Мухаметшина Раиля Разяповна
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Тюлячинская СОШ”
село Тюлячи
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Ф. Честерфилд
Любой классный руководитель хочет, чтобы его ученики были самыми дружными, самыми воспитанными и самыми лучшими! Но как этого добиться? Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Конечно же, воспитание имеет исторический характер, оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития. В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Задачей современного классного руководителя является воспитание у ученика самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию, а также сплоченности классного коллектива. Успех воспитательной деятельности, безусловно, зависит и от позиции самого классного руководителя. На мой взгляд, хороший классный руководитель должен творчески, с интересом подходить к воспитанию своих учеников, создать все условия для комфортного, благоприятного климата в классном коллективе и тогда, рано или поздно, успех в его работе обеспечен!
Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы. Формы и методы воспитания – это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности всех воспитанников. Но особой задачей является выбор форм и методов воспитания классного коллектива. Не бывает методов и форм хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта контингента учащихся, их черт характера, и, безусловно, возрастной категории.
И как гласит Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся”, который был принят Государственной Думой 22 июля 2020 года, а одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года: «Школа сама выбирает из этого “конструктора” именно то, что нужно ей». В этом «конструкторе» есть и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники, и “капустники”, а еще – театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями, и, конечно же, классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в трудных ситуациях…
Для меня главным в этом «конструкторе», на сплочение классного коллектива, является непросто поход в театр, а сама театральная постановка учениками 10-а класса. Творческая деятельность, в первую очередь, придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству, даёт возможность приобрести новых друзей. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения ученика. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ученика, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. С помощью нее каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий “продукт”, понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех, а также возникает ситуация совместного переживания, что, безусловно, идет на сплочение классного коллектива. Театрализованные постановки, а именно музыкальные сказки в исполнении моих десятиклассников являются очень популярными среди младших школьников и их ровесников. Так как именно они, заставляют современного ученика увидеть связь искусства с его жизнью и благодаря этому поддерживают интерес, интригуют и очаровывают, удовлетворяют его потребность в пище для ума и сердца, затрагивая общечеловеческие ценности, которые будут актуальны всегда. Такие музыкальные сказки оставляют неизгладимый след в памяти не только моих десятиклассников, но и зрителей, что способствует большому авторитету среди классных коллективов во всей школе.
В заключение хотелось бы сказать, что классное руководство – это призвание! И только тот классный руководитель считается хорошим, который идет в ногу со временем, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий, регулярно повышает свою квалификацию, и, конечно же, любит своих самых лучших учеников, создавая дружный, сплоченный, классный коллектив!