Хадиева Айгуль Фатыховна
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.
Итак, функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции. Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.
Читательская грамотность – базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание прочитать.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
- Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
- Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
- Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
- Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)
Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:
- Сплошной (линейный)
- Несплошной (нелинейный)
- Смешанный
- Составной
Соответственно мы должны учить детей:
- Различать сплошные и несплошные тексты
- Извлекать информацию из несплошных текстов
- Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
- Самостоятельно создавать несплошные тексты
- Оценивать полученную информацию
Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
- объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
- наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
- наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
- текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
При необходимости нужно адаптировать текст!
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:
- выбор товаров в Интернете;
- заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
- поиск билетов на все виды транспорта;
- изучение расписания движения транспорта;
- работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
- использование сайтов со сводками погоды;
- поиск кулинарных рецептов;
- информации о работе
- поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- Предтекстовый (Pre-reading).
- Текстовый (While-reading).
- Послетекстовый (Post-reading).
1. Предтекстовый (Pre-reading)
Задачами данного этапа являются
- создание мотива чтения;
- развитие умения прогнозирования;
- активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей
Можно выделить следующие группы упражнений:
1. Упражнения на соотнесение слова с темой.
– Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
– Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
– В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
– Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
– Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
– Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
– Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.
– Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.
– Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
– Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
– Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.
– Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
- По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт…?
- Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
4. Упражнение в опознавании интернационализмов.
– Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.
– Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.
– Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
5. Упражнения, направленные на оперирование словообразованием:
-Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
-Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие;
-Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или второстепенное) в данных словосочетаниях.
6. Упражнения на установление синонимических и антонимических связей:
-Выберите из правого столбца слово, близкое по значению к первым трем словам в каждой строчке.
-Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из слов, приведенных в рамке.
-Подберите к перечисленным словам антонимы -слова, противоположного значения (возможно образованных с помощью отрицательных приставок): hardworking-lazy, honest-dishonest.
-Распределите перечисленные слова по трем колонкам: основные (выделенные шрифтом), синонимы, антонимы.
7. Упражнения на ранжирование слов по определенному принципу или признаку:
-Расположите слова по степени нарастания чувств (от ненависти до любви).
-Расположите слова, обозначающие человеческие качества, по степени важности для вас.
-Расположите слова (глаголы), определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
2. Текстовые (While-reading) стратегии
Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
На данном этапе учитель может предложить учащимся:
- найти ответы на предложенные вопросы;
- подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
- составить предложения по порядку;
- найти соответствия;
- выполнить задание на множественный выбор;
- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- восполнить недостающую информацию
- во время чтения текста заполните таблицу
3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии
Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
- выявить новое из прочитанного текста
- высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
- доказать или охарактеризовать что-то;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- пересказать/кратко изложить содержание текста;
- рассказать текст от лица главного героя;
- вставить в текст пропущенные слова или выражения;
- составить синквейн.
Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог – выпускник востребован в жизни.