Насретдинова Гульжан Ануарбековна
воспитатель
МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай»
с. Пестрецы, Республика Татарстан
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность».
Цели:
– Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. –
– Развивать свободного общения со взрослыми и детьми.
– Продолжать развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие.
– Развивать мелкую моторику рук.
– Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
– Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований. Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах.
– Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о значении деревьев в жизни людей, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых свойствах бумаги. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к деревьям.
Развивающие:
Развивать внимание, познавательную активность детей.
Речевые: Расширять словарный запас детей слова «макулатура», «лесорубы», «чурбачки», «блендер».
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Материалы и оборудование: бумага использованная (макулатура), пяльцы с запяленой сеткой на каждого ребёнка, плотные полотенца, х/б ткань, клеёнка, клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, блендер, клей ПВА, пайетки, теплая вода.
Содержание образовательной деятельности
(дети стоят в кругу)
1.Сюрпризный момент
Воспитатель: Добрый день ребята! Мне пришла какая-то посылка. Я не хотела ее открывать без вас. А вам интересно узнать, что там лежит?
Воспитатель: Давайте посмотрим, от кого посылка и что в ней? Посылка из сказочной страны коротышек, город Цветочный, от Незнайки.
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные предметы (матрешка, деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем просьба о помощи от Незнайки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (достает на стол и дети перечисляют предметы (воспитатель помогает))
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает письмо)
«Здравствуйте ребята! Знайка загадал мне загадку: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться и разгадать эту загадку!»
Воспитатель: Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете отгадку? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?
Дети: Эти предметы сделаны из дерева.
Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?
Дети: Она тоже сделана из дерева.
Воспитатель: Ребята, а как вы это узнали? Неужели бумага сделана из дерева?
– А вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо нее? Как вы думаете?
– Чтобы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие- на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.
Оказывается, давным-давно люди писали на бересте. Что такое береста? (ответы детей)
Береста – это наружная часть березовой коры. (показ березовой коры). Ученые нашли на раскопках древнего города берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки бересты занимали много места. Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент.
Это очень прочный материал. Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напомнила сундук. Такие книги были объемными, и занимали много места.
Но шло время, и появился новый материал, который был намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.
Рецепт изготовления бумаги придумали в Древнем Китае. На нем было просто и удобно писать. Этим материалом как диковинкой восхищались все страны, но чудесный способ изготовления ее держался в тайне. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как делают бумагу? Чтобы узнать, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим, как изготавливают на производстве бумаги. (можно посадить детей на стульчики).
Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки срубленные деревья, делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.
Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки др.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним.
А сейчас ребята и мы с вами попробуем показать как делают бумагу.
Физминутка:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Воспитатель: Ребята, представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»
Варианты ответов детей
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» – это использованная, не нужная бумага. Давайте вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.
Воспитатель: Для этого мы с вами отправимся в лабораторию и нам нужно одеть специальную форму (одеваем).
Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Аккуратно работать с материалом;
4. Выполнять все задания.
Воспитатель: Теперь закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в лабораторию заходи»
Воспитатель: Выберите себе рабочее место.
(Дети подходят к столам, обращают внимание на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги)
Изготовление бумаги
Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу теплой водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)
Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА. (добавить всё и перемешать)
Я вам приготовила раствор: если захотите можете добавить пайетки, стразы, бусинки, нитки и т.д.
Воспитатель: Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежать полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с запяленой сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры. Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльцы с «кашицей» тканью и промакнуть, далее берём губку и промакивать нашу бумагу. После того, как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания.
(дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)
Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого вы можете изготовить из неё открытки. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
– Ребята, что вам понравилось, что запомнилось?
– Какое доброе дело мы сделали с вами? (помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым)
– Кому расскажите об этом дома?
– Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.