Алиева Рузиля Марсовна
учитель начальных классов
МАОУ «Многопрофильный лицей №11»
г. Казань, Республика Татарстан
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели
Образовательные:
– закрепить знания о Солнечной системе, о её составе, о различии между планетой и звездой;
– развивать наблюдательность, внимание;
– продолжить формировать представления о возможных источниках информации, способах её поиска.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой работе.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Ребята, здравствуйте! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я – Рузиля Марсовна. |
Организуют рабочее пространство |
Актуализация знаний |
Давайте представим, что мы с вами космонавты и совершаем космическое путешествие. Давайте вспомним, что встретилось нам во время путешествия. – Что вы помните о звёздах? |
– Звезды и созвездия, искусственные спутники, космические корабли, МКС. |
Проблемная ситуация |
– Еще в древности люди заметили, что некоторые светящиеся на небе точки изменяют своё положение. Как вы думаете, что же это такое? – Т.к у нас возник спор, давайте его разрешим. – Предлагаю прочитать в учебнике на стр.48 первый абзац текста. – Кто из вас прав? Что же это за точки? – Что вы уже знаете о планетах? |
Звезды двигались, планеты двигались – Эти точки – планеты. Планеты перечисляют, восемь планет |
Целеполаганиие и построение проекта выхода из затруднения |
Значит, ребята, что мы сегодня будем изучать? – Тогда попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. Чем нам надо сегодня заняться? |
Планеты Нам надо узнать, как выглядят планеты, что на них есть, чем они отличаются друг от друга. |
Реализация целей и задач |
– Предлагаю вам ненадолго стать учёными – астрономами. Чем они занимаются? – Верно, они изучают Вселенную, в том числе и Солнечную систему. – Что такое Солнечная система? Верно, планеты – это главные члены Солнечной семьи. Солнце -«мама». Представляет собой жёлтую звезду. Температура на поверхности Солнца – 6000 градусов, а внутри ещё выше. (На доске появляется изображение Солнца). – Как вы думаете, есть ли не главные члены Солнечной семьи? Что к ним относится? Можете посовещаться в группах. -Правильно, есть ещё астероиды, карликовые планеты. Все вместе они образуют Солнечную систему. – Как учёным вам предстоит понаблюдать за планетами. – Постарайтесь запомнить или записать сведения о вашей планете, чтобы после просмотра вы смогли о ней рассказать. Чтобы вам легче было работать, я приготовила карточки-помощницы для каждой группы. https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/planety-solnechnoy-sistemy пишем во время просмотра видеоролика. |
Кометы, спутники (Вытаскивают карточку с названием планеты). Задания для группы№1 1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам Меркурий – это самая…….. Эта планета названа в честь…. Вокруг Солнца вращается за ……………………….. здесь самые длинные сутки. Они составляют …………. Она намного меньше…………, но ……………схожа с Луной. Поверхность Меркурия……… У Меркурия нет…………. Спутников … Температура днём ……………., ночью …………….. Задания для группы№2 1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам Венера – … Планета Солнечной системы. Венера названа…….. Большую поверхность…. Спутников……Венера имеет…, поэтому температура………… Задания для группы№3 1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам Земля – самая ……Она имеет………Год длится ………………. Главное отличие Земли от ……… Земля имеет………На планете есть …… Задания для группы№4 1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам Марс – …. планета, названа в честь…. Есть смена ………Марс в 2 раза меньше………Поверхность Марса..……Марс имеет ………… Задания для группы № 5 Дайте характеристику планеты Юпитер по опорным словам: Юпитер – самая……планета, …….. планета от Солнца. Названа в честь ………Юпитер …….., чем все остальные планеты, вместе взятые. На Юпитере самые короткие …. Диаметр Юпитера в 11 раз …… диаметра ………. У планеты самое большое количество …… . их насчитывается 63, из них – четыре больших. Задания для группы № 6 Дайте характеристику планеты Сатурн по опорным словам: Сатурн называют властелином ….. Эта планета названа в честь …………Это ……… по размерам планета-гигант. Кольца Сатурна состоят из ………., которые вращаются вокруг планеты. Задания для группы № 7 Дайте характеристику планеты Уран по опорным словам: Эта планета названа в честь ……… Считается, по-настоящему, голубой ….. Находится в 20 раз дальше от ………, чем Земля Вращается вокруг Солнца ……… Температура на планете ………… Имеет ………………… . Задания для группы № 8 Дайте характеристику планеты Нептун по опорным словам: Эта планета названа в честь ……… ……… по величине планета Солнечной системы. Здесь дуют самые………….. Вокруг Солнца обращается за … лет. Диаметр планеты составляет …….У Нептуна есть ………… |
Физминутка |
Физкультминутка «Космос» Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте) В космос мы летим опять. (соединить руки над головой) Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть) долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться) На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад) И опять домой спешим. (ходьба на месте) |
Делают физминутку |
Применение навыков и умений на практике |
– Итак, ребята, что у вас получилось? Представьте свою планету, расположите рисунок в соответствующем месте от Солнца. -Чтобы запомнить названия планет по порядку расположения от Солнца, предлагаю сделать физминутку для пальчиков. |
(После работы в группах выходит один представитель от группы, зачитывает краткую информацию о планете, вывешивает на доску изображение планеты, название.На доске формируется схема расположения планет в Солнечной системе). Физминутка. (Дети сидят за партами и выполняют массаж пальчиков.Дополняют слова учителя названием планет с опорой на схему на доске). По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идёт по счёту. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
– Вместе вы хорошо работаете. А сможете ли самостоятельно справиться с заданиями? Раздаю карточки с вопросами: Сколько планет в солнечной системе? А) 3 б) 8 в) 6 Что такое «солнце»? а) спутник б) планета в) звезда Как называется спутник Земли? А) Марс б) Луна в) Солнце Что такое солнечная система? А) это система планет. Б) это солнце и звёзды в) это система планет, звезд и других космических объектов. В центре этой системы находится солнце. |
(Работают самостоятельно в рабочих тетрадях. После выполнения осуществляют взаимопроверку, обмениваясь тетрадями) |
Рефлексия |
– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Вспомните, что мы ожидали от нашего урока. Достигли ли цели нашего урока? Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам дополнить нашу Солнечную систему звёздами, но не простыми, а особенными. Если вам на уроке было всё понятно, интересно, то поднимите зелёную . А если вам было интересно, но у вас остались ещё вопросы, то – синюю. А если совсем ничего не понятно и трудно было на уроке, то- красную. Молодцы! Спасибо за урок! |
– Да, мы узнали много о планетах, как они называются, где находятся, чем отличаются друг от друга. Оценивают свою работу на уроке. |