Грушева Алиса Николаевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №29 «Березка»
г. Набережные Челны
Современное общество требует вырастить всесторонне развитого ребенка. Хорошая речь это один из показателей полноценного развитого ребенка..
Поэтому развитие речи ребенка одна из актуальных задач сегоднешнего времени. Не способность сформировать какую- нибудь мысль делает речь ребенка мало понятной и приводят к комплексам. Ребенок бывает или слишком застенчивым или наоборот гиперактивным, агрессивным , что мешает ему в развитии.Работая с детьми . желая получить большие результаты, часто уходит на второй план его внутренний мир, его эмоции и чувства.
Что бы ребенок мог поглащать знания . для этого необходимо создать эмоциональную благоприятную атмосферу в группе, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, где ребенок мог бы проявить свою творческую активность.
Федеральный государственный образовательный стандарт стимулирует находить новые интересные методы и технологии в работе ДОУ с детьми по развитию речи., которые приводили бы к хорошим результатам.
В связи с этим возникла необходимость создания программы , которая на фоне снятия психоэмоционального напряжения способствовала успешному развитию речи. Изучая литературу, исследования по данной тематике , было решено ввести занятия с песком как дополнительную образовательную программу, которая помогает развитию речи, познавательному развитию дошкольника, на благоприятном эмоциональном фоне для ребенка.
Таким образом , дополнительная общеобразовательная программа «Песочная страна »,которая составлена опираясь на положение ФГОС будет помогать интеграции дошкольного и дополнительного образования, которая необходима для достижения новых результатов в развитие речи детей.
Актуальность и новизна
Особенность этой программы заключается в том , что все занятия проходят с использованием песка. Ведь главное ребенок в песочнице может быть самим собой. Здесь он может построить целый мир, где сам создает его. Именно в игре с песком ребенок получает новые положительные эмоции, выражает свои чувства, переживания ,. Песок заряжает положительной энергией, успакаевает, поднимает настроение ребенка.
Надо отметить . что песок –это природный материал, который доступный и естественный для каждого ребенка. Он принимает любую форму, может быть легким . сыпучим . плотным и т.д.. и этим он привлекает детей. Работая с песком ребенок не разочировывается, так как здесь нет жестких рамок . как правильно должно получиться
Гармоничное формирование ребенка возможно, если это общее развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы психики ребенка
Перенос традиционных форм работы в песочницу дает большой развивающий , образовательный и воспитательный эффект. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя работу с песком, которая развивает познавательную сферу, мелкую моторику, тактильные ощущения, коммуникативные навыки. Ребенок получает удовольствие от выполнения деятельности, так как в игре с песком раскрываются возможности ребенка. Он может самовыражаться, что повышает мотивацию к усвоению знаний. Также главное во время образовательного процесса , чтобы были созданы условия для устойчивого эмоционального состояния ребенка.
Отличительная особенность и целесообразность
Песочница состоит из природного материала- это песок.
Ребенок уходит от традиционных методов и материалов, убирает свои страхи, тревоги, дает свободу своим чувствам и эмоциям. Песок своими свойствами успокаивает, расслабляет, стабилизирует эмоциональное состояние, уходит нервное напряжение. Поэтому у ребенка появляется желание работать самостоятельно, придумывать что то новое, создавать новое, экспериментировать.
Это программа имеет свои особенности:
– Это простота, ребенок при создании песочных композиций не требует особых усилий.
-при работе с песком участвует обе руки, что приводит к развитию обеих полушарий
-при играх и упражнениях в песочнице ребенок эмоционально стабильный
– это программа направлена на развитие сенсорных ощущений, так как каждое занятие направлено на развитие мелкой моторики руки
Целесообразность программы состоит в том, что используется необычный материал для работы и это влияет на большой спектр действия в развитие детей, в новизне этой техники,используется материал . который очень привлекателен для детей.
Цель, задачи Программы
Цель программы : создать условия для развития речи и эмоциональной сферы детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
Образовательные:
1. научить приемам работы с сыпучим материалом -песком
2. учить выстраивать композиции на песке .
3. познакомить детей с нетрадиционным направлением -рисование с песком
4. обучать правилам игры с песком, создавая интерес к играм и упражнениям с песком
5. расширение словарного запаса ,формирование связной речи
6. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах.
7. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать психические процессы (внимание, память).
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
6. вызвать чувство уверенности и возможности быть собой
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2.совершенствование аккуратности, доводить начатое дело до конца, бережно использовать материал
3. воспитание усидчивости. Работать в коллективе
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5.вызвать чувство уверенности и возможности быть собой
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Ожидаемые результаты освоения Программы и методы определения результативности
-занятия положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снижение тревожности, агрессивности
– повышается мотивация речевого общения;
– пополняется и активизируется словарь;
– формируется правильный грамматический строй речи, связная речь;
– улучшение познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников
– дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке
– воспитанники чувствуют себя более успешными;
-закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной речевой коммуникации.
Диагностика проводится дважды в год ( в начале и в конце освоения программного материала. Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется при помощи мониторинга. Ушакова О.С., Струнина Е.М. « Методика развития речи детей дошкольного возраста «
Описание образовательной деятельности
В структуре занятия предусмотрены задания на закрепление звукопроизношения, развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя , связной речи.
Структура и формат занятий
Программа реализуется в течение одного учебного года в 36 количестве часов, с детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Наполняемость группы 10-12 человек
Занятия провожу 1 раза в неделю , продолжительностью 20 . Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы, которая соответствует возрастным нормам детей. .Занятия направлены на развитие речи через стабилизацию эмоционального состояния ребенка.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, но у каждого занятия есть своя отдельная тема и оно наполнено разным содержанием .
Часть 1. Вводная
Цель – создание эмоционального настроя ,взаимодействия с песком, настраиваю детей на совместную работу. Сюда входят ритуал приветствия, игры – разминки, для вхождение в песочный мир, упражнение на дыхание. пальчиковые игры. В этой части упражнения на снижения психомышечного напряжения, упражнение на сплочение и эмоциональный настрой.
Часть 2. Основная
В этой части приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, Беседа по лексической теме, прослушивание и просмотр сказок, историй .В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, игры для снятия эмоционального напряжения.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы. Игры дидактические, погружение рук в песок. Эти задания и упражнения , которые дают возможность совершенствовать мелкую моторику руки, тактильнокинестическую чувствительность., свободно и активно выражать свои мысли и эмоции.
Часть 3. Заключительная
Цель: закрепление положительных эмоций от занятия, закрепление знаний, подведение итогов занятия, . В этой части использую: релакциационные игры или свободные игры, ритуал выхода из песочного мира, «прощание с песком»
Учебный план программы
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов (занятий) |
1 |
Здравствуй, песочная страна(диагностика) |
1 |
2 |
Мы волшебники |
1 |
3 |
Золотая осень |
1 |
4 |
Угощения для зайчика |
1 |
5 |
Обитатели леса |
1 |
6 |
Дары природы |
1 |
7 |
Город игрушек |
1 |
8 |
Мамы и их дети |
1 |
9 |
Заборчики для животных |
1 |
10 |
Матрешка |
1 |
11 |
Это я |
1 |
12 |
День рождения Кати |
1 |
13 |
Сказочная страна |
1 |
14 |
Песочные картины |
1 |
15 |
Зимушка-зима |
1 |
16 |
Зимние узоры |
1 |
17 |
Укрась ёлку |
1 |
18 |
Настроение |
1 |
19 |
Картина «Вот это снеговик» |
1 |
20 |
Зимние забавы |
1 |
21 |
Песочный зоопарк |
1 |
22 |
Транспорт |
1 |
23 |
Мебель для куклы Тани |
1 |
24 |
Три медведя |
1 |
25 |
Бусы для мамы |
1 |
26 |
Весна пришла |
1 |
27 |
Волшебный цветок |
1 |
28 |
Дороги для машин |
1 |
29 |
День улыбок |
1 |
30 |
Лес |
1 |
31 |
Моя семья |
1 |
32 |
Морские жители |
1 |
33 |
Лесные жители |
1 |
34 |
Насекомые |
1 |
35 |
Сказочники песчаной страны (диагностика) |
1 |
36 |
Строители (итоговое занятие) |
1 |
Итого |
36 |
Содержание программы на октябрь, ноябрь
Неделя |
Тема занятия |
Задачи занятия |
Содержание занятия |
1 |
« Здравствуй, песочная страна»
|
-Познакомить с песочницей -. Познакомить с правилами работы с песком. -Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале – песке. -Развивать интерес к играм с песком. Создать радостное настроение |
-Приветствие « Ладошки -упражнение « Здравствуй, песок»- – упражнение “Отпечатки наших рук” -игра « Спрячь игрушку» |
2 |
«Мы волшебники» |
-Закрепить правила поведения в песочнице, воспитывать аккуратность . . -Развивать интерес к играм с песком. Учить детей разравнивать песок тонким слоем. -Развивать диалогическую речь Учить отражать в речи свои ощущения, настроение. – проводить прямые линии сверху вниз, слева направо, справа налево палочкой двумя руками. -Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности |
-Приветствие « Ладошки» -Игра «Дождь на песке» -Игра «Необыкновенные следы» -Игра « Найди шарик» -игра»Дорожка» |
3 |
« Золотая осень» |
.- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -закреплять умение составлять простое предложения с заданным словом; ;- обучать правильным постановкам фраз при рассказе, работать над речевым материалом по теме «Осень -Учить делать отпечатки на песке трафаретом, прикладывая его к песку узкой гранью, прижимая всей ладонью. Продолжать учить разравнивать песок на подносе тонким слоем. –Развивать мелкую моторику и речь. Снижение психоэмоционального |
Приветствие « Солнечные руки» -Игра «Дождь на песке» -Беседа об осени. « Прогулка в осенний лес» -Д/и « Подбери действие» Д/И «Какая бывает осень» -Упражнение «Отпечатки» |
4 |
«Угощение для зайчика» |
–закрепить умение детей описывать игрушку и предметы; -упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, активизировать в речи детей прилагательные; -Познакомить детей со свойствами формы песка(песок сыпучий, сухой . сырой,лепится, ) -совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой . -Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику. |
Приветствие « Солнечные руки» -Упражнение «Песочный ветер» -Д/ И « Опиши зайку» -Д/И « Какой, какая- -упражнение « Я пеку ,пеку»-работают с формочками |
|
Октябрь
Неделя |
Тема занятия |
Задачи занятия |
Содержание занятия |
1 |
«Обитатели леса»
|
-Обогащение и активизация словаря по теме «Дикие животные» • Отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов – научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы животных -,Развивать тактильную чувствительность развивать воображение |
-Приветствие «Здравствуй,песок» -Упражнение «Песочный ветер» -Д/И «Чей хвост» -Д/И» Разложи изапомни» – описание по схеме Д/И «Закончи предложение -Упражнение « Норки и холмики» |
2 |
«Дары природы» |
-Закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Понимание обобщающего понятия – закреплять умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по заданному плану; –Образование существительного при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров) |
-Приветствие «Ладошки» -Упражнение «Песочный ветер» -Загадки про овощи и фрукты -Д/И» Большой-миаленький2 – Игра «Найди и опиши» – игра « Во саду ли в огороде» |
3 |
«Город игрушек»
|
-Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме, понимание обобщающего слова. -учить составлять описательный рассказ с использованием схемы – при описании игрушек . учить определять обьект, последовательно описывать части. свойства |
-Приветствие « Ладошки» – игра« Песочный дождь» -Д/И «Угадай на ощупь» -Рассматривание с детьми игрушек( работа со схемой) -Д/И«Назови ласково» – Д/И« Один-много» – Д/И«Какая ,какой , какие» -«Дорисуй фигуру» |
4 |
«Мамы и их детки» |
-закреплять и расширять представления детей об особенности жизни домашних животных; -учить детей различать взрослых животных и их детёнышей -Продолжать учить детей образовывать слова, которые обозначают название детенышей , с помощью суффиксов –онок , – енок, формировать четкость и правильность речи – развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольного поведения, мелкой моторики. |
-Приветствие « Чуткие руки» – игра «Песочный дождь» -Звуковая панель» Веселая ферма» -игра «Выбери правильно». Д/игра «Найди свою маму» – « что спряталось в песке» |
Ноябрь
Формы, методы и приемы, структура проведения занятий
На занятии используются различные методы и приѐмы:
Практические методы :
-нетрадиционные методы рисования. работы с песком
-исследовательская деятельность( включает работу с раздаточным материалом: совочки, лопатки, камушки и т.д.), обследование предметов ,материалов
-слушание музыки, аудиозаписи
-самостоятельная деятельность детей
-дидактические игры
-игры драматизации
-игры –инсценировки
-дидактические упражнения
-релаксация
Наглядные методы:
-презентации, просмотр слайдов
– модельные схемы
-рассматривание игрушек и картин
-описание картин и игрушек
-показ способов действий
Словесные методы:
-чтение и рассказывание художественной литры
-пересказ
-рассказывание без опоры на наглядный метод
-беседа
В работе использую следующие приемы: речевой образец, повторное проговаривание, вопрос, словесные упражнения, оценка действий речи
Форма работы: -групповая и фронтальная
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку,
.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально- технической базы центр «Песочная страна» для детей среднего дошкольного возраста.
Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи у детей старшего дошкольного возраста через игры с песком. Папки-передвижки, « круглый стол», мастер-классы
Условия реализации Программы
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Работа в течении года , проходит . следующие этапы:
1 этап знакомство с песочницей:
-мотивация к занятиям
-знакомство с правилами
– развитие моторики руки. На этом этапе происходит стабилизация эмоционального состояния, дети учатся слушать свои желания. Ощущения, которая ведет к развитию речи
2 этап, используются игры на развитие познавательных процессов ,памяти ,мелкой моторики, ориентировке в пространстве , такие игры как»Узоры на песке», « Угадай на ощупь»
3 этап- происходит развитие артикуляции ,дыхания, развитие связной речи, обучение рассказыванию
В работе с детьми используются разные виды деятельности:
-рисование на песке с разными предметами( упражнение» Узоры на песке»
-поиск предметов . спрятанных в песке( упражнение « Прятки»)
-работа с помощью рук (игры « Отпечатки»
-создание на песке композиций ( «Город». « Ферма»)
– придумывание сказок
Сперва ребенок работает с сухим или влажным песком , с 8-10 занятия вносят и другой природный материал.(шишки, семена ,камушки т.д.)
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках
На занятиях желательно, чтобы дети работали стоя , так у них будет больше свободы движений
К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения .
На каждом занятие необходимо детям напоминать о правилах работы с песком.
Особенностей у занятий в песке есть . то что используется игрушка-посредник, она должна быть интересной, красивой для детей. Данную игрушку используют только в песочнице
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Общие условия организации песочной терапии. оборудование :
1 Деревянный водонепроницаемый ящик, корпус которого внутри и снаружи окрашен краской синего цвета( дно символизирует воду, а борта — небо). Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина), он рассчитан на 1-3 детей. Размеры большой песочницы для групповых занятий , для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100х140х8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2 Песочницу можно на одну треть или наполовину заполнять чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Песок необходимо прочищать 1 раз в месяц.
3. Для организации игр необходимо игровой материал
: а) Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки. Разнообразные пластиковые формочки: разной величины геометрические формочки;
б) Миниатюрные игрушки (высота 5-10 см), изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и т. д. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий до 3х лет не используются). . Это фигурки: • Людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей).
Жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки.).
в) Набор маленькой игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»).
г) Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).
д) Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
е) Различные здания и постройки.
ж) Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
з) Фигурки диких, домашних, доисторических животных из тематических коллекций, приобретённых в магазине, миниатюрные игрушки из «киндер-сюрприза», пластилиновые скульптурки, изготовленные собственными руками;
и) Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
к)Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы
Игрушки могут располагаться на полках или хранятся в контейнерах.
4. столы с подсветкой
5. тазики с песком (для работы с мокрым песком)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование – июнь №12 2006
2.Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
3.Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
4.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
5.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001
6.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
7. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конспект на тему « Город игрушек»
Цель: создать условия для развития речи и эмоциональной сферы детей через использование метода песочной терапии
Задачи :
Образовательные задачи: :
-Познакомить дошкольников с группой слов по данной теме, понимание обобщающего слова.
-учить составлять описательный рассказ с использованием схемы
– при описании игрушек . учить определять обьект, последовательно описывать части. свойства
– Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Развивающие: -развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе с песком;
-вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал : : Песочница, сухой песок, маленькие игрушки, палочки,чтобы рисовать на песке
Предварительначя работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, беседа.
Ход занятия:
Педагог приглашает детей, они садятся на стулья вокруг песочницы, прикрытой тканью.Звучит музыка
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в один чудесный город в Песочной стране. А называется он, город игрушек. Как вы думаете, почему ему дали такое название?
Дети: (Ответы детей)
Воспитательг: Правильно, в нем живут игрушки
В этом городе игрушек живет Песочный принц , который любит играть с игрушками..
Воспитатель: А Вы желайте попасть в сказочный город игрушек.
Дети: Да
Воспитатель: Но чтобы попасть в город игрушек нам с Вами надо вспомнить волшебные слова. Давайте встанем в круг и произнесем их.
Ритуал «входа» в Песочную страну
Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:
“В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтобы злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!”
Воспитатель:Ребята, А давайте мы с Вами вспомним правила Песочной страны:
Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!
При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать!
После игры с песком – помой руки!
Воспитатель : А сейчас закройте глазки . Два раза хлопните в ладоши и вот мы в Городе игрушек.
Ой , ребята посмотрите , почему то Город игрушек пуст. .( Появляется Песочный принц).
Песочный принц : Я принес вам коробку,там живут мои друзья игрушки но посмотрите , что же с ними произошло. Их заколдовала злая Колдунья , и они стали фантиками.Ребята , помогите мне вновь их вернуть город игрушек.Но для этого необходимо выполнить задания.
Воспитатель:Ребята , выберите свое место около борта песочницы.
Игра» «Угадай на ощупь»
Воспитатель: Ребята,.надо в песке найти игрушку и отгадать ее на ощупь , Рассказать по каким признакам Вы определили игрушку.
Адиля , скажи мне ,какая у тебя игрушка. Откуда ты поняла , что это мяч. Опиши ее.( Таким образом дети описывают свои игрушки. Воспитатель предлагает знакомую схему описания игрушки.)
Воспитатель: Молодцы , ребята все справились с заданием и нашли игрушки.
Ребята . а Вы знайте игрушки любят , чтобы их называли ласково.Каждый из Вас пускай назовет ласково свою игрушку.
Игра « Назови ласково»
Кукла-куколка
мяч – мячик;
слон – слоник;
машина – машинка
кукла – куколка
самолет – самолетик
заяц – зайчик;
Воспитатель: Молодцы ребята, у Вас у каждого по одной игрушке . А так хочется . чтобы стало еще больше игрушек, можно было бы выбрать
Давайте вместе поиграем в игру « Один-много»
Игра « Один –много»
Одна рыбка- много рыбок
Одна машинка-много машинок
Одна кукла-много кукол
(Дети называют единственное и множественное число своей игрушки).
Воспитатель: Ой , ребята молодцы. А давайте мы с вами скажем какие у на игрушки
Игра “Какой, какая, какие”
.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
Воспитатель :Песочяный принц очень рад , что мы расколдовали игрушки. Ребята , давайте мы с Вами подарим игрушки принцу, чтобы они вместе играли в городе игрушек.
Песочный принц очень рад.Ребята , он предлагает Вам поиграть на песке и нарисовать любимые его игрушки , при помощи волшебных палочек.. Он будет называть геометрическую фигуру , а вы дополните так , чтобы получилась игрушка.
Игра « Дорисуй фигуру»
( Дети палочками рисуют на песке предметы)
Давайте , ребята нарисуем овал и каждый из Вас дорисует до возушного шара.
Нарисем. Квадрат , и дополним узорами . чтобы получилась картина
Нарисуем , круг и дополним ,чтобы получился мячик
Нарисуем прямоугольник и дорисуем , чтобы получилась машина
(Звучит музыка. Педагог смотрим какие предметы рисуют дети )
Песочный принц: Ребята, спасибо Вам. Вы настоящие умельцы .Приезжайте в гости еще.
По окончании работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья
Обсуждение с детьми их чувств, ощущений
Рефлексия занятия:
Воспитатель: Сегодня мы помогли песочному принцу приобрести друзей. Мы создали Город игрушек, а это самое прекрасное –быть добрыми творцами.
У меня сейчас очень хорошее настроение. А у вас? Я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами и Песочным принцем. А что узнали вы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А теперь пора прощаться с Песочным принцем и с игрушками
Дети прощаются
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Воспитатель: Теперь ,ребята. встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения, как будто вы скатываете шарик
Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились!
Консультация для родителей « Развитие речи детей через игры в песок»
Сегодня когда стоит остро проблема развития речи ребенка в обществе, педагоги . психологи ищут новые методы и приемы для развития ребенка.Но главное чтобы эти методы позитивно влияли на эмоциональное самочувствие ребенка.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
В работе с песком ребенок чувствует себя творцом.Из песка создает сооружения, играет с ними, потом все разрушает и создает вновь что то новое. Работа с песком привлекает ребенка именно своей простотой. Песок хранит в себе уникальную тайну. Снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.Ребенок достигает состояния душевного равновесия. Работа с песком это такая техника, где ребенок строит свой собственный мир из песка и маленьких фигурок.Именно здесь он выражает то, что у него возникает в сознании.
Работая в песке , ребенок не боится строить, ломать , менять. Это его не ставит в определенные рамки. Поэтому перенос традиционных занятий в песочницу дает более высокий образовательный и воспитательный эффект.
Играя на песке. У ребенка развивается:
-мелкая моторика руки, так как ребенок занимается с мелкими предметами, песком
-развивается речь, в игре он рассказывает разные истории. Делится своими впечатлениями
-развивается творчество и воображение, так как он сам придумывает свой мир.
-, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление
Как проводятся занятия с песком.
1)проводятся игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки:играю на пианино, рисуют узоры, пальцы ходят по песку , прыгают,работают с мокрым песком , делают трафареты, отпечатки
2)на занятиях дети делают самомасссаж: погружают руки глубоко в песок,сжимают его,просеивают, На занятиях дети делятся своими ощущениями .эмоциями. “Я чувствую тепло песка”;
3)дети становятся строителями,вошебниками, творцами- строят лабиринты. Дома,ищут глубоко спрятанные предметы.
4)дети из природного материала (камушки, веточки, шишки и т.д.) строят мосты, горы, дороги и т.д.,елают сооружения ,здания . города , при этом используят фигуркилюдей, животных , чтобы обыграть сюжет
Таким образом, игры с песком позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильнокинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
Как сделать песочницу дома.
Можно сделать деревянный ящик . голубого цвета. Песком заполнятся 2/3 ящика. Песок должен быть просеянный , промытый , прокаленный в духовке.
Предметы , которые необходимы в игре:
-ведерки. Лопатки, сито,формочки
-природный материал: шишки, камни, веточки, семена
-фигурки людей. животных,сказочных героев
-мебель,посуда, транспорт,дома ,заборы. мосты
Мы предлагаем вам несколько игр с песком для детей:
«Кто в песке?»
Родитель выставляет игрушки небольших животных на столе в один ряд. Ребенок должен запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а педагог засыпает песком одну игрушку. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто в песке?»
«Чьё всё это?»
Детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом.
Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
(Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи)
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Волшебные отпечатки на песке»
Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук на влажном песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д
Игра «Следы»:
– Упражнение «Идут медвежата» – сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
– Упражнение «Прыгают зайцы» – будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
– «Ползут змейки» – сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
– «Бегут жучки» – двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;