Березина Наталья Валентиновна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
г. Чистополь, Республика Татарстан
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
– закрепить начальные знания о шахматных фигурах и шахматной доске;
– активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
– развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
– воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер;
– воспитание чувства коллективизма и сплоченности среди детей и взрослых;
– популяризация шахмат, как вида спорта среди детей 6-7 лет и их родителей.
Оборудование: шахматы, плакат с изображением шахматной доски (с недостающими фигурами), разрезанные на части шахматные доски, кубик с шахматными фигурами, бланки с изображением фигур-половинок, карандаши, листочки с ручками.
Ход занятия
- Организационный момент
Педагог и дети приветствуют друг друга.
Отгадайте загадку:
Есть такое поле в клетках,
Здесь сражаются нередко,
Нет мечей, щитов, снарядов,
Падать тоже здесь не надо,
Побеждают только мысли,
А не пушек точный выстрел! (Шахматы)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в шахматное королевство и узнаем о них много интересного.
- Вводная беседа
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.
Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.
По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.
По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.
Коней узнать легко.
Рядом с конями стоят слоны.
В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
П: «Посмотрите на наше шахматное поле. Что на нем не хватает? (фигур) Что случилось?»
В этот момент появляется черно-белая шахматная фигура.
Ч.Б.ф.: «А это я украла ваши фигуры, потому что ни одно из шахматных королевств (ни черное, ни белое) не принимает меня в игру.
П: «Дорогая гостья! Мы очень просим Вас вернуть нам фигуры. Иначе мы не сможем играть без них».
Ч.Б.ф.: «Хорошо, я верну вам фигуры, но при условии, что ребята выполнят все мои задания». (Дети соглашаются)
Станция «Отгадай – ка». Игра «Шахматные загадки»:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
Хоботом не водит,
По косой он ходит. (Слон)
Только прямо хожу,
Как зовусь – не скажу.
И на самом краю
Я надежная стою. (Ладья)
Он на одной стоит ноге,
А ходит только буквой «Г». (Конь)
В начале партии нельзя
Спешить вводить в игру… (Ферзя)
Играет непростую роль
Его Величество …
(Король)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешки)
(Дети отгадывают загадки и встают на свои места на шахматном поле)
Ч.Б.ф.: «Молодцы, ребята! За это я возвращаю вам первую фигуру».
После каждого выполненного задания гостья возвращает детям по одной недостающей шахматной фигуре.
Станция «Дорисуй фигуру». Игра «Дорисуй фигуру»
Дети подходят к столу, где лежат карточки с изображением половинок шахматных фигур. Каждый ребенок дорисовывает вторую половину фигуры и называет ее, уточняет, как «ходит» эта фигура.
Станция «Спортивная». Физкультминутка.
Ч.Б.ф.: «Что бы было веселей, в пешки превратись скорей».
Ну-ка, пешки, поиграем
Вправо-влево, а потом (наклоны головы)
Наши ножки разомнём (приседают)
1,2,3 – на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд
(повтор. 2-3 раза)
Мы размялись от души,
И вперёд скорей спеши.
Станция «Шахматная доска». Игра «Собери шахматы»
Дети переходят к другой точке, где на столе лежат разрезанные на части шахматные доски. Дети делятся на 4 команды и собирают шахматные доски из разрезанных частей.
Станция для родителей «Слова из слова». Игра «Собери из слова РОКИРОВКА слова»
Родителям предлагается написать как можно больше слов, которые можно составить из слова «рокировка»
Станция «Расставь фигуры». Игра «Расставь фигуры».
Дети делятся на две команды. На стол перед ними ставится пустая шахматная доска. Рядом с каждой командой – шахматные фигуры (у одной команды черные, у другой белые). По сигналу дети по очереди берут по одной фигуре, добегают до стола и правильно расставляют их на доске.
Станция «Шахматный кубик». Игра «Найди домик для фигуры»
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и поставить на деревянную шахматную доску правильно».
Итог занятия
П: «Вот вы и выполнили все задания и собрали недостающие шахматные фигуры. Дайте их правильно расставим на доске».
Дети расставляют недостающие фигуры на доске. Черно-белая фигура хвалит детей. Но тут, же снова огорчается, ведь ей опять не нашлось места на шахматной доске. Дети предлагают свои варианты того, кем она может быть. После этого Черно-белая фигура награждает ребят медальками «Юный шахматист». Затем прощаются с фигурой и возвращаются в детский сад.
Педагог подводит итог занятия.