Гумарова Сирина Захировна
ПДО, заведующий отделом
МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей «ЕМР РТ»
г. Елабуга, Республика Татарстан
Массовые мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Применительно к учреждениям дополнительного образования данное понятие можно адаптировать следующим образом: массовое мероприятие – это совокупность действий, в которых совершаются с участием большого количества обучающихся и педагогов с целью их удовлетворения духовно-нравственных, физических, гражданско-патриотических и иных потребностей. Организация воспитательной деятельности детей в любой образовательной организации всегда была и останется очень важной для педагога. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, нередко решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого педагога, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает педагога и обучающихся друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.
Для успешного проведения мероприятия нужно:
– знать существующие формы;
– уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
– владеть методикой организации мероприятий;
– уметь придумать полученному результату название.
Какие же формы массовых мероприятий существуют:
-Интеллектуальная игра;
-Концерт;
-Выставка;
-Спектакль;
-Эстафета;
-Тренинг;
– Конкурсная программа;
-Экскурсия;
-Олимпиада;
-Поход;
-Квест;
-Батл и т.п.
Основные этапы организации мероприятия
Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:
I. Конструирование;
II. Подготовка;
III. Проведение;
IV. Анализ.
I. Конструирование мероприятия.
1.Четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить класс, отдохнуть и т.п.);
2.Определение тематики мероприятия. (Мероприятие – это единство, объединенное одной темой).
3. Определение формы проведения мероприятия.
4. Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.
При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:
• Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
• Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.
• Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
5. Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры). Для этого нужно ответить на несколько вопросов:
– Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
– Если участвуют команды, то из какого количества человек состоит команда? -Сколько всего команд (участников)?
-Каким образом отбираются команды (участники)?
-Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание? -Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?
-Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?
-Сколько времени отводится на каждый конкурс?
-Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем…)
-Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).
-Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).
– Кто оценивает?
-Как определяется победитель?
6.Определение времени и места проведения мероприятия.
7. Создание названия мероприятия. (Название мероприятия должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается).
8. Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.
9.Разработка положения мероприятия. (Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы:
-цели и задачи;
-организаторы;
-участники;
-условия проведения;
-время и место проведения;
-критерии оценки;
-финансирование;
-подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявка на участие).
II. Подготовка.
Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:
1. Подготовить программу мероприятия.
2. Написать сценарий.
3.Дать информацию о проводимом мероприятии: довести положения до участников мероприятия; разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.
4.Подготовить место проведения мероприятия: (Оформить согласно тематике мероприятия; подготовить атрибуты, декорации; подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего; определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри).
5.Подготовить музыкальное оформление: фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.
6. Подготовить световое оформление.
7. Подготовить техническое обеспечение мероприятия: микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п..
8. Приготовить реквизиты: материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.
9. Подготовить оценочные листы.
10. Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки).
11. Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая, роль. Лучше с этой ролью справится человек, знающий всю кухню, человек, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил – все это, плюс многое другое, требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).
12. Продумать, чем заполнить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы…).
13. Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический, но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения).
III. Проведение мероприятия.
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта. И помните, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
-Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
-Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;
-Мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.
IV. Анализ мероприятия.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:
-Цель.
-Кто присутствовал.
-Кто принимал участие, количество участников.
-Соответствие мероприятия уровню развития учащихся.
Итак, в ходе организации детских игровых конкурсных программ могут быть достигнуты следующие результаты:
1. Приобретен опыт работы в области организации игровых конкурсных программ для младших школьников.
2. Определен творческий потенциал организаторов досуга через реализацию конкурсов профессионального мастерства.
3. Разработана система повышения квалификации педагогов-организаторов.
4. Налажены связи со средствами массовой информации.
5. Раскрыт творческий потенциал детей.
6. Установлен тесный контакт с родителями.
7. Изданы методические сборники игровых конкурсных программ.
8. Значительно улучшена материально-техническая база (приобретены сценические костюмы, звукоусилительное оборудование).
Использованная литература:
1.Организация досуговых, творческих, и игровых мероприятий /Лобачева С.И., Москва «ВАКО», 2007
2. Личностно ориентированный классный час/Воспитание школьников/ Е. Степанов, 2014
3. Дополнительное образование детей в современной школе/Образование в современной школе/Буйлова Л.Н., Кленова Н.В, 2008 № 3
4.Результаты педагогической деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей, 2015
5. Интернет ресурсы:
1. Момот С.В. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15296 (дата обращения: 22.01.2021).
2. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05478-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454288 (дата обращения: 22.01.2021).
3. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для вузов / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под научной редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 185 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06403-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452814 (дата обращения: 22.01.2021)