Гайнутдинова Снежанна Вячеславовна
учитель начальных классов
МАОУ «Многопрофильный лицей №11»
Советского района
г. Казани, Республика Татарстан
Одним из основных и неотъемлемых компонентов образовательного процесса является воспитание. Долгое время большое внимание уделялось нравственным аспектам воспитания, при этом такой важный компонент личности, как экологическое воспитание или экологическая культура не находили должного отражения в воспитательном процессе. Экологическое воспитание в общем виде обусловлено экологическим образованием, которое включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды [1, 2].
Экологические проблемы на текущем этапе развития общества становятся его постоянными спутниками. Основной причиной экологических проблем является хозяйственная деятельность общества. В целом экологические проблемы основаны на поведении отдельных людей. Таким образом, любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование и воспитание, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Формирование экологической культуры начинается с младшего школьного возраста [3].
Современное начальное образование одной из главнейших задач ставит формирование личности обучающихся младшего школьного возраста. Экологической культуре в процессе образования принадлежит важная роль, потому что именно в детстве воспитывается понимание того, что на планете все живые существа самоценны. В начальной школе обучающиеся приобретают первоначальный опыт защиты природы. Младший школьник в силу своего возраста любознателен и более близок к природе.
Получая знания в четко сформированной системе на уроках окружающего мира, у детей будут сформированы нормы и правила экологического поведения в природе, что повлечет за собой экологическое воспитание. Экологическое образование и воспитание, формированием которого нужно заниматься еще с дошкольного возраста, работая в четкой системе, поможет детям сформировать элементарные экологические представления, что повлечет за собой осознанное и осмысленно обращение с природой [4].
Одним из наиболее эффективных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. В рамках внеурочной деятельности для учеников третьего класса был реализован проект на тему «Экология и Мы».
Цель проекта является воспитание экологической культуры у детей и экологически оправданного поведения в окружающей среде, знакомство с природой родного края; формирование коммуникативной компетентности: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение.
Основными задачами проекта являлись:
– формировать представление об экологии, ее роли в жизни людей;
– расширить кругозор детей о природе, развивать познавательный интерес к её сбережению;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Продукты проекта. Каждому ученику было предложено подготовить проект в виде: плаката (текстовое описание с графическим сопровождением), аппликации, объемной поделки, ЛЭП бука. Для реализации весь класс был поделен на экологические направления в соответствии с национальным проектом «Экология». Ученикам было предложено выбрать четыре направления: водные ресурсы родного края; лесные ресурсы родного края; рациональное недропользование; охрана окружающей среды.
В рамках внеурочных занятий учащиеся защищали свои проекты и делились с классом своими наблюдениями, а также новыми знаниями, полученными при реализации проекта. В заключительный день проекта была организована викторина, где учащиеся отвечали на вопросы по своим проектам и доказывали важность своего направления. В конце мероприятия учащиеся коллективно исполнили гимн «Экологии».
Таким образом, в рамках внеурочной деятельности учащиеся дополнительно познакомились с водными и лесными ресурсами родного края, с методами рациональное недропользование и охраны окружающей среды. Сформировали коммуникативные компетентности в рамках защиты проекта.
Литература
1.Зверев, И. Д. Экология в школьном образовании: Новый аспект образования [Текст] / И. Д. Зверев- М. : Просвещение, 2007. – 74 с.
2. Ефремов К. Теория и практика экологизации образования / Народное образование. 2005. – №8. – С. 110-120.
3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 1998.
4. Запартович, Б. Б. С любовью к природе [Текст] / Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. М. Соловьева – М. : Педагогика, 2003. – 232с.