Давыдова Марина Владимировна
преподаватель
ДШИ Приволжского района г. Казани
Данная работа представляет собой исследование роли использования современных компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ.
Цель работы – показать активное воздействие компьютерных технологий на возможность более наглядно и полно раскрыть изучаемый материал, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Задачи – подтвердить достижение повышения эффективности усвоения учебной программы по предмету музыкальная литература, повышение интереса учащихся к музыкальной культуре в целом, развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности, освоение навыков по осуществлению самостоятельного поиска информации с помощью традиционных компьютерных поисковых систем.
Актуальность исследования заключается в том, что на примере своего педагогического опыта показывается и подтверждается гипотеза, что с помощью компьютерных программ происходит более качественное и объемное освоение предмета.
Предмет «Музыкальная литература» помогает учащимся ДШИ и ДМШ познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе, своей Родине, устойчивый интерес к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкальный вкус учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании. Даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний). В основе программы по музыкальной литературе лежит освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью.
А чтобы достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся уроки музыкальной литературы надо сделать более современными. Для решения этой задачи можно использовать в работе инновационные технологии, под которыми понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.
В традиционно сложившейся системе обучения функцию изложения знаний выполняет главным образом педагог. Однако он является не единственным источником подачи нового материала. Компьютер также может служить источником учебной информации.
В практической работе на уроках музыкальной литературы применение компьютерных технологий раскрывают огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной.
Важной составной частью обучения на уроках музыкальной литературы является организация ознакомления ученика с учебным материалом с помощью показа презентации. Суть этой работы заключается в предъявлении фрагмента содержания изучаемой темы с
помощью компьютерной программы. Этот процесс выглядит следующим образом: компьютер транслирует учебную информацию, а ученик соответствующим образом реагирует на нее, осуществляя обратную связь. Преподавателю зачастую сложно учитывать индивидуальные особенности всех учеников (темперамент, уровень знаний, умственные способности и т. д.). А компьютерная презентация способна исходить из личных качеств ученика, и, следовательно, обеспечить при изучении учебного материала персональный темп и уровень сложности. Это создает условия для повышения эффективности обучения. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) также позволяют достичь гораздо лучше усвоить изучаемый материал. Занятия, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Презентации помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, разнообразят впечатление, а зрительное восприятие изучаемых тем, ярких портретов, фотографий, видео – фрагментов концертов, музыкальных спектаклей и т.д. позволяют быстрее и глубже воспринимать учащимися излагаемый материал. Большинство тем из курса предмета «Музыкальная литература» мною преподносятся в форме презентаций.
В презентации иногда реализуются и некоторые элементы контроля и тренажа. В заключении могут предлагаться тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приводит к главному выводу по изучаемой теме. Однако основное предназначение презентации – это предъявление учебной информации.
Большое место на уроках музыкальной литературы занимает прослушивание музыкальных сочинений композиторов разных эпох и направлений. Это обогащает внутренний мир школьников, расширяет их кругозор, развивает их эмоционально-образное мышление, умение понять содержание прослушанных произведений. Использование на уроках компьютера, телевизора, просмотр на экране качественных видеороликов, документальных фильмов, концертов с выступлениями авторов и известных исполнителей, видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов помогает более ярко и доступно представить изучаемый материал. Происходит активизация процесса восприятия и запоминания информации учащимися.
Определенная роль отводится и созданию авторских сайтов преподавателей предмета «Музыкальная литература». На этих ресурсах выкладываются презентации в соответствии с изучаемым материалом, видеоролики, видео- и аудио-фрагменты из изучаемых произведений, викторины и тесты для закрепления уже изученных тем и подготовки к последующим урокам.
Очень эффективным средством включения учащегося в познавательный процесс является проектная деятельность. В последние годы метод проектов применяется педагогами очень часто. В основе метода лежит умение учащихся ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Проектные работы моих учеников были посвящены следующим темам: Жизнь и творчество композиторов Моцарта, Паганини, Грига, Мендельсона, Чайковского, Лядова, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Эндрю Ллойд-Уэббера, татарских композиторов Сайдашева, Жиганова, Музафарова, Бакирова, Яхина и т.д. Несколько проектных работ раскрывали характерные особенности музыки эпох барокко, романтизма, импрессионизма, модернизма. Некоторые – рассматривали историю создания и отличительные черты известных музыкальных произведений. Например, «Лебединое озеро» Чайковского или мюзиклы Уэббера.
Большую помощь в изучении курса музыкальной литературы вносят справочные компьютерные программы, музыкальные энциклопедии. Они предназначены для поиска и получения необходимой учебной информации. Примером может служить «Энциклопедия музыкальных инструментов». В ней каждая статья посвящена отдельному инструменту, где дается историческая справка, описываются его строение и технические особенности и приводятся аудиальные фрагменты различных музыкальных произведений, иллюстрирующие тембр. В мультимедийной энциклопедии «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» даются сведения о выдающихся мастерах и современных авторах, творческих эпохах в искусстве XV-XX веков, академической культуре и современных жанрах. О музыкальных инструментах. А также представлена коллекция музыкальных записей выдающихся исполнителей. Существуют и другие справочные программы, такие как «П. И. Чайковский». Данная программа содержит более 120 статей о композиторе и его окружении, свыше 400 персоналий, ISO аудио-фрагментов сочинений, полный список произведений, библиографию и многое другое. Справочные программы обладают огромной памятью и предоставляют пользователю широкие возможности доступа к большому количеству разнообразной информации. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С её помощью можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. А для проверки знаний разработан раздел «Викторина», где предлагаются различные вопросы и музыкальные фрагменты. В компьютерной программе “Шедевры музыки” содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Активно развиваются обучающие музыкальные программы, предназначенные для изучения музыкальной литературы. Это Midisoft Sound Explorer, Music mentor, Music Magic и др.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в современном мире немыслима без широкого применения достижений компьютерных технологий, без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирование познавательной мотивации. Использование компьютерных программ существенным образом изменяет структуру процессов мышления, преобразуя его в более высокие формы мыслительной деятельности. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Внедрение в структуру урока компьютерных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий позволяет педагогу повысить качество организации образовательного процесса, увеличить объём информации, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Это приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к учебной деятельности и делает музыкальное развитие учеников более эффективным.
Список использованной литературы:
Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009.
Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.
Хилькевич Е. IT-технологии в музыкальном образовании. – Nsportal/ru/- 2