Харрасова Дилюся Гумеровна
Аминева Лилия Хатимовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления №6 «Звездочка»
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Огромное значение для мотивации свободной игровой деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна создавать условия для самостоятельной, осмысленной и полезной деятельности детей. Построение развивающей предметно-пространственной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь моделирование – метод познания, Моделирование – это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.
Модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.
Пространственное моделирование так устроено, что позволяет ребенку удваивать этот мир. Пространственное моделирование – это обеспечение возможности стать творцами этого мира, они создают новый мир. Все что создает ребенок обладает формой и содержанием.
В начале прошлого века в США Керолин Пред занималась столярным делом и решила заложить игровую школу, соединив две среды: столярную и игровую. Так появились бабашки.
Один из немногих, который может решать важные образовательные задачи: игра, общение, движение, моделирование, пространственная ориентация.
Детский сад № 6 «Звёздочка» города Азнакаево в 2022 году вступил в проект ПАО «Татнефть» под названием «Татнефть и детство. Диалог с будущим». В канун Нового года воспитанники дошкольного учреждения получили шикарный подарок от команды проекта под руководством Сергея Плахотникова. Ребятам вручили набор конструкторов «Бабашки». Конструктор представляет собой деревянные блоки разных форм для ростового моделирования. «Бабашки» считаются самым большим деревянным конструктором в России-они позволяют детям возводить строения высотой в собственный рост. Бабашки сделаны из экологически чистой березы.
В дошкольном образовательном сообществе часто говорят, что к детям должна вернуться свободная игра. Любая детская идея должна быть реализована и взрослый не должен мешать. А среда, насыщенная Бабашками, как раз и направлена на решение этой задачи. Именно здесь создаются сложные пространства, новые миры, а так же развивается креативность и изобретательность.
Дети изучают окружающий мир объектов, проявляют способности в моделировании, самостоятельно выстраивают свои модели, у них формируются социальные навыки, умение согласованно работать в команде, договариваться между собой, развивается воображение. Каждой детали ребенок может приписать свой смысл. Так же ведут исследовательскую деятельность. У детей возникает потребность самостоятельно планировать. Что понадобится, что не понадобится? Дети пересчитывают детали, сколько нужно деталей для постройки, начинают сравнивать. Здесь развиваются математические навыки. Так же возникают идеи, решения. У детей развивается инженерное мышление.
Именно в такой среде у ребенка развивается совокупность навыков, таких как:
• самостоятельность и инициатива:
• такие функции как планирование, создание собственных схем, воплощение собственных идей
• формируются социальные навыки у ребёнка, умение работать согласованно в команде, договариваться между собой
• развиваются математические навыки, когда дети пересчитывают детали, сколько нужно деталей для постройки, начинают сравнивать
• И здесь же – воля, произвольность.
Важнейшей отличительной особенностью ФОП ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с конструктором Бабашки, так как он позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.
В своей практике педагоги детского сада «Звёздочка» используют конструктор Бабашки в отдельном помещении для пространственного моделирования в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе. Ведь включение конструктора Бабашки в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области. Главное, что Бабашки интересны самим педагогам, поэтому и с детьми легко и увлекательно работать. Так почему же всё-таки Бабашки? Всё просто. С момента его появления и вплоть по настоящее время, Бабашки подходят под девиз «Играй с удовольствием!».
Таким образом мы видим, что среда, организованная с помощью бабашек даёт возможность организовать свободную игру для дошкольников, в которой решаются множество задач, которые позволяют ребёнку быть успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни.