Зайнуллина Индира Талгатьевна
заведующий
МБДОУ «Апазовский детский сад»
Арского муниципального района
Республики Татарстан, г.Арск
Для толкования определения медиакультура, изначально следует уточнить понятие культуры в целом. А.А, Копылова утверждает, что культура – это мир, который возвел человек.
Здесь отражаются его интеллектуальные, общественные потребности, стремление установить коммуникации с окружающими. Культура – это всегда коллективное творчество. Без культуры сложно представить существование, развитие людей, их самореализацию, взаимодействие, общение и др. Культура всегда связана с передачей информации в пространстве, ее распространением.
В культурном комплексе сосредоточена информация разного типа: устная, письменная, зрительная, тактильная, визуальная. Через все эти источники удовлетворяются психологические потребности личности. Для каждого общества свойственны свои психологические формы, которые отвечают интересам граждан, то есть соответствуют их общественному статусу.
Именно наука культурология ввела определение медиакультуры в современном мире. Это тоже культура, только воспринимается она в особом информационном сообществе. Прежде всего – это средства массовой коммуникации, средства массовой информации. Медиа – в переводе с латинского означает посредник, средство.
Данный термин появился в прошлом столетии и обозначает он феномен массовой культуры. Введению данного термина в оборот содействовало изучение деятельности человека в сообществе информационного пространства.
В современном обществе медиа культура понимается не только как способ передачи определенной информации между людьми, это среда, которая производит, транслирует коды культуры. Включение в культуру информационных технологий существенно ускоряет процесс передачи, обработки, восприятия разной информации.
Передаваемые через медиа средства сообщения – есть продукт умственного труда человека, а интерпретация – этого сообщения связана с обработкой информации.
Медиа культура помогает передавать информацию в виде аудиозаписей, видео сообщений, образов, знаков и др. Особенности передачи медиа информации зависят от уровня развития технических средств, объема информации, которая обрабатывается, скорости трансляции, ее тиражирования, доступности, массовости.
Итак, медиа культура связана с развитием информационных, коммуникативных, цифровых технологий в обществе. Современная культура активно отражается на развитие человека, его воспитании, становлении, профессиональной деятельности, образе мышления и др.
Исключением не являются и дети дошкольного возраста. Современный ребенок с самого рождения окружен информационно-коммуникативными технологиями. Он быстро осваивает их назначение, применение, умеет управлять потоками информации, которая имеется в широком доступе ищет нужные сведения.
Медиа технологии всегда перевоплощают реальный объект в искусственный. Медиа культура воздействует на становление общественно-гражданской позиции ребенка дошкольного возраста, меняет его сознание, образ мышления, интересы, способности, потребности, убеждения, идеалы, ценности.
Медиа культура человека показывает его навыки обработки информации, умение работать с разными текстовыми блоками, рассматривать, читать, давать оценку сведениям, создавать свои сообщения и др. Медиа культура дошкольника – это отдельное целостное качество субъекта массовой культуры, которая отражает его отношение к медиа индустрии, культура восприятия, обработки, создания, передачи, оценки самой разной информации, которая воспринимается через технические средства связи.
В современном обществе ребенок не может развиваться вне медиа культуры. С самого раннего возраста он на занятиях воспринимает презентации, педагог демонстрирует видеоролики, а позднее он уже самостоятельно играет в информационно-коммуникативные игры самого разного содержания.
Это и есть вхождение ребенка в мир информационной, массовой культуры. Ребенку интересно не обучаться по карточкам в виде раздаточного материала на занятиях (традиционная форма обучения), гораздо проще ему получать сведения при помощи средств коммуникаций (планшет, смартфон, ноутбук, компьютер и др.).
Сам образ мышления современного ученика настроен на восприятие цифровой информации, аудио и видеозаписей. Все отголоски массовой культуры давно прочно укоренились в воспитательно-образовательном пространстве. Онлайн уроки, занятия, встречи и консультации, виртуальные книги, музеи, библиотеки, аудио книги и др.
Все это знакомо каждому ребенку с самого раннего детства, каждый дошкольник понимает, как можно общаться в виртуальном пространстве, как строить взаимоотношения со сверстниками в онлайн-формате и др. Через медиа культуру ребенок находит себе самоутверждение, регулирует свое поведение, систематизирует знания, получает новые навыки, умения, увлечения, развивает свою креативность, формирует ценности, предпочтения и идеалы.
Дошкольник учиться в медиа пространстве осваивать для себя разные социальные роли, оценивает свои поведенческие реакции со стороны, познает специфику общественной, социальной жизни и др. Педагоги и родители должны прослеживать контент, который доступен ребенку дошкольного возраста, регулировать его время проведения за социальными сетями (игры, развлечения и др.).
Сейчас особо много внимания уделяется воспитанию медиа культуры у детей дошкольного возраста, что впоследствии будет играть существенную роль на становлении личности ученика в целом. Ребенок должен научиться правильно воспринимать информацию.
В то же время многое зависит от того, какие приемы обработки информации у воспитанника развиты, как проявляется его внешняя реакция на сведения, как передается информация по другим каналам связи после ее обработки, интерпретации, умеет ли ребенок самостоятельно излагать свои мысли, кодировать их для передачи другим и др.
Современная медиа культура помогает найти ответы дошкольнику на многие вопросы об устройстве окружающего мира, разных явлениях, событиях, фактах, которые происходят в материальном и духовном мире. Дошкольник вырабатывает для себя параллельно способы решения разных сложных ситуаций.
Также медиа культура учит ребенка сотрудничать, взаимодействовать с разными группами, сообществами, что также выступает одним из основных условий его личностного развития, становления и формирования.
Таким образом, делая выводы, отметим, что развитию медиа культуры содействует всемирная информатизация общества, развитие цифровых технологий, коммуникаций и массовых средств общения. Современный дошкольник должен получить информационные навыки обработки цифровой информации. Для этого на соответствующем уровне должны быть развиты его интеллектуальные, психологические и мотивационные компоненты личности.
Медиа технологии не должны оставаться для ребенка только средством отдыха, развлечения. Взрослые должны воспитывать в ребенке культуру общения через социальные сети, особенности восприятия и передачи информации, которая поступает к современному человеку каждый день в большом объеме.
Список литературы:
1. Егина, И.А. Творческий потенциал дошкольника / И. А. Егина. – СПб.: Феникс, 2022. – 84 с.
2. Жамкав, А. В. Формирование нравственных представлений старших дошкольников через ИКТ-игры / А. В. Жамкав. – Литва: Свет, 2021. – 254 с.
3. Захватов, А. А. Социальные сети для детей / А. А. Захватов. – Ставрополь: Бор, 2021. – 125 с.
4. Иванова, А.М. Медиа пространство детского сада / А.М. Иванова. – Век: Астра, 2021. – 128 с.
5. Иджевана, А.К. Массовая культура в современном обществе / А.К. Иджевана. – М.: Академия, 2021. – 199 с.