Луд Светлана Александровна,
Хабибуллина Голфия Гиззатовна
учителя начальных классов
МАОУ «Многопрофильный лицей №11»
г. Казань, Республика Татарстан
«Ребенок, точно плодородная почва – что посеешь, то и пожнешь».
А.С. Макаренко.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте НОО одной из приоритетных задач современного образования определено духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание личности. Что это значит? Если проанализировать определения духовности и нравственности в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова, «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля и других, то духовно-нравственное воспитание следует понимать, как процесс формирования внутренних качеств личности младшего школьника, мотивирующих её поступки и поведение.
Значимая роль в духовно-нравственном воспитании отводится развитию патриотических чувств: любовь к своему дому, краю, Родине; уважение к труду и людям разных профессий; интерес к традициям культуры своего края, своей страны; бережного отношения к окружающему миру; чувство ответственности и гордости за достижения нашей Родины.
Задача духовно-нравственного воспитания в начальной школе решается в рамках внеурочной деятельности через кружок «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо», через систему мероприятий внеклассной деятельности, которая отражена в плане воспитательной работы в модуле «Я – гражданин».
Очень важную роль в формировании патриотических чувств младшего школьника я отвожу уроку технологии, ведь этот учебный предмет обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно – практической направленности курса на уроках технологии у детей закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Современные дети немного знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Поэтому моя рабочая программа по технологии разработана с учетом национально регионального компонента. Чаще всего уроки технологии строю в форме группового взаимодействия, что позволяет формировать коммуникативные учебные действия: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Приведу фрагменты уроков, направленные на развитие у школьников патриотических
чувств.
Первый класс. Раздел «Работа с разным материалом». Изделие Аппликация на плоскости. Праздничный салют.
Вдруг из чёрной темноты в небе выросли кусты.
А на них-то голубые, пунцовые и золотые
Распускаются цветы небывалой красоты!
И все улицы под ними тоже стали голубыми,
Пунцовыми и золотыми – разноцветными!
(К. Чуковский).
Дети выполняют аппликацию Праздничный салют из разного материала по выбору. Далее оформляем выставку. Выставку работ фотографируем и помещаем на сайт школы.
Во втором классе, работая с бумагой и картоном, ребятам было предложено выполнить аппликацию на плоскости «Золотая осень».
В качестве подготовительной работы организована экскурсия в природу на пришкольный участок с целью – провести наблюдение за изменениями в живой и неживой природе. После экскурсии дети размышляли над вопросами:
-Какие картины вы увидели во время экскурсии?
-Дети рассказывают о своих наблюдениях.
-Подумайте, как бы вы проиллюстрировали отрывки из стихотворений русских поэтов:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Или такие слова:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….
После обсуждения дети получают задание выполнить иллюстрацию к любому стихотворению по выбору в виде аппликации, соблюдая все правила безопасной работы.
Оформляем выставку работ «Золотая осень», проводим праздник совместно с родителями.
Значительное место в программе по технологии отведено проектной деятельности.
Так в 3 классе школьники выполняли проект «Образы природы в творениях человека». Во время подготовительной работы:
-учащиеся вспоминают алгоритм разработки проекта: проблема-цель-результат;
-составляют план работы над проектом:
1) выявить проблему; наметить цель;
2) установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие: что есть для выполнения предстоящей работы (информация, умения), а чего пока нет, но нужно иметь (найти информацию, научиться делать);
3) поставить задачи – что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта;
4) наметить этапы работы (разделить работу на части);
5) выбрать способы решения задач на каждом этапе; определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом);
-анализируют структуру проекта: введение – часть, в которой ученик указывает тему, цель, гипотезу и способы её проверки; основная часть – описание поэтапного решения задач, используя фразы-клише «я начал свою работу с того, что.., потом я приступила к .., я завершил свою работу тем, что …, в ходе работы я искал ответы на вопросы…, работая над проектом, я столкнулся с такими проблемами…, мне удалось достичь цели проекта, потому что…, заключение – часть, в которой подводится итог работы: нужно перечислить, что удалось и что не удалось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
В 4 классе в рамках работы по профориентации школьники провели профессиологическое исследование. Это самостоятельная работа с информацией разных источников по плану: история возникновения профессии; общая характеристика профессии: содержание деятельности, орудия и средства труда, круг общения, личные качества, условия труда, пути получения профессии; родственные профессии. После сбора материала выполнили творческую работу в виде коллажа «Разнообразен мир профессий моего края». Форма работы – групповое взаимодействие.
Все творческие работы были представлены на выставке, посвящённой юбилею школы.
Провести мониторинг духовно-нравственного развития младшего школьника очень сложно. Но я вижу, мои ученики стали доброжелательнее, отзывчивее, вежливее в отношении друг друга. Это позволяет мне надеяться, они станут настоящими патриотами своей Родины. Я считаю, младший школьный возраст – это ответственный этап развития личности, этап накопления знаний и приобретения опыта, в том числе духовно-нравственных знаний и нравственного опыта. А урок технологии – одно из важных средств накопления духовно-нравственных знаний и нравственного опыта.