Бахтиева Гузалия Ирековна,
Гарипова Гузель Котдусовна
воспитатели
МАДОУ “Детский сад №113 “Непоседы”
г. Набережные Челны
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………….………..……………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей с 6-7 летнего возраста……………
1.3 Планируемые результаты освоения Программы………………………..………………
II. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематическое планирование………..……………………………………………
2.3 Содержание программы …………………………………………………..……………
III. Использованная литература………………..……………………….……………….….
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением. По данным Н. И. Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Программа логопедической работы рассчитана на детей 6-7 лет.
Нормативные документы.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 15.09.1990 г.
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО) от 21 мая 2015 года № 75-ОД
- Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, 2008 год.
Цель программы: преодоление у детей речевых и психофизиологических нарушений путем проведения фронтальных логопедических занятий.
В основу положены комплексность и игровые приемы. Таким образом, соблюдается принцип коррекционной направленности соответственно трем задачам:
- Коррекционное обучение.
- Коррекционное развитие.
- Коррекционное воспитание.
1. Познакомить с буквами и звуками, дифференциации букв и звуков, научить звукобуквенному анализу, научить звукослоговому анализу, преобразовывать слоги и слова и способствовать формированию правильного произношения звуков.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, фонетический слух, такие психические процессы, как память, внимание мышление, волевые качества личности и способствовать правильному развитию речи.
3. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формированию фонематического восприятия.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 летнего возраста
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, 7 военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
Планируемые результаты освоения Программы.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- уметь определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- поводить элементарный звуковой анализ и синтез слов;
- уметь членить слова на слоги;
- владеть навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение»;
- уметь составлять предложения из 3-4 слов;
- уметь использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному;
- уметь составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему;
- Уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Поэтому необходимо, чтобы ребенок к школьному периоду в системе овладел языковыми средствами общения, научился дифференцировать буквы и звуки, умело владел связной речью, умел пользоваться лексико- грамматическими средствами языка.
Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики :
- ускорят процесс фонемообразования;
- обеспечат готовность к усвоению грамоты;
- способствуют предупреждению дисграфии и дислексии.
Учебно-тематическое планирование
№ | название раздела | количество часов | теория | практика |
I. | Развитие фонематического слуха
«Как развить фонематический слух?» | 22 | 2 | 20 |
II. | Работа над слоговой структурой слова и развитие связной речи 2.1 Круглый стол для родителей: «Звуковой анализ слов» | 24 | 2 | 22 |
III. | Формирование лексико-грамматического строя речи 3.1 Родительское собрание: «Занимаемся дома» (рекомендации для родителей по развитию правильной речи» | 24 | 2 | 22 |
Содержание программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребенка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.
Данная программа включает в себя несколько разделов
I раздел: «Развитие фонематического слуха»
Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие согласные. Читать слоги, простые слова.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.
II раздел: «Работа над слоговой структурой слова и развитие связной речи.
Задача второго этапа – устранение нарушений слоговой структуры слова, воздействуя на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Система работы – один тип слоговой структуры слова на первом логопедическом занятии изучается, на втором – закрепляется и отрабатывается. Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)
Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
III раздел: «Формирование лексико-грамматического строя речи».
Задача III раздела – формирование правильной речи. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».
Все упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети овладевают способностью наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Вводная часть (3мин.). Организация внимания, подведение к теме занятия, сюрпризные моменты.
- Основная часть (20 мин.) Реализация поставленных целей занятия в игровых ситуациях.
- Динамическая пауза (3 мин). Снятие физического и эмоционального напряжения (релаксация, психогимнастика).
- Заключительная часть (4 мин). Подведение итога, домашнее задание, консультирование родителей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы, в зависимости от уровня:
- Развитие понимания речи (импрессивная речь) базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления (1 уровень).
- Развитие активной подражательной речевой деятельности происходит при создании ситуации, которая вызывает коммуникативно – познавательную потребность в речи (1-2 уровень).
- Развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) является базовым компонентов в развитии речи детей (1-4 уровень).
- Формирование фонетической стороны речи на данном этапе не является самостоятельной задачей, но артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения помогают вызывать отсутствующие звуки (1-2 уровень).
Форма проведения занятий: фронтальная, индивидуальные и подгрупповые (15 чел.) занятия по 30 мин. 2 раза в неделю с детьми 6-7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Использованная литература
1.Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 c.
3. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c.
4. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c.
5. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 c.
6. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, 2012. – 112 c.
7. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. – М.: Владос, 2015. – 95 c.
2018. – 192 c.
8. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – М.: АСТ, 2016. – 224 c.
9. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 c.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.
11.Уроки логопеда. Исправление нарушений речи . Жукова Н.С.2008
Приложение 1
Календарно-тематический план
№ месяц | Тема занятия. Содержание. | Формирование навыков фонематического анализа | Развитие мелкой моторики руки |
Сентябрь, октябрь, ноябрь 1-2 | Обследование Знакомство. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Звуки и буквы. Игра «Найди слова – друзья». Различие понятий «звук – буква».
| Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале внеречевых звуков и слов близких по звуковому составу. |
Проводим линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки. Упр. «Воздушный шарик». Ориентировка на листе бумаги упр. «Паучок». Обводка квадратов по трафарету упр. «Улитка» |
3-4 | Слова. Звуки. | Определи какие слова длинные , а какие короткие. Соедини длинное и короткое слово со схемою. | Ориентировка на листе бумаги по клеточкам:- обводка клеточки; – раскраска и штриховка клеточек; проведи линии по направлении стрелок. Графический диктант. Узор 1. |
5 | Звук «А». Буква А. Выработка дифференцирован-ных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания Тематический цикл «Овощи». Лексико-грамматические игры и упражнения. «Чего много в корзине?». | Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук А». Определение места звука в слове. Выделение начального гласного в слогах и словах. Знакомство с буквой А.
| Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Ориентировка в клеточке и между клеточками – Обводка клеточки; – раскраска клеточек разным цветом. – выкладывание буквы из палочек; – обводка буквы по пунктирным линиям обводка буквы по пунктирным линиям. Графический диктант. Узор 2. |
6-7 | Звук «О». Буква О, о. | Дифференциация звука «О» от остальных звуков. Выделение начального гласного звука. | Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Ориентировка в клеточке и по клеточкам. Обводка по трафарету. Узор 3. |
8-9 | Звук «э». Буквы О о, Э э. Звук «и». Буква И и. Тематический цикл «овощи » Лексико-грамматические игры и упражнения. «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным. | Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук у». Определение места звука в слове. Выделение начального гласного в слогах и словах. Знакомство с буквой Э: Анализ звукового ряда «А, О, Э». Выделение в слове гласного звука «ы. Определение места звука в слове. Анализ и синтез звуковых сочетаний из 3 гласных. | Ориентировка в клеточке и по клеточкам. Обводка по трафарету. Обведи картинки по пунктирной линии.
– обводка буквы по пунктирным линиям |
10 | Гласные звуки. Гласные буквы. Звук «у». Буква У у. Геометрические фигуры. | Определение по беззвучной артикуляции гласных звуков. Игра: «Какими звуками отличаются слова». | Обводка буквы по пунктирным линиям. Узор Домик |
11 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звук «МЬ» и «М» Лексическая тема: «Дом». «Составь предложение». | Выделение в слове начального звука. Определение места звука в слове. Анализ и синтез предложения. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов. Игра «Домик для звуков». | Чередование рисунков в клеточках. Письмо крючков с закруглением внизу, вправо и влево. |
12 | Анализ односложных слов. Звук «н», звук «нь». Буква Н н | Анализ слов: мак, лук, ком . Придумывание предложений со словами. Подбор действий к сущ-м., сущ-х к действию (одеть можно …) Образование сущ-х суменьшит.-ласкат. суф-сом. |
|
13-14 | Звуки «П», «пь». Буква П п. Электрические приборы». | Анализ и синтез слогов. Игра «Доскажи словечко со слогом ПА, ПО, ПУ» | Обведение по контуру всех гласных букв, штриховка. Штриховка буквы П. Узор Змея. Штриховка флажков в разных направлениях. |
15 | Повторение и закрепление. Гласные и согласные звуки | Обведение по контуру изученных букв, штриховка. Узор Машина | |
16-17 | Звук «Т», звук «Ть». Тематический цикл «Семья» | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука «Т». Четко произнести названия картинок. Соединить с символом звука «Т» те изображения, в названиях которых есть этот звук. Анализ слогов. Та- то- ту- | Письмо наклонных палочек с правого и левого верхнего угла. Безотрывное письмо заборчиков. |
18 | Звуки «Х»,»ХЬ». | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука. Определение заданного звука в слове. | Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий Узор Собачка Письмо наклонной палочки с петлей внизу |
Декабрь, январь, февраль 19-21 | Звуки «К-Х», «КЬ-ХЬ». Звуки «Х»,»ХЬ». Буквы Х, К, Н, Т ,П, М. | Закрепить навыки различения и произношение этих звуков; Развивать фонематический слух | Письмо наклонных палочек с правого и левого верхнего угла. Безотрывное письмо заборчиков |
22 | Навыки чтения слогов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов | Развитие умения делить слова на слоги. | Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек. Узор Волк Письмо полуовала |
23-24 | Звуки «Ф.», «Фь». Буква Ф ф. Тематический цикл «Домашние животные ». | Определение места звука в слове. Выделение звука из ряда других звуков. | Штриховка буквы горизонтальными линиями. Узор Рыбка. Печатание слогов. Письмо овала |
25-26 | Звуки «В, ВЬ». Буква В в. Дидактическая игра « Скажи наоборот», игра «Один- много» Тематический цикл «Домашние животные» лексико-грамматические игры и упражнения | • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; | Зарисовка кругов и овалов |
27-28 | Звуки В-Ф, ВЬ-ФЬ. Звонкие и глухие согласные. Тематический цикл «Птицы» | Учить определять наличия или отсутствия согласного звука в слове. | Штриховка фигур короткими линиями и точками. Узор «Олень» |
29-30 | Звук Й. Тематический цикл «Животные жарких стран». Письмо овалов | Определение места звука в слове. Игра «доскажи словечко со словом, любуюсь» | Копирование рисунков Узор «Кораблик» |
31 | Дружные звуки ЙО. Буква Ё. Тематический цикл «Рыбы. | Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: | Письмо наклонных линий Узор Ель Письмо элементов букв |
32-33 | Звуки ЙУ, буква Ю. Тематический цикл «Хлебные продукты» | Игра «Скажи слова со словом Я», Превращение слов ( отгадывание слов по первым звукам). Чтение слогов. | Дорисуй вторую половину фигуры . Письмо элементов букв Узор сторожевой пес |
34 | Звуки ЙА. Буква Я. Тематический цикл «Молочные продукты». | Определение места звука в словах. Игра «Один – много» | Узор Журавль Безотрывное письмо заборчиков |
35 | Звуки ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Тематический цикл «Магазины» | Нарисуй в пустых клеточках по точкам точно такие же фигуры. | |
36 | Звук Л, ЛЬ.Тематический цикл «Наземный транспорт» | Чтение слогов и подбор картинок, в названии которых слышаться эти слоги. Чтение слогов и составление слов. | Штриховка . |
37 | Звуки ЛЬ-Й. Тематический цикл «Воздушный транспорт» | Деление слов на слоги. | Штриховка. Узор «Конь» |
38 | Предложение. Слово. | Определение кол-ва слов в предложении. |
Узор «Олень» |
39 | Обучение грамоте. Деление предложения на слова | Составление схемы предложения. |
Узор «Курица» |
40 | Звук Ч. Тематический цикл «город ». | Дидак. игра « Назови ласково». Чтение слогов. | Рисование по клеточкам. Рисование по клеточкам. Узор «Зонт» |
42 | Звук Щ. Тематический цикл «город ». | Превращение слов. Расшифруй схемы слов и подбери к ним картинки. | Копирование рисунков. Копирование рисунков. Узор «Белочка» |
41 | Звуки Ч-Щ Тематический цикл «спорт». | Расшифруй схемы слов и подбери к ним слова. Игра «Найди одинаковый слог». Игра «Назови ласково». | Копирование рисунков. Узор «Цапля» |
42 | Звуки Б, Бь. Тематический цикл «Весна». | Дифференциация звуков по твёрдости и мягкости. | Штриховка. Узор «Кот |
43-44 | Звуки П-ПЬ. Тематический цикл «Весна». | Речевая зарядка. Артикуляция звука. Чтение слогов. | Штриховка. Узор «Кенгуру» |
Март, апрель, май 45-46 | Звуки Б-П, БЬ-ПЬ. Тематический цикл «профессии». | Дифференциация звуков по звонкости и глухости. Игра «Назови одинаковый слог». Подбери слова к схемам. | Штриховка. |
47-48 | Звуки Д-ДЬ. Формирование грамматических навыков. | определение места звука в слове; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова | Штриховка. Узор «Страус» |
49-50 | Звуки Д-Т, ДЬ-ТЬ. Тематический цикл «насекомые». | Подбери слова к схемам. Найди одинаковые слоги в словах. | Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий Узор «Слон» |
51-52 | Звук С, звук СЬ Графический диктант. | Выделять звук в начале, середине, конце слова; звуковой анализ и синтез слов: суп, сок , сук, сам, сом, сыт, сито, сеть учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом. Учить образовывать сложные слова. Слова антонимы. |
Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий. Обведение по контуру, печатание буквы пальцем на столе Узор «Гиппопотам» |
53 | Звук Ц. Составление и анализ предложений. «Чего не хватает» | Определение места звука в слове – начало, середина, конец слова. Развитие слуховой памяти. Звукослоговой анализ слов : сук, сок, Сом, Сима. | Письмо наклонных линий Письмо наклонных линий Узор «Крокодил» |
54 | Звуки Ц-С, Ц-Ч. Графический диктант. | Подбери слова к схемам. Цепочка слов. Назови одинаковые слоги в словах. | Графический диктант. Узор «Самовар» |
55 | Звуки Г, ГЬ. | Чтение слоговой таблицы. Скороговорка: До города дорога в гору.. | Копирование узора. Узор «Верблюд» |
56 | Звуки Г-К, ГЬ-КЬ. | Слова- паронимы. Подбор слов в рифму. Д/и «Доскажи предложение» | Узор «Рыба» |
57 | Звуки З, ЗЬ. буква З. Составление и анализ предложений. Согласование прилагательных с существительными. | Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Чтение звукокомплексов и слов. Анализ предложений. | Обведение по контуру , печатание ее пальцем на столе Обведение по контуру, печатание буквы пальцем на столе Узор «Лебедь |
58 | Звуки С – З, СЬ- ЗЬ. свистящие согласные звуки. Составление предложений с помощью схемы. Деление слов на слоги. | Различение звуков С, СЬ, З, ЗЬ в слогах , словах, учить звуковому анализу и синтезу слов. | Письмо наклонных линий Письмо наклонных линий Узор «Попугай |
59 | Звук Ш. | Развитие слуховой памяти. Определение наличия / отсутствия заданного звука в слове. | Ориентировка в клеточках и по клеточкам. Построение заборчика |
60 | Звук Ж. Тематич. цикл «Лето». | Развитие слуховой памяти. Определение наличия / отсутствия заданного звука в слове. | Копирование рисунков. Узор «Верблюд» |
61 | Звуки Ж-З, Ж-Ш. шипящие звуки. | Определение позиции согласного звука в слове.
| Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий |
62 | Звук Р,РЬ | Определение позиции согласного звука в слове. | Письмо наклонных линий |
63 | Звуки Р-Л, РЬ-ЛЬ | Учить и определять и называть второй слог в словах . соединить с нужным символом каждое изображение. | Копирование рисунков Узор «Лошадь» |
64 | Закрепление пройденного материала. | Звукослоговой анализ слов. Выделение звука из ряда других звуков. | Графический диктант. |