Шанцева Елена Вячеславовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38 «Золотой улей»
г. Бугульма, Республика Татарстан
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.Театр –один из основных видов искусства. Кроме того, театр — это, по сути, игра, а, как известно, игра — основной механизм развития личности ребенка.Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.Направление моей работы – музыкально-театральные постановки,которые ориентированны на потребности и мотивы ребенка,что позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. Кроме того, позволяет организовывать работу и с одаренными детьми Театрализация проводится в форме больших постановок, спектаклей. Инновационная идея заключается в использовании фольклорных и авторских сказок(«Теремок на новый лад»), отрывки из литературных произведений известных авторов К.И.Чуковский,С.Я.Маршак,песен знаменитого композитора В.Я.Шаинского, русской народной песни («Во Деревне то было в Ольховке») . Главное условие выбора произведения — интерес детей к нему.Однако часто оригинальные тексты сложны, поэтому мне приходилось их адаптировать для сценария — изменить с учетом уровня подготовки детей. Сценарный текст содержал преимущественно знакомый материал. Так,прочитав произведение К.Чуковского «Муха –Цокатуха», было принято совместное решение с ребятами поставить музыкальный спектакль- мюзикл. Мюзикл – одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства.
Какие проблемы возникали при подготовке мюзикла:
-Дети были очень зажаты. Перевоплощение в роли сказочных персонажей занимало уйму времени. Работу вели в индивидуальном порядке.
-Трудности в работе над словом. Помимо проблем с дикцией, возникали сложности в работе над интонацией речи. Речевой диапазон был слабо развит, было сложно работать над эмоциональной окраской слов.
В ходе работы над словом и над избавление зажимов использовался в основном эмпирический метод (то есть, метод показа педагога), как наиболее эффективный.С каждой новой репетицией воспитанники становились более раскрепощёнными, возрастала ответственность в работе над ролями, развивались такие качества как взаимопощь и взаимоподдержка, стали лучше ориентироваться на сцене(сцена перестала вызывать стеснение и зажимы). Предлагала детям во время чтения сказки, подумать, какой персонаж им ближе, «по душе», чтобы во время прослушивания они могли «примерить на себя» несколько ролей, выбрать наиболее привлекательную. Моя задача была – сделать исполнение настолько ярким, интересным, чтобы у детей появилось желание в этом участвовать.
Процесс работы над мюзиклами я поделила на два этапа:
Первый – ознакомительный – мы разучивали песни отдельно с главными героями, а затем разучивали общие песни и танцы. Особое внимание нами уделялось одной из основных составляющих жанра – движению с одновременным исполнением песен. Для того, чтобы это было сделать легче, мы записали свое исполнение и, включив аудио, разучивали движения. Необходимо было добиться чистоты интонации и выразительности фразировки, жестов, мимики.
Второй этап – постановочный. Здесь создавался сам спектакль. Из кусочков уже выученного материала появлялся сюжет. Когда ребёнок запоминал свою роль, он начинал взаимодействовать с другим персонажем-ребенком для разучивания хоров, танцев, вокальных номеров, диалогов для построения массовых сцен. Целиком сказка складывалась тогда, когда дети чувствовали себя уверенно во всех сценах. Проигрывали её от начала до конца, что очень важно для каждого артиста. Детям это необходимо для того, чтобы знать, где и в какой момент нужно что-то делать, рассчитать свои силы — физические и эмоциональные.Каждая сцена сопрвождалась музыкой и танцами. Музыкальное сопровождение использовала инструментальную, народную, классическую музыку, детские песенки, современную музыку. Вальсы, чарльстон, джазовые импровизации, русская плясовая, игра на ложках, классическая опера, современная музыка- при всем смешении жанров спектакль не превращался в музыкальный винегрет, а звучал целостным авторским творением. Вокальные номера, особенно сольные, способствовали у детей у всех детей музыкальной памяти. Сольные номера в сочетании с исполнение ролей позволили раскрыть вокальные способности тем, кто раньше себя не проявлял. Психологический метод погружения в сказку помог решить проблемы с интонацией, нарушением вокально-слуховой координации. Большое внимание уделила хореографии в мюзикле. Использовала танцы с предметами (ложками, султанчиками, лентами…), народные танцы, танец-образ (бабочки) с элементами бального танца, танцы народов мира (еврейский, ковбои), современная хореография. Отдельной хореографической группы не было – все танцы исполнялись теми же ребятами, кто пел и играл роли, что демонстрировало возможность сочетания всех трёх видов деятельности-пения, танца, актёрской игры.
Подбирая костюм каждому герою, предварительно делала зарисовки, обдумывала каждую деталь. В результате получились очень оригинальные и яркие образы.
Декорации задавали общую атмосферу спектакля, «превращали» привычный зал в «сказочное пространство». Основные принципы при выборе: безопасность, мобильность, условность, выразительность. Мюзикл проходил на высоком эмоциональном подъёме, давал возможность проявить свою индивидуальность детям с различными психологическими особенностями. Театральная постановка способствовала раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имел возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Во время выступления кто-то преодолевал свой страх, кто-то волновался, кто-то просто не верил в то, что у него всё получится и относился к свершившемуся, как к Чуду. А для кого-то участие в спектакле было возможностью выделиться, отличиться.
Ещё одна постановка –это фольклорная народная песня «Во Деревне то было в Ольховке». В народном русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.Включая жанр народного песенного и поэтического творчества , дети смогли применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений. Через устное народное творчество ребята показали красоту русского языка.
Первым этапом по созданию данной «театральной картинки» являлся подбор материала связанный с выбором главных героев , с их внешним видом , костюмами , характерами. С ребятами проводила знакомство с историей русского народного костюма. Делались предварительные зарисовки ,наброски, эскизы.
Вторым этапом – возникла необходимость научить наших героев двигаться, переживать,разговаривать языком жестов,играть на музыкальных инструментах-ложках .Этот этап был особенно сложным,который требовал большой коллективной творческой отдачи ,фантазии , выдумки и изобретательности.
После выступления ребята делилились впечатлениями, рассказывали о своих ощущениях. Это объединило коллектив на новые победы и новые выступления.
Следующей победой было инсценирование песни В.Я.Шаинского «Цирк». Разрабатывая новый проект я немного волновалась: справятся ли дети с поставленными задачами, приобретут ли необходимые знания, умения и навыки при внедрении нового музыкального материала. Волновалась зря – песня Владимира Яковлевича Шаинского так понравились детям, что они выучили её. Пели на прогулке, в самостоятельной деятельности. На всех этапах репетиций и самого спектакля дети чувствовали значимость своей деятельности. Не забывала и о поощрениях. Небольшие сувениры, похвала за особо хорошо произнесенную реплику и т.д. повышали мотивацию. Основным поощрением стало участие в премьере спектакля и эмоции, реакция зрителей. Дети в цирковых костюмах и масках забегали в музыкальный зал, выполняя танцевальные упражнения под звуки легкой танцевальной музыки “Цирк…”, держа в руках атрибуты, свободно располагались в центре импровизированной арены. Гимнастки выполняли трюки; фокусник проделывал фокусы с монетой и тростью,удивляя зрителей; клоуны шутили и показывали номера с собачками, а дрессировщица бесстрашно укрощала тигров. В результате данного проекта ребята получили представление о цирке, о цирковых жанрах и артистах цирка. Смогли стать артистами циркового спектакля.
Постановка музыкальных спектаклей оказывают положительное воздействие, приобщают ребёнка к общечеловеческим ценностям,выполняют психотерапевтическую функцию.Являются средством сохранения эмоционального здоровья, средством предупреждения эмоциональных расстройств. Мир музыкальной сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования основ музыкальной культуры. От выступления к выступлению активность детей возрастала, они быстрее начали запоминать тексты, песни, стали более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа. Буду ли я продолжать работу в этом направлении? Безусловно. Творить, танцевать и петь – это мой вектор к самостоятельной и инициативной творческой личности ребёнка. А ведь именно это направление положено в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так держать!