Маннанова Галина Михайловна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
г. Казань, Республика Татарстан
«…без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности нет народа!»
Г.Н. Волков
Приобщение к культурам разных национальностей способствует формированию этнотолерантности – важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Основные национальные ценности выражаются в осмысленном восприятии окружающего мира, в своеобразии жизни своего края, страны. Чем больше знаний о своей родной культуре, тем легче понять и принять культуру другого народа, быть терпимее к иным культурным традициям. Для подрастающего поколения россиян национальная культура становится первым шагом к изучению богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формированию собственной личностной культуры.
В реализации внеурочного мероприятия «Фестиваль народов России» (далее – Мероприятие) примут участие не только обучающиеся и педагоги Лицея, но и творческие коллективы и представители родительской общественности. Реализация Мероприятия будет направлена на:
-увеличение доли обучающихся, участвующих в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию;
-расширение знаний обучающихся о культуре, традициях, обычаях народов России; уважение к истории и культурным и историческим памятникам;
-сформированность чувства принятия, уважения культуры, традиций, обычаев народов России;
-сформированность уважения к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая солидарность, готовность к равноправному сотрудничеству;
-формирование ценностных представлений о любви к России, народам российской Федерации, к своей малой Родине;
-сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
-вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
-развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Обоснование
Концепция мероприятия – это проведение фестиваля народов России в Лицее. В рамках него обучающиеся смогут познакомиться с этнокультурным многообразием и многонациональным укладом народов России. Знакомство пройдет с помощью презентаций (показов), специализированного маркета-выставки, выступлений с этническими песнями, танцами и играми.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретается в результате длительной целенаправленной воспитательной работы по формированию человека, начиная с самого раннего возраста. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. С теми событиями, что происходят в настоящее время, эта тема стала наиболее актуальной как никогда. Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, о ее народах, желание изучать ее в будущем. Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.
Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.
Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания.
ЦЕЛЬ: формирование чувства народного единства и изучение особенностей культур народов России через проведение фестиваля народов России
ЗАДАЧИ:
- подготовить положение о фестивале;
- подготовить площадку и материально-техническое обеспечение фестиваля;
- познакомиться с различными национальными культурами народов России;
- провести фестиваль культуры народов России;
- вовлечь в совместную творческую деятельность педагогов, детей, родителей.
- знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;
Участники мероприятия: обучающиеся 5-11 классов, родители (законные представители), педагоги Лицея.
Используемые методы и приемы:
- метод коллективных творческих дел;
- технология развития критического мышления;
- отсутствие навыка совместной деятельности участников проекта
Возможные риски мероприятия
- пассивность участников образовательного процесса;
Ожидаемые результаты :
- актуализировать интерес к культуре разных народов России;
- освоение ребёнком общечеловеческих ценностно-культурных, социальных, моральных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам;
- созданы условия для формирования у участников мероприятия толерантного отношения к представителям народов России;
4) повысить мотивацию к совместной творческой деятельности;
5) формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Планирование мероприятия
Подготовительный этап:
1) актуализация проблемы взаимоотношений (проведение классных часов и тематических бесед «Россия – наш общий дом!»);
2) проведение родительских собраний, заседание общешкольного родительского комитета (выбор темы, постановка целей и задач, оказание помощи в реализации мероприятия);
3) создание совместных творческих групп по желанию участников ;
4) планирование работы групп (изучить, представители каких национальных культур учатся в классах нашего Лицея, выбор национальности, о которой будет рассказано в ходе фестиваля, способ презентации выбранной национальности);
5) реализация плана работы с промежуточными отчётами (изучение информации по выбранной национальности: географическая справка, историческая справка, государственные символы, национальный костюм, особенности народного творчества, особенности народных промыслов, национальные блюда)
Основной этап (проведение фестиваля) (Приложение 1):
1) начало фестиваля. Представление жюри и команд-участниц;
2) визитная карточка команды с презентацией и комментарием;
3) концертные номера (песни, танцы, инсценировки, игры-забавы);
4) дегустация национальных блюд;
5) знакомство с выставкой работ.
Заключительный этап:
1) подведение итогов фестиваля;
2) награждение всех классных коллективов по номинациям;
- урок-экскурсия для 1-4 классов;
4) рефлексия (выставки рисунков, поделок; конкурс эссе на темы «Что я узнал о культуре разных народов», «Что дал мне фестиваль» или на свободную тему)
Порядок организации и проведения
В работе Фестиваля национальных культур принимают участие обучающиеся 5-11 классов Лицея, родительские комитеты, классные руководители и учителя-предметники.
При подготовке к фестивалю каждый класс (5-11) выбирает одну национальность, которая проживает на территории России. Проводят исследовательские работы с целью познакомиться с бытом, традицией и национальным костюмом данного народа.
Сам фестиваль проходит 2 дня. Конкурсная программа фестиваля включает следующие номинации:
- “Национальные традиции и обряды”
Участники конкурса представляют описание или демонстрируют национальные обряды, так же рассказывают о традициях народа.
- “Национальные игры”
Участники конкурса представляют национальные и народные игры, проводят их с участниками фестиваля.
- “Национальный костюм”
Демонстрация национального костюма или его детали. Демонстрация сопровождается рассказом об истории, символике и способов изготовления данного изделия.
- “Декоративно-прикладное творчество”
В конкурсной программе данной номинации принимают участие авторы творческих работ и хранители семейных реликвий (представлены народная игрушка, вышивка, ткачество, лоскутное шитье, вязание, плетение, бисер, резьба по дереву, керамика и т. д.).
- “Блюдо национальной кухни”
Участникам конкурса необходимо представить приготовленные блюда, рассказать о национальных традициях, связанных с этими блюдами, красочно оформить рецепты представленных блюд.
- “Национальные песни и танцы”
Участники конкурса исполняют национальные песни, произведения фольклора на национальном языке, демонстрируют национальные танцы.
Участники конкурса могут выбрать любую номинацию (допускается участие в нескольких номинациях). Продолжительность выступления участников не более 5 минут.
Результаты мероприятия:
- обучающиеся имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми разных народов, населяющих Российскую Федерацию;
- обучающиеся с уважением и интересом относятся к традициям других народов;
- обучающиеся умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность;
- родители заинтересованы во всестороннем развитии ребенка благодаря видимым результатам посредством творческого подхода к продуктивной деятельности.
Приложение 1
Сценарий фестиваля народов России
«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!
Ведущий 2:
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Ведущий 1:
Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Ведущий 2:
Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире,
Как на дереве листва.
Ведущий 2:
И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Этот день – наш общий праздник!
Этот край – наш общий дом!
Ведущий 1:
Россией зовётся общий наш дом –
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве – наша сила!
Ведущий 2:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашем Лицее праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400000 каждый.
Ведущий 1:
Это русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки, ингуши, лезгины.
Ведущий 2:
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 – северные. Общая численность коренных малочисленных народов – 500000 человек, в том числе северных – 200000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены народы России.
Ведущий 2
Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 1. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
Ведущий»: В конкурсе оценивается:
– оригинальность авторского решения;
– соответствие содержания заданной теме;
– стилевое решение;
– музыкальное оформление;
– культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);
– сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала
Ведущий 1
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую она собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.
Ведущий 2:
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ свой дружный за собой вела,
Ты верила им сердцем без сомнений,
С людьми вершила добрые дела!
Ведущий 1: На нашем фестивале представлена лишь малая часть народов, проживающих в России. Сегодня мы знакомимся с традициями, культурой, обычаев народов, живущих долгие столетия в дружбе, согласии и мире.
Ведущий 2: Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России.
Ведущий 1: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры (6 кл)
Ведущий 2: Мы перемещаемся в Татарстан (5 кл)
Ведущий 1: Представители удмуртской культуры-ученики (7 кл)
Ведущий 2: А сейчас, нам предстоит познакомиться с башкирской культурой (8 кл)
Ведущий 1: Нас приветствует Мирий Эл (9 кл)
Ведущий 2: Наш фестиваль знакомится с чеченской культурой (10 кл)
Ведущий 1: Чувашия, мы встречаем тебя! (11 кл)
Ведущий 1: Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и в
Ведущий 2:
Будь терпимым ко всему иному:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда.
Что мы можем жить такие разные,
В этом мире вечного движения
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения.
Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по нашей большой и необъятной стране – России!
Ведущий 2.Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия! Чистого неба, яркого солнца!
Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!
Живут в России разные
народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – рубаху носит,
Другой – надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!