Халилова Нурлиза Уранбасаровна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с № 57 «Соловушка»
г. Альметьевска, Республика Татарстан
Цель: обобщение знаний детей об экологической обстановке на Земле; углубить и закрепить знания детей об охране природы.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о мире природы, о лесе и его обитателях. Формировать представления о том, что человек – часть природы, поэтому он должен беречь, охранять и защищать ее, формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Развивающие: Развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, логическое мышление, творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию, умение взаимодействовать друг с другом: договариваться, слаженно работать.
Воспитательные: воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально положительное отношение к природе; ответственность за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы; культуру поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.
Предварительная работа: беседа, чтение художественной литературы о природе, наблюдение на прогулке, просмотр презентаций о природе, рассматривание иллюстраций, об обитателях леса и водоемов, отгадывание загадок на экологическую тему, дидактические игры.
Материал и оборудование: листватмана с нарисованным лесом, картинки: птицы, дикие животные, насекомые, цветы; макет: «Дерево», капсулы от киндеров, «мусор»,промаркированные контейнеры для раздельного сбора мусора, медали для детей.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а также поздороваемся друг с другом (приветствие детей, дети берутся за руки, образовывая круг)
Игра на общение (вхождение в деятельность – круг дружбы)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, утром мне позвонил редактор «Лесной газеты» и сказал, что к ним за помощью обратилась «Природа» и это видеообращение редакция отправила на электронную почту нашего детского сада, давайте посмотрим.(на экране видеообращение)
– Я природа, Я больна. Ваша помощь мне нужна! Много жалоб накопилось У природы на людей. Воды речек замутились Пересох в лесу ручей. Стали чахнуть липы, клены На обочинах дорог. Скоро свои птичьи трели Соловей нам не споет. Я прошу Вас, помогите!
И природу оживите!
Воспитатель: Ребята, сейчас природа обращается к вам за помощью. Что же нам делать?
Дети: Нужно помочь природе.
Воспитатель: Как мы можем помочь природе ? (ответы детей) (Нельзя рвать цветы, топтать траву, Нельзя обрывать с деревьев листву. В лесу ходить лишь по тропинке, не мять зеленую былинку, животных надо охранять, гнезда птиц не разорять).
Ребята, я точно знаю, что попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. А вы умеете совершать добрые поступки? (ответы детей)
Воспитатель: Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща). А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Много дубов? (дубрава)
– Посмотрите (показываю стволы деревьев, нарисованных на листе ватмана), здесь нужно дорисовать кроны деревьев. (дети рисуют )
– Ребята, нам предстоит пройти испытания. Предлагаю вам карту, на которой отмечены места с заданиями, выполняя которые мы сможем помочь природе. Придя на станцию, вам необходимо выполнить задание и получить конверт. С этими конвертами придете и в конце мы составим газету.
Станция «Птичья»
Игра «Мамы и их малыши»
В лесу был сильный ветер, гнёзда покачнулись, и все яйца раскатились по полянке. Помогите мамам найти своих птенцов. (Открывают капсулы от шоколадных яиц, называют чей птенец, находят маму-птицу и поселяют в гнездо (макет).
Получают конверт с птицами и природоохранным знаком «Не разрушайте гнёзда». Станция «Сортировочная»
Воспитатель: Посмотрите, как много мусора, давайте наведем порядок. Но только складывать нужно по правилам (по условным обозначениям): в контейнеры. Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы, ребята, весь мусор мы рассортировали, теперь этот мусор отправится на переработку. Ребята, а можно ли использовать мусор вторично? (Да). Предлагаю вам смастерить цветы. (мастерят цветы из бросового материала: пластиковые бутылочки, коктейльные трубочки)
Молодцы, вы отлично справились с заданием, получайте конверт.
(В конверте цветы и знак «Не срывай первоцветы!»)
Станция «В мире животных»
Предложить детям рассмотреть следы диких животных, угадать кому какие отпечатки принадлежат. (дети соотносят след с изображением животного)
– Молодцы, справились с заданием, получайте конверт (Получают конверт с животными и знаком «Не лови детенышей диких животных и не уноси их домой») Станция «Насекомые»
Воспитатель: предлагаю вам отгадать загадки про насекомых.
У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках? Кого мы просим Подняться в небо И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Кто-то прыгает в траве,
С травинки на цветочек,
Лапки длинные, есть крылья на спине,
Весь зелёный и ещё стрекочет…. (Кузнечик)
Жужжит, летает по делам,
Пыльцу с цветов сметает,
Готовит ароматный мёд
И всех нас угощает… (Пчела)
Когда-то гусеницей она была,
Теперь летает и порхает,
Нектар с цветка – её еда,
Цветные крылья в небо поднимают (Бабочка)
– Ребята, давайте представим, что вы превратились в насекомых, а пауки сплели паутину, вам нужно пролезть через «паутину», не задев колокольчик (канат в разном направлении).
– Молодцы, справились с испытанием, получайте конверт. (Получают конверт с насекомыми и знаком «Не разрушайте муравейник»)
Воспитатель: Ребята, вы прошли испытания и получили конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что же там?
– Давайте животных, птиц, насекомых и первоцветы заселим в наш лес. Предложить детям нарисовать ветки на деревьях, и поселить птиц, животных и насекомых в лесу. Наклеить знаки природы.
– Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и помогли природе!
– Ребята, какое мы с вами важное дело сделали! Как много мы с вами узнали!
Давайте будем беречь природу, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.
Я вручаю вам памятные медали за помощь природе!