Хуснутдинова Гульнара Робертовна
учитель математики
МБОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз РТ
Цели урока:
Образовательные: закрепить знания по формулам вычисления площади и периметра прямоугольника; площади квадрата и треугольника, показать разнообразие применения математики в реальной жизни; совершенствование вычислительных навыков.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике
Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных приемов вычисления значений площади и периметра прямоугольника; площади квадрата и треугольника, научить творчески применять свои знания при решении реальных задач.
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме.
Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Учебник Виленкин Н. Я. “Математика 5”, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Представьте себе, что мы с вами станем на один урок инженерами-строителями. Но не только мы будем просто проектировать, строить, а станем еще архитекторами и исследуем расходы материалов для периметров и площадей объектов. Класс — это дружная команда. И так, начнем наш урок.
Мотивация учебной деятельности.
Начнем урок с устного счета.
а) Вычислите 10², 10²-10, 2²-4, 5²-5, 33 (Слайд 1)
Постановка целей, задач урока
2.1. Игра «Убери лишнее». На доске написаны формулы. Нужно убрать лишние формулы, которые вам незнакомы.
Продолжаем с вами играть в ту же игру. Но уже играем с геометрическими фигурами. На доске несколько геометрических фигур. Нужно убрать лишние фигуры и объяснить, почему именно эти фигуры являются лишними.
Теперь давайте расшифруем с вами тему нашего урока. Запишем тему урока в тетрадь. (Постановка целей и задач на урок)
2.2. Ребята, мы с вами сегодня будем находить площади и периметры прямоугольника и квадрата в реальных задачах. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что называется прямоугольником?
- Какие измерения имеет прямоугольник?
- Как они обозначаются?
- Как найти площадь прямоугольника? S = a • b.
- Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата? S=a2
- Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?
- Что называют периметром прямоугольника? Запишите формулы на доске: Р = (а + b) • 2.
2.3. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах.
На каждой парте набор разноцветных многоугольников, из них сначала выбираются четырехугольники, а из четырехугольников – прямоугольники и квадраты, причем в каждом наборе по два неравных прямоугольника и два неравных квадрата.
2) Задание: сделав необходимые измерения, найти площади прямоугольника и квадрата. Результаты измерений — значение площади — записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и обмениваются по кругу карточками и выполняют взаимопроверку с помощью слайда.
3. Практическое задание. Работа в группах.
Мы на уроке будем не только конструкторами, но и практиками. А конструктору без математики никак нельзя. Представьте себе, что в наш класс поступило предложение сконструировать детскую площадку, а в первую очередь детскую песочницу.
Мозговой штурм. Как вы думаете, что необходимо знать о песочнице?
(Какой формы песочница? Из какого материала? Будет ли крыша? Украшения песочницы? Сколько надо песка в песочницу?)
3.1. Итак, первая группа получает задание.
Рассчитать количество материала на песочницу (сколько досок потребуется): периметр песочницы квадратной формы из дерева, размеры которой 2м на 2м. Песочница будет высотой из 2 досок. По периметру сверху прибита еще одна доска. Длина одной доски на складе 4 м.
Решение: Периметр квадрата P =4а, где а = 2м. Р = 4*2 = 8м2. Так как бок песочницы состоит из 2 досок, то 8*2 = 16м. Сверху еще по периметру 8м, т.е. 16 + 8 = 24м. 24:4м = 6 (доски)
3.2. Вторая группа получает задание. Определить сколько необходимо детских ведерок объемом 1 л, чтобы перенести 450 кг мелкого песка в песочницу. Справка. Ведерко с песком 1 литр весит 1кг500г.
Решение: чтобы узнать, сколько нужно ведерок для переноса песка, переведем килограммы в граммы: 450кг = 450000г, 1кг500г = 1500 г.
450000:1500=300 (ведерок).
Усовершенствуем задачу и поможем малышам, сами перенесем песок. Возьмем ведра по 2 л объемом. Тогда ведро с песком будет весить 1500*2 = 3000г. 450000:3000=150(ведерок). Значит ведер нужно 150 штук. В классе 28 учеников, значит примерно по 5 ведер каждому.
3.3. Третья группа получает задание.
Песочницу необходимо покрасить в три цвета: зеленый, красный и желтый. Длина одной доски 4м и ширина 10 см. Сколько необходимо краски на все 4 доски, если красить их нужно только снаружи, но в 1 слой. Расход краски на 1 дм2 – 5 грамма краски. Справка. 1 дм2 – 100 см2
Решение. Найдем площадь одной доски 400*10=4000 см2. Переведем 4000 см2 =40 дм2. 40*5 = 200г одного цвета краски на одну доску. 200*4*3 = 2400 г краски надо трех цветов для песочницы.
4. Физкультминутка. Снеговик.
5. Учитель: Ребята закончили работу в группах, просим рассказать, как вы справились с заданием.
6. Задача на финансовую грамотность .
Для того, чтобы покрасить песочницу нам нужно купить краски. У вас имеется 5100 руб. На эту сумму вам нужно приобрести краски. На выбор вам предлагают три фирмы, которые вы видите в таблице. Краски продают в банках по 1 кг каждая. Нужно купить 3 банки каждого цвета. Выберите наиболее дешевый вариант из предложенных так, что бы вы уместились в эту сумму.
№ п/п |
Название фирмы |
Объем банок (в кг) |
Стоимость одной банки |
||
красный |
желтый |
зеленый |
|||
1 |
Лакра Эмаль ПФ-115 |
1 кг |
545р |
625р |
550р |
2 |
Крокса Эмаль ПФ-115 |
1 кг |
575р |
635р |
510р |
3 |
Грида АК-16 |
1 кг |
535р |
644р |
540р |
Решение:
Выбираем все дешевые краски из трех фирм. 535+625+510=1670 (руб)-все три краски по 1 банки. 1670*3=5010 (руб) все три краски по 3 банки каждая. Остаток 90 рублей.
Дополнительная задача
Ребята, а у кого из вас есть огород, на котором вы любите работать. Огород большой ? Не знаете точно размеры? Вот и я не знаю, точно, а тут вдруг захотелось узнать? Вы мне поможете? Предлагаю эту задачу решить в парах. Найти площадь моего огорода, план которого изображен на рисунке.
- Рефлексия
Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые были поставлены в начале урока?
Как найти площадь прямоугольника?
Что узнали нового? Над чем надо поработать дополнительно?
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Сегодня на уроке я узнал………………………
Сегодня на уроке мне понравилось……………
На уроке мне пригодились знания………………
Для меня было сложно………………………….
Я смог……………………………………………
Мне захотелось…………………………………..
С урока я ухожу с …………………настроением.
- Домашнее задание. Творческая работа
п.18. Выполнить необходимые измерения и вычислить площадь пола и стен своей комнаты. Оформить задачей. (Каким инструментом будем измерять?) №746