Газизова Галия Асхатовна
учитель начальных классов
МБОУ «Новочершилинская
начальная школа- детский сад»
п. Новочершилинский, Республика Татарстан
Аннотация
Контрольно-измерительный материал разработан согласно положениям ФГОС НОО.
Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.
Адресуется учителям начальной школы общеобразовательных организаций.
Актуальность проекта
Перед современной школой в настоящее время стоит задача не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но в процессе обучения научить, самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, развивать своё мышление.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта определяет изменения в образовательном пространстве школы, которые требуют от педагогического коллектива существенной корректировки профессионально-ценностной позиции учителей, освоения нового содержания образования, проектирования необходимых изменений в организации образовательного процесса в начальной школе.
В современных условиях недостаточно только знать содержательные и методические стороны стандарта. Учителю необходимо правильно организовывать образовательный процесс, уметь обучать учащихся целеполаганию, планированию, выбору способов решения учебной задачи, постановке и решению проблем, самоконтролю и самооценке, поиску и преобразованию информации, сотрудничеству при работе в группах, кооперации для достижения конкретных целей.
В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться. Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности.
КИМ построены на концепции системно-деятельностного подхода.
Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
При новом подходе на первое место становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.
Проведение диагностики образовательных достижений учащихся включает:
– оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов;
– оценку личностных результатов;
– оценку метапредметных результатов;
-оценку динамики изменения образовательных достижений обучающихся и уровня личностного развития.
Цель проекта
Разработка и внедрение контрольно-диагностических материалов по русскому языку для формирования и оценки учебных достижений учащихся 3 класса.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий у учащихся к планируемым результатам по русскому языку.
2. Определить структуру и содержание методического комплекта.
3. Определить планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по русскому языку во 3 классе.
4. Разработать систему контрольно-диагностических материалов для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по русскому языку для учащихся 3 класса.
5. Внедрить дидактические материалы, разработанные в рамках проекта, в практику обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Диагностический материал призван сформировать универсальные учебные действия как основу ведущей образовательной компетенции. Задания подобраны таким образом, чтобы развить регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- Оригинальные тексты и нестандартные задания по формированию УУД будут способствовать развитию интереса к предмету у учащихся с разным уровнем подготовки, сформируют навыки самостоятельной деятельности, расширят культурологические знания.
- Создание системы контрольно-диагностических материалов по русскому для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Повторение изученного в 5 классе».
- Повышение качества образования.
- Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.
Целевая группа проекта: учащиеся 3 класса общеобразовательной школы
Объект исследования методическое обеспечение урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Предмет исследования контрольно-диагностические материалы по русскому языку учащихся 3 класса.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Диагностический материал призван сформировать универсальные учебные действия как основу ведущей образовательной компетенции. Задания подобраны таким образом, чтобы развить регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- Оригинальные тексты и нестандартные задания по формированию УУД будут способствовать развитию интереса к предмету у учащихся с разным уровнем подготовки, сформируют навыки самостоятельной деятельности, расширят культурологические знания.
- Создание системы контрольно-диагностических материалов по русскому для формирования и оценки учебных достижений учащихся 3 класса. Повышение качества образования.
- Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.
Планируемые результаты.
Личностные:
• создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Метапредметные:
Регулятивные:
- определение цели и задач учебной деятельности;
- составление плана и последовательности действий;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
Коммуникативные:
- умение формулировать точку зрения
- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
- умение аргументировать свою точку зрения
Познавательные:
- интуитивный речевой анализ-синтез
- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте
- умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов
Заключение
Задания, представленные в проектной работе, помогут сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), а учителю – оценить качество образования и развивать рефлективные способности учащихся. Материал подобран таким образом, чтобы осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету. В результате получим ученика, умеющего полностью организовать успешное решение любой из образовательных предметных задач.
На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 3 классе (лексика)
Критерии оценивания: за каждое правильно выполненное задание – 1 балл
Материалы для формирования познавательных УУД
Задание 1. Соедините линией фразеологические обороты и их значения.
Нога за ногу далеко
Спустя рукава медленно
За тридевять земель плохо
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов
Материалы для формирования коммуникативных УУД
Задание 2. Напиши рассказ на тему «Что я знаю о синонимах».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
Материалы для формирования регулятивных УУД
Задание 2
Найди и почеркни синонимы в пословицах.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
– умение находить информацию в предложенных источниках.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ ПО ТЕМЕ «ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ» ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Познавательное УУД | ||
1 | Верно соединены все фразеологические обороты и их значения. Верно соединен 1 фразеологический оборот и его значение. Верно соединены 2 фразеологических оборота и их значения. Неверно соединены фразеологические обороты и их значения | 3 1 2 0 |
Максимальный балл | 3 | |
Регулятивное УУД | ||
2 | Верно найдены и подчёркнуты все синонимы. Верно найден и подчёркнут один синоним. Верно найдены и подчёркнуты два синонима. Неверно выполнено задание. | 3 1 2 0 |
Максимальный балл | 3 | |
Регулятивное УУД | ||
3 | Раскрыта заданная тема (без учёта орфографических ошибок) Тема раскрыта частично Тема не раскрыта | 2 1 0 |
Максимальный балл | 2 | |
Итого | 8 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-2 баллов | 3-4 баллов | 5-6 баллов | 7-8 баллов |
Критический | Допустимый | Базовый (средний) | Эффективный (высокий) |
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Климанова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2015
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017
- Михайлова С.Ю. Русский язык. Тесты. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017
- Михайлова С.Ю. Русский язык. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2017.
- Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык». 3 класс
/ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. – М.: Просвещение
- Голубь В.Т. Русский язык. Тематический контроль знаний учащихся. 3 класс. – Воронеж: М – КНИГА, 2018