Матросова Анна Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ «Пестречинский детский сад «Каенкай»
с. Пестрецы, Республика Татарстан
Задачи:
– Рассказать, что такое полезные ископаемые;
-Продолжать знакомить с богатством нашей Республики;
-Познакомить с нефтью и ее свойствами;
– Провести ряд экспериментов, воссоздав экологическую катастрофу в домашних условиях;
– Учить анализировать полученные результаты, делать выводы.
Цель:
-Познакомить с профессией нефтяника
Образовательные:
-Формировать представление детей о профессии нефтяников, довести до сознания, что труд нефтяников тяжелый, этой профессии нужно учиться.
-Расширять кругозор и словарный запас детей;
Развивающие:
-Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду нефтяников.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте все улыбнемся. Мне очень приятно, что наше занятие начинается с хорошего настроения.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Педагог: Ребята, открыть новые знания и определить тему нашего занятия вам помогут загадки:
Это камень черный очень,
Он чернее темной ночи.
Красный камушек не тронь,
Стал горячим, как огонь. (Уголь.)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок.)
Из него медали льют
За учебу и за труд,
И колечки, и сережки.
Часики, браслеты, брошки. (Золото.)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Педагог: Подумайте и предположите, какая тема нашего занятия, что мы будем изучать?
Дети: «Полезные ископаемые».
Педагог: Правильно, молодцы. Давайте выясним, что значит полезные?
Дети: Нужные
(Слово размещается на доске)
Педагог: Правильно. А как вы думаете кому они нужны?
Дети: Человеку.
(Слово размещается на доске)
Педагог: Теперь я предлагаю вам поделится на 2 команды. Перед вами на столах расположены карточки с изображением букв. Вы должны попробовать собрать из них слово. 1 команда, с помощью него вы узнаете откуда добывают полезные ископаемые, а 2 команда узнает, какое самое важное ископаемое на Земле?
Дети собирают слово ЗЕМЛЯ и НЕФТЬ.
Педагог: Молодцы ребята вы справились с заданием, а теперь я предлагаю вам поменяться столами и проверить правильно ли составила слово противоположная команда?
Дети проверяют работу друг у друга.
Педагог:
Педагог: Ребята, а что значит, ископаемые? Откуда их добывают?
Дети: Добывают из земли.
Педагог: Правильно. Молодцы. Мы с вами узнали, что полезные ископаемые добывают из недр земли. Говорят, что государство, которое имеет много полезных ископаемых, богато. Значит, чем мы можем считать полезные ископаемые?
Дети: Богатством.
Педагог: А кто же создал все эти богатства, человек или природа? Значит эти богатства какие?
Дети: Природа. Природные богатства.
Педагог: Ребята, а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают полезные ископаемые?
Дети: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов.)
Педагог: Правильно, геологи. Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства ископаемых.
Педагог: Ребята, а вы знали, что Республика Татарстан очень богата полезными ископаемыми? Главным богатством недр Татарстана является нефть. Её ещё называют “жидкое чёрное золото” и «каменное масло». Самые крупные месторождения нефти в Татарстане это – Саузбашское, Новоелховское, Бавлинское и Ромашкинское. А как вы думаете, называют людей, которые добывают нефть?
Дети: Нефтяники.
Педагог: Нефтяник должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа! Что бы быть такими – же сильными и смелыми я предлагаю вам, немного потренироваться.
Физминутка.
Мы насосы, мы качалки, (наклоны вперед)
Нефть качаем, нефть качаем, (приседание, руки вытянуты вперед)
И по трубам, и по трубам (руки в стороны)
На заводы отправляем. (руки в стороны, наклоны в стороны)
Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.
Дети: высказывают предположения.
Педагог: (Открывает посылку и достает баночку с темной жидкостью.) Здесь ещё и письмо имеется. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства нефти. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи, нефтяники».
Педагог: Ну что, ребята, поможем?
Дети: Да
Педагог: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Дети проходят к столам с оборудованием.) Мы будем как настоящие ученые исследовать нефть и ее влияние на птиц и животных
Опыт 1. Птицы и нефть.
Педагог: Ребята у нас столе в баночках налита нефть, а в другой чистая вода. Давайте нальем в чистую воду нефть. А потом проверим как разлив нефти влияет на жизнь птиц и животных. Раз, два, три опыты проводить начни.
Педагог: Ребята, возьмите в руки перышко, подбросьте его и внимательно проследите за его полетом.
(Дети подбрасывают перышко)
Как падало наше перышко?
Дети: Плавно, легко.
Педагог: Затем обмакните перо в нефти и еще раз подбросить вверх.
Педагог: Ребята, а как теперь выглядит перышко? Как оно летело после того как мы его обмакнули в нефти?
Дети: Перышко слиплось. Оно быстро падает вниз.
Педагог: Ребята, с помощью перьев птицы летают. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются, слипаются, а значит, птица не может взлететь, не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения.
Опыт 2. Животные и нефть.
Педагог: Ребята возьмите кусочек меха и опустите его в нефть. Что с ним произошло?
Дети: Мех слипся и покрылся жирной пленкой.
Педагог: Давайте попробуем отмыть мех водой?
(Дети пытаются помыть мех)
Педагог: У вас получилось?
Дети: Простой водой у нас ничего не получилось.
Педагог: Ребята, а ведь в природе у животных нет мыла или порошка. Животные начинают чистить свой мех, вылизывая его. Значит, они могут отравиться.
Педагог: Ребята, теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных.
По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Педагог: Ребята, давайте подойдем к столам. Посмотрите, у вас на столах находятся коробки. Что что в них?
Дети: Карточки с изображением нефти.
Педагог: Правильно. А сейчас я предлагаю вам подойти к ширме и приклеить эти карточки к самым крупным месторождениям нефти, а затем к остальным.
(Дети ищут на карте город, который озвучивает педагог и приклеивают карточки).
1. Саузбашское- находится в 40 км от г. Нефтекамска.
2. Новоелховское- находится расположено в 60 км от Бугульмы, Центр добычи — г. Альметьевск.
3. Бавлинское- находится недалеко от Бугульмы.
4. Ромашкинское- находится к Западу, от г. Бугульма. Крупнейшее месторождение в Волго-Уральской провинции и одно из крупнейших в мире.
А также давайте рассмотрим такие месторождения нефти как:
5. Ахметьевское- находится недалеко от Нижнекамска.
6. Ольгинское- находится недалеко от Менделеевска.
7. Матросовское- находится недалеко от Бугульмы.
8. Ульяновское- находится недалеко от Ульяновска.
9. Елабужское- находится недалеко от Елабуги.
10. Первомайское- находится недалеко от Елабуги.
Педагог: Ребята вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Итог: Что нового узнали? О чем расскажете дома своим родителям? О чем хотели бы вы узнать в следующий раз?
Воспитатель приглашает детей к столам для продуктивной деятельности, предлагает изобразить любыми средствами то, о чем узнали, что им больше всего запомнилось или понравилось. На столах краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, кисточки, клей. Самостоятельная работа. Выставка работ для родителей.