слово.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (подведение итогов занятия. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности).
Цель – осмысление своих достижений.
Деятельность учителя: задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.
Деятельность ученика: высказывание суждений.
– Что нового узнали на уроке?
– Над какой темой мы сегодня работали? С какими частями речи познакомились?
– Сегодня вы узнали о трёх частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими – то вы будите знакомиться в начальных классах, а с какими-то познакомитесь в старших классах.
– Мы достигли поставленных целей?
А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. (Слайд9)
– Те, ребята, которые всё поняли и смогут объяснить эту тему другому, поднимите зелёную звёздочку.
– Те, ребята, которые всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь, поднимите жёлтую звёздочку.
– Те, ребята, которым нужна помощь, поднимите красные звёздочки.
– Молодцы, вы очень активно и внимательно работали на уроке.
– Спасибо всем за работу!