Просвирнина Ирина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №3 “Огонек” НМР РТ
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, НИЖНЕКАМСКИЙ РАЙОН, КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ
Летний экологический проект
«Мир – муравьев»
Тема: Мир – муравьев
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Тип проекта: игровой
Срок реализации: краткосрочный – неделя
Участники: воспитатель, дети, родители
Цель проекта: формировать познавательный интерес и бережное отношение к муравьям.
Задачи: расширять и систематизировать знания детей о муравьях местах их обитания, характерных особенностях, строении, способах передвижения.
– развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы
– воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность: Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляется очень рано. Летом детям всегда интересно наблюдать за насекомыми.
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
И проводя наблюдения за муравьями, поможем больше узнать и научим правильному отношению к муравьям.
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку
Планируемый результат: дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомое», знать и называть муравья,
-иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног), способах передвижения (бегает), где и как зимуют муравьи.
-Знать о пользе, которую приносят муравьи природе.
Таблица №1
План работы над проектом
Дни недели |
Форма |
Цель |
Понедельник |
Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми: «Кто такие муравьи?», «Где дом у муравьев?» |
-Вызвать интерес к окружающему миру. -Сформировать знания о жизни муравьев |
Вторник |
Чтение х/л: Л.Н. Толстой «О муравьях», В.В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил» |
-Воспитывать у детей желание заботиться о муравьях, не разрушать условия жизни насекомых |
Среда |
Дидактические игры: -Лото: «Собери насекомое» – «Муравьи на полянке» |
-обогатить знания детей о муравьях, закрепить их названия -закреплять понимание предлогов «на», «под». |
Четверг |
Опыт: «Муравьиная дорожка» Раскраски: «Домик муравьев» |
Наблюдения за поведением муравьев. |
Пятница |
Экологические сказки про муравья, придуманные детьми. |
Развивать фантазию, желание придумывать сказки |
Итог работы: экологически сказки, сочиненные детьми:
Сказка про муравья Леву. Давыдова София 5лет
Жил – был муравей Лева. Однажды он пошел в лес собирать грибы. Шел- шел и наткнулся на домик. Ему стало интересно узнать, кто в нем живет, и он зашел туда, а в доме сидит на печке баба-Яга костяная нога, да с котом играет. Увидела она муравья. Муравей Лева испугался, но тут на помощь откуда – то пришли мышки. Кот и баба – Яга отвлеклись на мышек, а муравей Лева успел убежать. Баба – Яга увидела, что муравья нет и пошла его искать, искала – искала и не нашла. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Рассказ о муравьишке – шалунишке. Кувшинова Виолетта 5лет
На лесной опушке под сосной стоял большой муравейник. В этом муравейнике жила большая дружная семья. Все муравьи очень любили трудиться и только один муравьишка – шалунишка, ничего не хотел делать.
Рано утром, пока все еще спали, муравьишка – шалунишка вышел из муравейника и пошел гулять. Он зашел так далеко, что заблудился. Шалунишка целый день бродил по лесу уставший и голодный. Ведь он даже покушать сам не мог, потому что еду ему приносила мама. Бедолага повесил голову и не мог уже пошевелиться от усталости и слабости. Вдруг он услышал какой-то шорох, поднял голову и увидел перед собой бабочку. Шалунишка заплакал и рассказал бабочке, что он убежал из дома, потому что не хотел работать и вот теперь потерялся. Бабочка пожалела его и проводила домой. К концу дня муравьишка добрался до дома. Все обрадовались, что шалунишка нашелся, накормили его, напоили. А он пообещал, что больше никогда не уйдет из муравейника и будет трудиться вместе с ними.
Список литературы:
1. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
2. Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. – сост. П. Р. Ляхов. – АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
3. Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
4. Источник интернет: vsezagadki.ru