Гребцова Наталья Геннадьевна
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Многие учащиеся средних и высших учебных заведений плохо себе представляют реальную деятельность, к которой они должны готовиться во время обучения. Так же не все преподаватели музыкальных школ имеют четкое представление о требованиях общества к музыкальным школам. Многие считают музыкальную школу начальным звеном профессионального музыкального образования и ставят целью своей педагогической деятельности – подготовку ученика к поступлению в музыкальное училище. Программа изобилует инструктивными этюдами, традиционными и классическими программами. На музицирование не остается ни времени, ни сил, ни желания. Однако родители хотят, чтобы их ребенок умел подбирать по слуху, читать с листа, творчески воспринимать музыку.Настоящим воспитателем в музыкальной школе может стать тот педагог, которому удается проникнуть в духовный мир ребенка. Необходимые музыканту-педагогу профессиональные знания можно разделить на две основные группы: знания о человеке и знания об искусстве. Вопросам педагогики психологии уделяется меньше всего внимания.
Научно доказано, что ребенок развивается в утробе матери -слыша и чувствуя. Реагирует на эмоциональное состояние матери. Рождается уже индивидуальность, еще не личность, но со своим характером. До трех лет накапливается словарный запас, до пяти лет идет девяностопроцентное становление характера. До семи лет – эмоциональное накопление, до двенадцати лет – становление, укрепление костей. Примеры: – до 3х лет «почемучки»; в 5 лет требуют, становятся порой «вредные». В 7 лет все остро, ярко воспринимают. В 12 лет – развитие техники.
И вот к нам приходят эти хрупкие создания, с чувством восторга, страха, открытием чего – то нового, неизведанного. Педагог должен, прежде всего любить детей, и то, что он дает – т.е. музыку. Невозможно «зажечь» ребенка, если сам не «горишь». Как можно увлечь, если сам не увлечен. Артистизм, находчивость, изобретательность – вот составные творческого процесса.
Мы не просто педагоги, но и воспитатели, совместно с родителями. Контакт с родителями дает нам ключик к душе ребенка. Выяснить, что ребенок больше всего любит – лепить, рисовать или петь.. Совместно мы находим подход с индивидуальности, и методы обучения выбираем и применяем уже с учетом индивидуальных способностей. Но индивидуальный подход не может быть решен без знания психологии. Основной аспект – вера в свои силы. Одобрение, поощрение – залог успеха. Выявлять положительные стороны ребенка и на них укреплять веру.
Личность это индивидуальность. Для формирования личности большое значение имеет темперамент, который сказывается на работоспособности, уравновешенности, приспособляемости. Есть 4 вида темперамента:
Холерик – Неуравновешен, горяч, вспыльчив, но быстроотходчив. Не обладает выдержкой, впечатлителен. С таким видом темперамента необходимо укреплять процесс торможения. Требовать выполнения начатого дела до конца. Ставить более трудные задачи.
Сангвиник – уравновешен, подвижен, легко реагирует на неудачи. Добродушен, легко находит друзей. Но не может организоваться на не интересной, монотонной работе.
Флегматик – медлителен, невозмутимый, устойчив в настроении. Но не может сразу сосредоточиться. Этим детям рекомендуется постепенное наращивание темпа, посильность в работе.
Меланхолик – слабый тип, но глубоко думающий. Обращает внимание на трудности, работоспособен, но обидчив, мнителен. Медленно усваивает, но долго сохраняет в памяти.
Абсолютно всем этим детям нужна похвала и поощрение. Но если все время ласкать, целовать, восхищаться, отстранять от трудностей, – нервная система становится вялой, ребенок будет плаксив и пассивен. Но и чрезмерная строгость истощает нервную систему. Укрепить нервную систему поможет жизнерадостность, посильная деятельность. Кроме поощрения, необходимо так же доверительные отношения, взаимопонимание.
Выделяют три основные музыкальные способности: ладовый, музыкально слуховой, ритмический. Необходимо развивать эти способности, т.к. музыка является важнейшим средством в развитии личности. Мы должны научить любить, слышать, чувствовать, понимать. Как говорят чтобы понять японскую сказку, нужно хотя бы знать этот язык.
Начинаем с первого этапа – слушание программной музыки. Есть методы и приемы:
– наглядно слуховой
– наглядно словесный
– практический.
При слушании музыки необходимо научить ребенка выражать свои мысли, чувства. Происходит и развитие речи и умственное развитие. Затем можно ребенка попросить нарисовать музыку. Рисование развивает чувства, ведь чувства в этом возрасте сильные, но не устойчивые.
Угасание интереса – сигнал к смене деятельности. Все дети в младшем возрасте подражают взрослым – в одежде, манере поведения и конечно исполнению. Самый быстрый результат- наглядный (или наглядно слуховой, наглядно зрительный или словесный). Прямой показ часто приводит к «натаскиванию». Это вредно для развития личности.
Проблемный метод – медленный, но эффективный. Учить самостоятельно мыслить (сравнивать, обобщать, придумывать), делать самостоятельные открытия ( с накопленного опыта) приводят к вере в свои силы. Все это стимулирует творческие проявления и подходит для каждого типа характера. Сочетание словесного, наглядно – зрительного, наглядно- слухового и проблемного метода дают отличный результат.
Конечно нет особых рецептов воспитания детей в музыкальной школе, но педагогические принципы воспитания и обучения детей имеют много общего с принципами обучения в общеобразовательной школе. На вопрос, что является необходимым условием воспитания пианиста, Гофман отвечает: «Прежде всего хороший руководитель, который сумеет наблюдать за первым этапом молодого музыканта».
В исполнительском искусстве музыканта принимают активное участие все психические процессы в их неразрывном единстве. Наука рассматривает их как самостоятельные области исследования, дифференцируя следующим образом: ощущение, восприятие, представление эмоции, воображение, мышление, память, внимание.
Ушинский писал: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что приучать детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности. Как часто мы говорим:- ребенок очень не внимательный, забывая об исключительно большой роли непосредственного интереса. То что интересно, занимательно, эмоционально, насыщено, – увлекательно, – вызывает длительное сосредоточение.
1.Пробуждение интереса наилучшее средство для предупреждения трудностей.
2.Педагог должен быть всегда в хорошем настроении. Дети в возрасте 7-10 лет чутки и впечатлительны. (Девочка прибегает домой и говорит: «Галина Ивановна сегодня была такая «смешливая») И противоположный пример: «у нее что-то случилось, глаза такие грустные и говорила тихо».) Бодрое настроение стимулирует деятельность человека. Жизнерадостное настроение повышает их интерес к занятиям. Перельман проводил уроки «восхищения», пресловутые гаммы и этюды играются одухотворенно, если придумать к ним названия: «вьюга» – хроматическая гамма, «волны» – короткое арпеджио и т.д.
Внимание ученика на уроке определяется особенностями его построения-динамика, темп, громкость голоса.
1. Урок должен быть правильно спланирован по динамике. В этом многое зависит от ученика. Если он возбужден, то не следует начинать с кропотливой работы в медленном темпе, нужно дать возможность перестроиться на творческую работу. Если ребенок пришел несколько уставший, необходимо «зажечь» его, что бы к концу урока он ушел «окрыленный», наполненный эмоциональным желанием трудиться. Педагог в полном смысле должен быть аршином.
2.Уметь умело использовать интонацию речи. Утомляет как громкая так и тихая речь. На громкий голос ребенок скоро перестает реагировать, а тихая речь убаюкивает, «усыпляет» внимание. Значительно сосредоточит внимание переход от громкого голоса через паузу, к очень тихому. Вообще, паузе отводится большое внимание как в музыке, в театре, в ораторском искусстве, так и педагогической деятельности.
3. Темп урока должен быть живой, энергичный- это лучше мобилизует внимание. При медленном темпе работа не захватывает, а создает условия для отвлечения (представьте, педагог задает вопрос: «что такое ?» – долго и упорно ждет ответа, время идет, ученик сидит; а лучше помочь ему отыскать эту нишу, и половина ответа будет известна, может быть ребенок не может сформулировать свой ответ). При быстром темпе могут появляться ошибки и не внимание ( не успевает вслушаться в свою игру, обрывает концы фраз и т.д.) Поэтому и работа над произведением эффективна в среднем темпе.
4. По характеру происхождения и способам осуществления выделяются два основных вида внимания:
– непроизвольное – возникающее не зависимо от намерений и целей человека;
– произвольное – это сознательное регулируемая сосредоточенность. У детей 6-7 лет развито непроизвольное внимание. Следует помнить, что однообразие утомляет, интерес падает. Играя произведения – каждый раз ставить определенные цели и задачи. Не получается ровность из-за первого пальца, не нужно «долбить» это место, лучше дать несколько упражнений на этот вид работы. Ребенок успешнее справиться с достаточно сложным заданием, требующих разнообразных приемов и способов работы, чем с простым, но однообразным заданием. Разучивая пьесу в младших классах, необходимо, чтобы ребенок умел пропеть ее, т.к. чаще дети запоминают ее зрительно, схематично, а слуховое внимание не участвует в воспроизведении.
5. Внимание привлекают сильные раздражители (яркий свет, яркий цвет, громкие звуки). Так например, при разборе произведения ученик допускает ошибки в случайных знаках – пусть он сам обведет все ноты со знаками альтерации. При смене позиционного исполнения – поменялась аппликатура, можно хлопнуть в ладоши, чтобы привлечь внимание к содержанию. Устойчивость внимания восстанавливается к 12 годам, к тому же времени необходимо приучать детей к произвольному заучиванию.
6. Внимание детей раннего возраста целиком направлено на то, что они делают. Вы не раз замечали – стоит только заговорить учителю, когда играет ребенок, он тут же прекращает игру, чтобы выслушать педагога, либо продолжает играть, но при этом не понимает ни одного слова из того, что сказано. И то, и другое вредно. В старших классах ученик способен распределить свое внимание, он может играть и слушать замечания педагога, но это приводит к натаскиванию, т.к. не способен самостоятельно мыслить и трудиться, будет ждать подсказки, больше внимания уходит на то, что сейчас скажет педагог. В будущем пропадает уверенность в своем исполнении, мы педагоги часто говорим « В классе играл лучше».
7. Для сосредоточения внимания необходимо задать образец. Если мы хотим научить ребенка выделить определенный звук в аккорде, ярко, выразительно провести мелодию, мы должны дать образец этого звука и т.д.
8. Учить сосредотачиваться на существенном, ограничить число одновременно решаемых задач. К этому нужно отнести и последовательность в работе.
9. Для концентрации внимания полезны занятия по два человека или группами (можно проводить прослушивание учеников с обсуждениями самих учащихся). Дети любят играть- дать роль педагогам. Показывая и объясняя непонятное другому, ребенок многое объясняет для себя. Внимательно слушая игру дру гого и анализируя исполнение, ученик не будет допускать подобных ошибок в своем исполнении. Дети учатся осуществлять контроль самостоятельно.
10.Выявлено, что внимание и работоспособность 1-2 класса более чем наполовину меньше, чем у старшеклассников. Лучше всего дети работают с 8 до 11 часов, затем уровень работоспособности снижается. Во второй половине дня с 16 до 17 наблюдается подъем. Вторник, среда- наивысшая работоспособность. Пятница самая низкая. Умственная работоспособность высока с октября по январь. С января по март снижается. Затем мышечная и физическая работоспособность нарастает до июня. Когда снижается работоспособность, появляется рассеяность внимания.
Одна из основных задач педагога- музыканта – необходимость воспитания воображения и образного мышления. В ДМШ дети приходят в младшем школьном возрасте. Он иностранец в музыке, не понимает языка, не знает направления улиц, законов, обычаев. Ему необходим гид, который ответит вежливо на вопросы. Младший школьник очень любознателен – эта особенность, умело направляемая педагогом, может стать основной в воспитании интересов узнавать новое. Сухомлинский считал, что нет детей, которые не хотели бы учиться. Это пропадает от неумения трудиться и работать самостоятельно. Не умение трудиться порождает нежелание, нежелание порождает лень. Часто ребенок не выучивает задание не потому, что не хочет, а потому что не умеет этого делать. В первый год обучения необходимо на уроке учить работать. Научить выделить задачу и с помощью знаний суметь выполнить конкретное задание. Надо поставить цель, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы получать удовольствие от самого учения. Не все дети одинаково быстро усваивают материал.
Будучи не в силах победить « бестолковость» ребенка, мы прямо или косвенно подсказываем ему ответ. Неумение думать постепенно закрепляется. Полезно беседовать с ребенком, задавать ему вопросы, которые его заставляют искать пути обоснования своих мыслей. Необходимо с самого начала приучить ребенка подробно объяснять, доказывать необходимость именно такого действия.
Нужно все время задавать вопрос о том, что он делает, почему делает именно так, почему такое действие правильно. Ответ не всегда и не сразу может быть верным. Необходимо помочь ему, поставить наводящий вопрос». « Уважайте его незнание, уважайте труд познания». (Б.Спок). Заданный вопрос: – «А как ты думаешь»? заставит его мыслить, а человек, когда мыслит самостоятельно, делает для себя открытие чего-то нового.
Процесс мышления связан с речью. Вот почему важно, чтобы дети, усваивая новые знания, вслух объяснили, что и как они делают. Контроль и самооценка занимают видное место в учебной работе. Ребенок должен знать, что он умеет, а над чем ему необходимо поработать.
Процесс мышления это прежде всего анализ – умение анализировать собственные действия и оценить их. Анализ это умение сравнивать. «Сравнение – основа всякого понимания и мышления» (Ушинский).
Часто в работе педагога нет конкретных, последовательных задач. Ученик как в дремучем лесу среди замечаний (и знаки пропускает, играет не ритмично, берет неверную аппликатуру, толкает слабые доли). А подумайте, будет ли гореть костер, если его завалить сучьями, чуть разгоревшийся огонек потухнет. Привычкой стали призывы к учащимся – слушай, вслушивайся. А часто ли вы сами педагоги, вслушиваетесь в игру ученика? Улови, угадай его замысел. Легче отвернуться, чем понять. Если вы действительно не согласны с исполнением, то нужно убедить, доказать свою правоту, отчасти с чем то согласиться. Не «забивать» инициативу ученика, дать возможность ему высказать свое отношение. (словами или исполнением). Некоторые исполнители, не обладающие творческим воображением, заменяют его голым техницизмом, форсируя звук темы, в ущерб содержанию. Но любая индивидуальная трактовка должна соответствовать общему замыслу автора. Мышление и воображение воспитывается с детства. Наверное нужно взять за правило – ставить вопрос в конце урока : « Чему ты научился на уроке?».
В воспитании мышления и воображения слово несет рациональную и эмоциональную функцию. Необходимо свою речь пояснять, украшая образными эпитетами: «подари звук», заботливо закончи фразу»», гордо сыграй аккорд. Словестные и музыкальные характеристики важны, потому что пробуждают у учащихся творческие мышления. Дети младшего возраста лучше усваивают произведения, с доступной их возрасту программные пьесы. « Необычное проишествие» Гречанинов, Майкапар « В садике» и т.д. Здесь творческое воображение основано на жизненных впечатлениях, которые сохраняются в памяти и перерабатываются в художественные образы.
Важнейшее назначение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результаты труда, до его начала. ( мальчику, занимающемуся музыкой, не удавалось яркое выступление. Тогда педагог решил провести эксперимент. Ему было предложено роль артиста. Все было как в жизни – и билеты, и публика. Эффект был поразительный. Ученик играл хорошо, как никогда). Контроль и самооценка занимают видное место в учебной работе. Каждое задание должно быть оценено. Научить читать оценку – научить самооценке достоинств и недостатков. Главное ученик должен понимать почему и за что поставлена оценка, педагог должен «расшифровать» свою оценку, затем оценка переходит в отметку.
Память – запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта. В детях мы ценим природную память, быстроту запоминания. Часто сетуем на плохую память ученика, что он долго и плохо заучивает наизусть. А как заучивает на память ваш ученик? По опыту работы знаем, что хуже всего запоминается то, что безразлично. Прежде всего необходимо «зажечь» ребенка. Активная позиция способствует развитию памяти. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение. Часто ученик даже не знает в какой тональности находится, не говоря уже о форме, предложениях, фразах. Произведения запоминают механически. (Один папа убеждал меня в том, что дочь занимается несколько часов подряд. В конечном итоге выяснилось, что дочь занимается в комнате, где постоянно включен телевизор.)
Зная, как построено произведение можно за короткое время выучить наизусть. Как правило период состоит из двух предложений, предложения из двух фраз. Начало первого предложения схоже началом второго и т.д. В этом случае мы пользуемся методом сопоставления.
Разбивка материала – небольшой объем информации запоминается легче, но дробить на слишком мелкие части нецелесообразно, нарушается смысловая цельность – а смысловая цельность – необходимое условие хорошего запоминания. В запоминании музыкального произведения участвуют все виды памяти: образная (зрительная, слуховая), логическая, двигательная, эмоциональная. Предлагается шесть способов заучивания наизусть:
– по нотам на инструменте,
– без нот на инструменте,
– по нотам на крышке инструмента,
– без нот на крышке инструмента,
– по нотам – зрительно,
– без нот без инструмента.
Это очень эффективный способ- где участвуют все виды памяти и заучивается произведение прочно.
Часто дети «срываются» при исполнении не от того, что плохо выучено произведение, а от неумения быстро мыслить. Трудно охватывают произведение целиком. В этом случае нужно учить в медленном темпе от начала до конца.
Много нам педагогам надо уметь и знать, думать и искать, перенимать опыт и щедро делиться своим. Основным качеством личности педагога является доброта, чуткость, тактичность, требовательность к себе, знание своего предмета и умение его преподнести. Существует ложное обвинение, что от дружеского обращения дети наглеют. Но не станем называть добротой беспечность. Бывает учитель заигрывает с детьми, хочет быстро и дешево, без труда вкрасться в доверие, может порезвиться , если в хорошем настроении, подчас барские поблажки сменяются приступами дурного настроения. «Ребенок не глуп, дураков среди них не больше, чем среди взрослых» (Я.Корчак). Весь педагогический процесс держится на любви, восхищении ребенка педагогом. Не убивайте возможность восхищаться вами. Нет мы подчас недоброжелательно осведомляем, выговариваем. Плохо когда ученик боится своего учителя. Он молчит, замыкается, на вопросы отвечает односложно, на уроке нет творческой обстановки. Очень трудно сдержаться от крика и раздражения, когда ученик снова что то не сделал. Педагог разрядил свою нервную систему, что для здоровья и не плохо, но для дела – вред. Ученик в лучшем случае привыкнет к крику и не будет реагировать, а может сложится комплекс – зажатость, психические расстройства. В практике много таких моментов, когда педагог вправе возмутиться, когда свой гнев должен выразить в резкой форме, но он должен вызвать верную реакцию ученика – чувство своей вины, желание исправить недостатки в работе . Ведь смысл воспитания – не убить желание стать лучше.
Список литературы:
- Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» М- 1968г.
- Выготский Л.С. «Эмоции и их развитие в детском возрасте» Собр.соч. Т2 М – 1982г.
- Чеснокова И.И. «Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принцип развития в психологии» М-1978г.
- Б.Спок «Воспитание человека» М-1974г.
- Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» М-1988г.
- Л.Баренбойл «Путь к музицированию» Л-1979г.
- Вопросы музыкальной педагогики М-1979г Выпуск 1
- Вопросы музыкальной педагогики М-1986 Выпуск 7