Зиганшина Елена Сергеевна
старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР – д/с №57 «Соловушка»
г. Альметьевска»
Республика Татарстан
21 век – время цифровой информации. Современное медиаобразование в России является важнейшей платформой культурного, экономического, социального, этноконфессионального развития личности, поэтому важно его развитие в современной педагогической науке и практике. Цифровые технологии являются механизмами служащими основой для обучения и воспитания людей нового типа, отвечающих требованиям современного общества.
Столкнувшись с обществом, которое ежеминутно использует средства массовой информации, необходимо выстраивать новые форматы коммуникации в различных образовательных плоскостях, в том числе и через призму экологического образования.
В нашем детском саду активно осуществляется внедрение современных технологий, с помощью которых становятся возможным получение знаний экологического воспитания.
Наряду с традиционными методами экологического образования предполагается использование информационно-образовательных технологий. Они дают нам новые возможности, а дети дошкольного возраста, особенно тянутся ко всему новому, неизведанному.
Быстрые темпы информационно-коммуникативного взаимодействия в системе дошкольного образования оказывают специфическое воздействие на:
• формирование индивидуально-психологических характеристик детей дошкольного возраста;
• организацию нового социокультурного опыта становления личности ребенка дошкольного возраста в меняющихся условиях;
• формирование совершенно нового поколения людей – медиапоколения.
В связи с этим мы наметили одну из годовых задач работы детского сада на 2022 – 2023 учебный год: повышение эффективности использования методов и технологий информационных ресурсов в целях воспитания и социализации дошкольников. Был проведен педагогический совет на тему: «Информатизация как ресурс повышения качества образования».
Как оказалось, медиаобразовательным элементом в современной дошкольной образовательной организации может выступить и групповая комната, и библиотека в игровой комнате, разделенной на две части: часть для детей и часть для взрослых. Во-первых, в детской части можно разместить несколько уголков:
• книжный уголок;
• компьютерный уголок;
• музыкальный уголок.
Педагоги при организации и проведении образовательной деятельности с дошкольниками используют информационные ресурсы, интерактивные и мультимедийные средства. Ими активно используется онлайн – сервис LearningApps для создания интерактивных упражнений, в том числе и на экологическую тематику. А также видеопроект «Елмай» на канале YouTube, обучающий татарскому языку и затрагивающий экологическую тематику (времена года, домашние и дикие животные).
Образовывать детей дошкольного возраста посредством экологии – это значит, прежде всего, способствовать и создавать условия для позитивных эмоций и бережного отношения маленьких граждан к миру природы. Так воспитанники нашего сада участвуют в благотворительном проекте «Добрые крышечки», ежегодно участвуют в акции «Батарейка» (сдача использованных батареек). Ребята подготовительной к школе группы принимали участие в очистке берега водоема от мусора.
Знакомя детей дошкольного возраста с миром природы, воспитатель, в первую очередь, открывает новые лакуны когнитивного развития ребенка с учетом художественно-эстетического, нравственно-патриотического, этико-правового и эколого-функционального обеспечения его будущей жизнедеятельности. Воспитанники совместно с педагогами принимали участие в фестивале творческих работ из бросового материала «Особый взгляд», размещенного на страницах социальной сети в контакте (https://vk.com/album-72232150_281384444 ). Иными словами, посредством экологии у ребенка открываются новые миры, окунаясь в которые он будет искать совершенно необыкновенные и, как правило, неординарные пути своего социально-жизнедеятельностного развития в информационно-медийном мире.
Эффективное использование технических возможностей современности – целое направление в работе ДОУ. В нашем детском саду функционирует кружок «Мультстудия «Я творю мир», который успешно решает задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования детского сада, а именно: деятельностный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником; интеграция образовательных областей; открытость образовательного процесса для участников образовательных отношений.
Так дети, посещающие кружок, через мультфильмы выражают свое отношение к природе и ее защите.
Интенсивность информатизации многократно усиливает влияние масс-медиа на процессы воспитания, социализации, развития личности. Безусловно – это отличный механизм сделать образовательный процесс детского сада более зримым, открытым и интересным. Все мероприятия, проводимые в детском саду, отражаются на официальном сайте ДОУ, а также на странице детского сада в социальной сети в контакте (VK).
В дошкольном возрасте экологическое образование только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, бережно к ней относиться, в том числе и посредством возможностей медиаобразования. Иными словами, медиаобразование выступает активным и ярчайшим ресурсным элементом, оказывающим фундаментальное влияние на эффективность и качество экологического образования детей дошкольного возраста.