Асманова Алсу Раисовна
Хамитова Лейсан Мухаметхазиповна
МАДОУ «Детский сад №393
комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания»
Ново-Савиновского района
г. Казани, Республика Татарстан
Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни»?
Здоровый образ жизни как часть общечеловеческой культуры позволяет человеку, в том числе и ребенку, не только осуществлять здоровьесберегающую деятельность, но и осуществляться в этой деятельности самому.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
валеологического просвещения родителей.
Придавая особую значимость в роли здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня.
Первое место занимает непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня.
Второе место принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности. К ним относится утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки, ритмопластика, серия уроки здоровья, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, точечный массаж, оздоровительный бег.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающим мероприятиям: обширное умывание, обливание ног, обливания рук до локтя, сухое обтирание, ходьба босиком по мокрым дорожкам из морской соли, ходьба по специальным массажным коврикам с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Немаловажное значение имеет активный отдых в саду: физкультурные досуги, спортивные праздники, соревнования, спартакиады, секции по интересам, неделя здоровья.
Для этого созданы все условия по сохранению и укреплению здоровья детей: спортивный зал, оснащенный современным оборудованием; спортивная площадка на улице, спортивные уголки во всех возрастных группах, которые оснащены как спортивным инвентарем, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов и родителей
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Жел Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в вопросах укрепления детского здоровья непременное условие реализации здоровьесберегающей технологии. В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги – дети – родители». Особого внимания заслуживают следующие тезисы:
§ Семья – основной институт воспитания здорового ребенка, детский сад – основной источник информации о средствах здоровья ребенка.
§ Основные направления взаимодействия должны органично вписываться в систему оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
§ Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети – к здоровью вместе».
С целью повышения компетентности родителей в вопросах ЗОЖ с ними проводится просветительская работа:
1. Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом, педагогами дошкольного образования.
2. Выпуск газеты по актуальным вопросам оздоровления ребенка, в номерах которой предлагаются диагностические материалы и рекомендации. В настоящее время такая форма работы с семьей, как выпуск газеты, становится очень эффективной, так как она отвечает возможностям и потребностям современной семьи. Родители не всегда могут посещать мероприятия, организованные для них детским садом, но полученную газету прочитают обязательно в удобное для них время.
3. Семинары – практикумы по обретению родителями профилактических умений и навыков в русле определенных проблем здоровья детей.
4. Тематические встречи по просьбам родителей с врачами – специалистами. Как показал опрос родителей, больше всего они заинтересованы во встречах с детскими стоматологами, аллергологами, диетологами, гинекологами, невропатологами и терапевтами, особенно в период эпидемий.
5. Семейный клуб здоровья, конкурсы и соревнования для детей и их родителей, семейные спартакиады и праздники здоровья.
Сегодня взаимодействие семьи и детского сада в вопросах здоровья ребенка часто характеризуется взаимными упреками: родители обвиняют в нездоровье ребенка детский сад, педагоги – родителей. Между тем в дошкольном учреждении проводится много всевозможных эффективных мероприятий.
В своей практике используем следующие здоровьсберегающие технологии:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. В детском саду используются элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста, индивидуально либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, обязательно в проветренном помещении, инструкция детям об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
• Технологии обучения здоровому образу жизни:
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию – 2-3раза в неделю в спортивном зале (1 – на воздухе). Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» – 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку непосредственно образовательной деятельности в качестве познавательного развития.
Точечный самомассаж, в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
• Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 мероприятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное мероприятие 2-4 раза в месяц, в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.айте себе и окружающим только добра!