Павлова Наталья Анатольевна
воспитатель
МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай»
с. Пестрецы, Республика Татарстан
Цель:
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды (вкус, цвет, прозрачность); уточнить знания о значении воды для всего живого.
Задачи:
образовательные:
– познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, прозрачность, текучесть)
– рассказать о значении воды в нашей жизни
развивающие:
– развивать речь, мышление и любознательность детей
– развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей
– развивать наблюдательность
– формировать целостную картину мира, расширение кругозора
воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к воде; аккуратность при обращении с водой.
Обогащение словаря: лаборатория, учёный, безвкусная, прозрачная, окрашенная.
Методы и приемы: сюрпризный момент, рассказ педагога о свойствах и особенностях воды, беседа, эксперименты.
Предварительная работа:
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Зачем нужна вода»,
Д/и «Кто где живет», П/и «Солнышко и дождик», «Капля раз»
Методы и приемы: сюрпризный момент, рассказ педагога о свойствах и особенностях воды, беседа, рассматривание картин, эксперимент
– Игровой (приглашение в лабораторию и превращение в учёных)
– Наглядный «Где живёт вода?»
– Практический (Опыты)
– Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово)
– фокус с водой (Игра «Цветная водичка»)
Демонстрационный материал: интерактивная ширма «Природа – наш общий дом»; презентация к занятию «Волшебница вода»; аудиофайл «Ручеек»
Раздаточный материал: халаты и шапочки по количеству детей; 2 стакана с водой и молоком, 2 пластиковые ложки; стаканы по количеству детей, пиала с вареньем, ложки, трубочки; маленькие баночки с крышкой по количеству детей, на крышке капелька краски разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ой, что это? Слышите?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Правильно, вода. Посмотрите на экран.
Воспитатель: Это ручей, там живет вода. А еще вода живёт в реках, озерах, в морях, океанах.
(Слайды с изображением реки, озера, моря, океана)
Воспитатель: Ребята, а где живёт вода в группе?
Дети: В кране.
Воспитатель: Правильно, в кране. А зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, готовить еду, стирать, убираться.
Воспитатель: Ребята, а кому ещё нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, птицам.
Воспитатель: Верно, вода нужна всему живому. Вода – это жизнь. Без воды мы не сможем прожить.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а знаете, что вода волшебная? Да. С ней можно поиграть, провести опыты, фокусы. Готовы попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию. В лаборатории работают учёные, они проводят разные исследования. И мы с вами пойдём в мини-лабораторию воды. (Дети надевают белые халаты)
Воспитатель: Уважаемые учёные, предлагаю пройти к первому столу.
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Воспитатель: Ребята, перед вами два стаканчика: один с водой, а другой с молоком. Какого цвета молоко? Какого цвета вода?
Дети: У неё нет цвета.
Воспитатель: Верно, вода прозрачная. Предлагаю опустить ложки в стакан с водой и молоком. Посмотрите внимательно и скажите, в каком стакане ложка виднеется, а в каком нет.
Дети: В стакане с молоком ложка не виднеется, а в воде ложка виднеется.
Воспитатель: Верно. Значит, вода прозрачная. Анвар, скажи, пожалуйста, какая вода?
Анвар: Прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а еще вода меняет форму (две разные колбы)
Воспитатель: Уважаемые учёные, предлагаю пройти к следующему столу.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стакан с водой и трубочкой, и блюдце с вареньем. Попробуйте воду из своего стакана через трубочку. Какой вкус у воды?
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Верно. А теперь в стакан положите ложку варенья, перемешайте и попробуйте. Что произошло?
Дети: Вода стала сладкой.
Воспитатель: Значит, мы выяснили, что у воды нет вкуса и она прозрачная.
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Капля раз»
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва (хлопаем в ладоши, затем топаем медленно)
А потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом. (хлопаем в ладоши. Затем топаем быстрее)
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем (сделать «зонт» над головой)
Воспитатель: А теперь, уважаемые учёные, предлагаю пройти к другому столу.
Фокус «Цветная водичка»
Воспитатель: Смотрите, на столе баночки с водой. Какая вода в банке?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А теперь я предлагаю потрясти баночки. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла цвет.
Воспитатель: Альбина, какого цвета стала вода в твоей баночке? Файруза, а у тебя вода какого цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем еще один очень интересный опыт.
– берем стакан с водой, поднос
– добавим в стакан две ложки соды
Дети: (сода растворяется в воде)
– добавим краску
Дети: (вода окрашивается)
– жидкое мыло
Дети: (появляется запах)
– лимонную кислоту, что у нас получилось?
Дети: (вода превратилась в вулкан)
Воспитатель: Уважаемые учёные, мы с вами провели различные эксперименты. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня выяснили? Кому нужна вода?
Дети: Людям, растениям, животным.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А ещё что мы выяснили?
Дети: У воды нет цвета и вкуса, она прозрачная и может менять форму.
Воспитатель: Верно, молодцы. Спасибо вам, ребята. Вам понравилось занятие? (Да)
Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали в роли учёных. Я предлагаю вам снова переодеться и оказаться в нашей группе.