Устимова Татьяна Валерьевна
учитель
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 6
Бавлинский муниципальный район,
Республика Татарстан
Воспитательная программа, которую я разработала для своего класса называется «Морская звезда». И символично что, она имеет 5 направлений, по количеству кончиков у звезды. Программа рассчитана на 5 лет, с 5 по 9 класс.
1 направление (5 класс) – «Учимся жить в коллективе»;
2 направление (6 класс) – «Мы и творчество»;
3 направление (7 класс) – «Здоровый – значит успешный»;
4 направление (8 класс) – «Послушай и пойми меня, пожалуйста»;
5 направление (9 класс) – «Кто же мы на самом деле? Заглянем в будущее»
Каждое направление имеет свою цель и ставит перед собой определенные задачи. Ряд мероприятий и различных занятий, бесед – все направленно на достижение этой цели. Девиз нашей программы: «Не проверяй, если доверяешь». Основными участниками всей программы являются учащиеся, родители и классный руководитель. В каждом направлении обязательно участие всех участников, только так и никак иначе. В каждом направлении используются различные формы и приемы, которые реализуют практическую воспитательную значимость в жизни учащихся.
Направление «Учимся жить вместе» – ставит перед собой цель, сформировать единый коллектив и научить учащихся жить, уважая своих сверстников. Данное направление является самым значимым из всех пяти, так как реализуя его, я должна сформировать единый коллектив, научить учащихся прислушиваться к мнению своих одноклассников и показать на личном примере, что наличие крутого телефона или богатых родителей, абсолютно не влияет на внутренний мир ребенка. В первый год работы, активно участвуют в школьной жизни родители учащихся, работали над проектом «Моя семья», каждую неделю один из учащихся приводил в класс своих родителей и знакомил их с классом, они рассказывали о том, где работаю и чем занимается их семья в свободное время.. В данной работе помогала форма «Знакомьтесь – это я». Учащиеся готовили самопрезентацию, которую показывали на классном часу, рассказывая о себе и своем хобби. Не менее интересная работа для учащихся является встреча под названием «Мой питомец», где родители вместе с детьми знакомили нас со своим домашним питомце, рассказывали о нем и на память делились совместным фото для классного альбома.
Направление «Мы и творчество» – разрабатывая воспитательный план для класса, сидя дома за столом одним летним вечером, я много размышляла о том, что, пройдя путь знакомства, я должна постараться сделать все, чтобы раскрыть потенциал своих учащихся, используя для этого любую возможность. Пусть он будет троечником, но круче него никто в классе не забивает гол с середины поля или девочка, которая робко поднимает руку на уроке и еле слышно отвечает на уроке, но может она шьет потрясающие вещи и станет будущим знаменитым модельером или дизайнером. Для меня это стало идеей «Х». Я должна, я просто обязана раскрыть их способности и дать им понять, что они уникальны в этом мире, даже имея тройки в аттестате. Так как сама я, человек творческий, и спеть могу, и станцевать и даже на шпагат сесть, мне было очень легко работать в этом направлении. В течении всего 6 класса, нами было реализовано множество творческих проектов, которые были оценены по достоинству. Мы стали победителями городского конкурса «Битва хоров», обладателями «Гран-при» конкурса «Секреты дружного класса», совместно с родителями реализовали творческий проект «Лучше всех», где родители и дети сняли свой видеоролик и показали свои творческие способности (песни, танцы, игра на музыкальных инструментах, художественные и даже кулинарные шедевры), победители городского конкурса «Песни о родине моей».. Ни одно мероприятие в школьной жизни не обходится без креативного вмешательства моих учащихся, мы выпускаем школьную газету «Школьная жизнь», изготавливаем трейлеры на актуальные темы для детей и подростков. Классные часы, которые готовят сами дети, играют немаловажную роль в раскрытии их творческого потенциала. Готовясь к классному часу или к беседе, учащиеся старались найти интересный и необычный материал, старались преподнести его так, чтобы было интересно их слушать. Это тоже требует определенных творческих способностей.
Направление «Здоровый – значит успешный» – в условиях постоянного стресса в современном мире, одним из важных направлений в моей воспитательной работе с классом, было конечно, их здоровье. Большую часть времени дети проводят в школе, значит именно здесь я должна создать благоприятные условия для их здоровья. Работа в этом направлении не составила для нас никаких проблем, так как в классе много спортсменов, а также целые спортивные семейные династии. Практически весь год, развивая это направление, работали родители. Помимо школьных и классных мероприятий, дети совместно с родителями принимали участие в семейных спортивных состязаниях, сдавали нормы ГТО, устраивали лыжные гонки среди пап и мама, и даже создали свой спортивный фонд класса. Стоит отметить, что, играя в волейбол вместе с родителями, налаживались их личные отношения. Совместный досуг сближал не только детей, но и родителей. В результате таких встреч, в классе появился волейбольный мяч, с личными подписями детей и родителей и надписью в центре «Спасибо тебе за КЛАССНУЮ семью».
Направление «Послушай и пойми меня» – незаметно пролетело время, я с тихим ужасом поняла, что мио дети уже в 8 классе. Теперь это не те малыши, которые пришли ко мне три года назад, теперь это взрослые самостоятельные юноши и девушки, со своим характером и точкой зрения. Но, как ни странно, кардинально что-то менять в плане воспитательной работы, мне не пришлось. Возможно, большую роль сыграло то, что разница в возрасте не так уж и велика, всего каких-то 10 лет. Теперь я просто могу сесть и поговорить сними абсолютно на любые темы, которые появляются в подростковом возрасте. Самое главное и ценное для меня в отношении с ними, это доверие. Это доверие, между нами, они просто говорят мне, что их беспокоит, и мы вместе стараемся решить любую трудность. Единственная воспитательная линия, которой я стараюсь придерживаться со своими учащимися – это разговор. Разговор с глазу на глаз, если это личная проблема и разговор с коллективом, если нужно решить проблему внутри коллектива. Они не боятся высказать друг другу в глаза свое мнение, да некоторые обижаются, кто-то не понимает, но в итоге все решается положительно, потому что никто не обсуждает за спиной и не распускает сплетни. В данном направлении, мне очень помогают родители, которые придерживаются такого же мнения что и я, поэтому не возникает никаких разногласий. Я всегда говорю своим ученикам: «Я не буду учить вас как правильно и не буду давать готовое решение, я хочу научить вас самих совершать свои ошибки и находить пути их решения, только тогда вы сможете самостоятельно плыть на корабле, который выбросит вас на берега под названием «Жизнь».
Направление «Кто же мы на самом деле? Заглянем в будущее» – данное направление еще только в процессе задумок. Но оно однозначно поможет учащимся определиться с будущей профессией, оно полностью будет направлено на реализацию профориентационной работы. Планируются рабочие экскурсии учащихся на различные предприятия города и района, создание проекта «Карта будущего», которая поможет раскрыть профессиональные интересы детей, различные беседы и просмотры видео -роликов о востребованности современных, а самое главное нужных и важных современному миру профессий. Итоговой работой в данном направление будет «Дефиле профессионала», где учащиеся совместно с родителями примут участие в программе, которая будет направлена на выявление профессиональных способностей учащихся, выполнив ряд заданий, по мнению комиссии, в которой состоят психолог, классный руководитель, учителя-предметники, а также председатель родительского комитета класса и представитель городской администрации.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что данная воспитательная работа – направлена самое главное на раскрытие и развитие ребенка, как уникальной личности среди всего одинакового в современном мире.