Романова Елена Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ “Детский сад №7”
г. Лениногорск РТ
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Использование детских музыкальных инструментов в развитии музыкально- творческих способностей дошкольников», цель которого познакомить участников с опытом использования детских музыкальных инструментов и музыкально — дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Цель: знакомство участников с опытом использования детских музыкальных инструментов и музыкально — дидактических игр способствующих музыкальному развитию дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на музыкальных инструментах, с рекомендациями по использованию музыкальных инструментов в совместной и самостоятельной деятельности детей в группе;
2.Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Моя задача, как музыкального руководителя – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможно музыкальное творчество. Я заметила, что особый интерес дети проявляют к такому виду музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах. Приемы игры на музыкальных инструментах дают возможность создавать каждый раз «ситуацию успеха» в музицировании, а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.
Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средство музыкального воспитания и развития творческих способностей всегда был очень большим. В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них развиваются внимание, волевые качества, память, воображение, формируется целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, коммуникативные навыки и развивается память: зрительная, слуховая, тактильная, двигательная.
Как гласит народная мудрость: –
«Лучше один раз потрогать, чем сто раз увидеть».
Ведь наша память сохраняет: 10% из того, что мы слышим; 50% из того, что мы видим; 90% из того, что мы делаем!
Предлагаю вашему вниманию следующие игры, которые помогут развить у детей определенные виды памяти. Прошу желающих стать непосредственными участниками и пройти к стульчикам с музыкальными инструментами.
(приглашаются 6 участников)
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить звучание на тех или иных музыкальных инструментах.
Предлагаю поиграть в игру «Не оборви цепочку»
Участникам предлагается назвать свое имя, одновременно «проигрывая» его на музыкальном инструменте. Далее предложить каждому «участнику» по очереди 1 раз ударить в свой инструмент. Таким образом создается цепочка из разных звуков, идущая по кругу.
В эту игру можно поиграть в перерыве между занятиями, которые не несут слухового восприятия, например, дети рисовали, или занимались аппликацией.
Развивая зрительную память можно поиграть с детьми в игру
«Какого музыкального инструмента не стало?»
Данную игру можно предложить детям после прогулки перед обедом.
2 способ. Воспитатель перед уходом на прогулку, убирает из музыкального уголка один из музыкальных инструментов, а вернувшись с прогулки, обращает внимание, что в музыкальном уголке как показалось исчез какой-то музыкальный инструмент, а какой она никак не определит, просит помочь детей.
Для развития двигательной памяти попросить ребенка повторить различные технические упражнения. (Постучи ложками перед собой; играй вверху и внизу) Казалось бы, что может быть проще? Тем не менее, не все сразу получится. Но буквально через пару занятий ребенок без труда справится с этой задачей.
Игра «В ложки бей»
Эту игру воспитатель может предложить детям даже на прогулке, игра проводиться индивидуально или небольшой группой.
Для развития тактильной памяти предложить музыкальные инструменты из разного материала (дерево, металл, пластмасса). Дайте ребенку попробовать на ощупь, определить, какой инструмент.
Игра «Чудесный мешочек» (поиграть с аудиторией)
Игрой на музыкальных инструментах можно заниматься как во время режимных моментов, так и успешно применять в других видах деятельности, например: «Чтение художественной литературы».
Очень интересный и познавательный метод игры на музыкальных инструментах – это озвучивание сказок.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. С помощью занимательных сказок – шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания.. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Сказки-шумелки дают возможность устраивать замечательные музыкальные спектакли, как дома, так и в детском саду.
Сказка-шумелка «Теремок»
Стоит в поле теремок. |
БУБЕН |
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. |
КОЛОКОЛЬЧИК |
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? |
УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ |
— Я, мышка-норушка! А ты кто? |
КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка |
ЛОЖКИ |
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. |
КОЛОКОЛЬЧИК |
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? |
ТРЕУГОЛЬНИК |
— Я, мышка-норушка |
КОЛОКОЛЬЧИК |
—А я лягушка-квакушка
|
ЛОЖКИ |
— А я зайчик-побегайчик. |
ТРЕУГОЛЬНИК |
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. |
ТРЕУГОЛЬНИК |
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? |
МАРАКАС |
— Я, мышка-норушка |
КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка |
ЛОЖКИ |
—А я зайчик – побегайчик — А ты кто? |
ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. |
МАРАКАС |
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: |
ТРЕЩОТКА |
— Я, мышка-норушка |
КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка |
ЛОЖКИ |
—А я зайчик – побегайчик |
ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка
|
МАРАКАС |
— А я волчок-серый бочок. |
ТРЕЩЕТКА |
— Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. |
БУБЕН |
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? |
УДАРЫ ПО БАРАБАНУ |
— Я, мышка-норушка. |
КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка |
ЛОЖКИ |
—А я зайчик – побегайчик |
ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка |
МАРАКАС |
— А я волчок-серый бочок. — А ты кто? |
ТРЕЩЕТКА |
— А я медведь косолапый |
БАРАБАН |
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. |
РУБЕЛЬ |
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился |
ТАРЕЛКА |
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. |
ИНСТРУМЕНТЫ ПО ОЧЕРЕДИ |
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!! |
РУБЕЛЬ |
Игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Она может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки – инструменты входят в жизнь ребенка – в его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив. Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Спасибо Вам коллеги за активное участие и внимание!