Матюкова Наталья Никоноровна,
Хусаинова Ирина Никоноровна
учитель иностранного языка,
преподаватель специальных дисциплин
МБОУ «Сунчелеевская общеобразовательная средняя школа имени академика Н.Т.Саврукова»,
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»
Аксубаевский МР, село Сунчелеево,
Республика Татарстан
Происходящие события в мире привели к изменениям в российском образовании и к переходу к новому этапу развития для достижения цели всесторонне развитого государства, мирового лидера в лице России. Успешное возрождение страны немыслимо без интеллектуально-творческого потенциала и большее внимание уделяется разнообразию форм и методов для привлечения активности учащегося, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Каждая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям относится работа с лингафонным кабинетом.
Современный лингафонный кабинет это комплект ноутбуков, состоящий из определенного количества ноутбуков (от 10 и более) для учащихся и одного для учителя, единой сети WiFi, наушников и программного обеспечения, в данном случае Линко V 8.2. При помощи единой сети учитель, при желании, видит на своем экране все действия на ноутбуках учащихся. Это позволяет контролировать деятельность и концентрацию внимания учащихся на задании. Так же учащиеся могут видеть экран учителя или одного из учащихся, если учитель задаст такую функцию при необходимости.
В программном обеспечении имеется функция отправки файлов. Учитель может отправить любые задания учащимся: тексты для чтения, видео, фото, картинки и так далее. Удобство состоит в том, что не нужно при помощи флеш карты загружать задание на каждый ноутбук, задания уходят на все подключенные ноутбуки сразу. Пользуясь этой же функцией учащийся отправляет учителю свои файлы для проверки.
Функции «Экзамен», «Опрос» и «Викторина» позволяют преподавателю создавать экзаменационные билеты, проводить экзамены, автоматически получать оценки ответов в виде отчетов и графиков. В данном случае заранее подготавливаются задания для экзамена. Редактор экзаменов помогает преподавателю создавать и редактировать бланки экзаменов. Преподаватель может создать несколько тематических разделов с вопросами. Каждый раздел может содержать 4 типа вопросов:
– Вопрос с вариантами ответа;
– Вопрос “Верно-неверно”;
– Общий вопрос;
– Вопрос “Заполнить пропуски”.
Файл экзамена создается и сохраняется автоматически, по умолчанию в папке учителя. Результат оценки экзамена и комментарии можно отправить учащимся.
Функция «Интерактивная доска» позволяет учителю и учащимся одновременно работать с одной интерактивной доской. С помощью панели инструментов учащиеся рисуют, пишут, вставляют фото или меняют цвета. Созданный материал может быть сохранен для дальнейшего использования в работе. Данная функция помогает при создании проекта индивидуального, парного или группового.
Преимущества лингафонного кабинета как технического средства:
– взаимодействие учителя и учащегося;
– многообразие организационных форм работы(индивидуальная, общая, парная, групповая);
– управление деятельностью учащегося как на этапе формирования умений и навыков, так и на итоговом этапе.
Учитель создает условия и является творческим инициатором в подготовке заданий для учащихся. Работа трудоемкая, требующая много времени на подготовку, но результаты показывают прогресс и возврат потерянной мотивации по причине трудностей изучения иностранного языка.
На уроках иностранного языка с использованием лингафонного оборудования на ряду с принципами связи с жизнью, коммуникативной активностью, учетом возрастных особенностей учащихся учитывается принцип межпредметных связей — использование материалов по географии, географическом положении и климате стран изучаемого языка; истории страны, ее традиций, политической структуре; литературе, музыке и искусству в целом. Это представляет особую ценность, так как интеграция дополняет и углубляет знания полученные в ходе изучения различных школьных дисциплин. Интегрированные уроки обусловлены единством конечной цели формирования всесторонне развитой, гармоничной личности и единства духовной сущности человека.
Рассмотрим интеграцию иностранного языка и изобразительного искусства. Ведущая дисциплина, в данном случае иностранный язык, выступает интегратором, вспомогательная —изобразительное искусство. Использование вышеперечисленных возможностей лингафонного оборудования на подобных уроках показало повышение интереса к обоим предметам и удовлетворение учащихся своим результатом. Подобная практика пробуждает интерес и повышение мотивации даже у слабо успевающего учащегося. Материал кажется доступным и легким. Отклонение от привычной методики дает возможность удовлетворять потребности учащихся и проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
В заключение можно сказать, что уроки иностранного языка с использованием лингафонного кабинета имеют много преимуществ для повышения качества успешности учащихся не только в школьный период, а так же в их дальнейшей жизни. Произносительная сторона речи достигает достаточно высокого уровня, приближающегося к нормативному литературному произношению носителей языка, что и является целью изучения иностранного языка. На уроках изобразительного искусства прививается вкус к эстетике и красоте, происходит нравственное очищение и духовное обогащение. В совокупности цель обучения предполагает у учащихся высокого уровня коммуникативной компетенции, дающей им возможность успешно осуществлять речевое общение в школе и после окончания школы, использовать знания как средство самообразования и саморазвития в различных областях личностных и профессиональных интересов.