Грачева Наталия Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №9»
Ново-Савиновского района»
г. Казани, Республика Татарстан
Целью художественного воспитания в школе является создание такой микросреды, в которой каждый ребенок может найти и выбрать дело по душе.
На уроках театрализации создается особая психологическая ситуация обучения – это ситуация успеха, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения обучающихся. Секрет прост: нет заданий не по силам (даже для слабых обучающихся), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудача, хотя и не остается незамеченной, не привлекает к себе общего внимания.
Творческая группа учителей нашей школы в течение двадцати лет использует театральное искусство, в частности кукольный театр, для формирования мотивации успешного обучения через включение игровой деятельности в учебный процесс.
За годы обучения учащиеся знакомятся с куклами картинного театра, теневого, с пальчиковыми, перчаточными и тростевыми куклами. Cамые любимые куклы – тростевые. С ними сложно работать, но детей привлекают неограниченные двигательные возможности данной куклы. Куклы присутствуют почти на каждом уроке. В основном это куклы, сделанные на уроках труда, рисования и во внеурочной деятельности.
Театр картинок очень прост и легок для освоения. Этим видом театра в основном занимаются первоклассники.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей (в массовых сценах).
Перчаточный театр иначе называют «театром Петрушки». Он наиболее сложный. Им занимаются дети четвертых-пятых классов. Особенно удачно используются куклы на уроках литературного и внеклассного чтения.
Работа над кукольным спектаклем должна быть поиском и ни в коем случае не должна терять импровизирующей сущности и заучиваться путем подражанию учителю. Поэтому вся подготовительная работа к уроку проходит самостоятельно в группах, где школьники заодно учатся общению, чуткому отношению друг к другу, приобретают навыки работы в коллективе.
После просмотра инсценированного произведения начинается обсуждение не только содержания, но и актерской игры. Так у учащихся формируется способность оценивать выразительность, оригинальность исполнения каждого сценического образа. Реализовывать свои представления о работе актера школьники могут в инсценировании басен, сказок, при этом одновременно расширяются их знания о декорациях, костюмах, музыкальном оформлении.
Театральные занятия пользуются у детей неизменной любовью. Они смеются и огорчаются вместе с персонажами, готовы всегда прийти на помощь любимому герою. Поскольку все спектакли имеют нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания, а это позволяет оказывать влияние на детей, формировать их нравственное поведение.
Формы проведения урока с применением театрализации различны: литературная гостиная, урок-игра и т.д. В применении куклы на уроке границ не существует.
Театрализация в учебном процессе – один из методов вовлечения учеников в творческую деятельность, стимулирование их активности и формирование учебной мотивации.
Таким образом, через театральную работу мы проводим формирование мотивации учения, активизацию познавательной деятельности учащихся, развиваем их творческое воображение, речь.
Театрализация в учебном процессе – один из методов вовлечения учеников в творческую деятельность, стимулирования их активности и формирования учебной мотивации. Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу, что необходимо вынести театральную деятельность за рамки урока. С этой целью в школе оформлен кабинет театральной студии, где занимаются дети, желающие шире познакомиться с театральным искусством. На занятиях в театральной студии учащиеся знакомятся с историей первых театров, узнают о происхождении кукольного театра, его особенностях. Для обогащения зрительского опыта они посещают театры города. Спектакли, приготовленные театральной студией, могут посмотреть и оценить все учащиеся нашей школы.