Синелобова Виктория Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №2 «Сказка» д. Куюки Пестречинского муниципального района,
Республика Татарстан
Актуальность.
Настроение дошкольника – это непредсказуемое состояние ребёнка. Можно услышать смех ,а можно увидеть ,как тихо скатываются слёзы по щекам или кто то злится ,а кто то грустит. Не каждый ребёнок умеет показывать свои чувства ,но понять настроение ребёнка мы можем по мимике на лице ,по цветовой гамме на рисунке ,по определённым действиям в игре. Работая с детьми всегда хочется видеть улыбки на лице каждого , понять в чём причина того или иного настроения. Но в настоящее время мы сталкиваемся с нарушением речи у большинства детей и выявить причину плохого настроения становится намного сложнее . Поэтому в нашей группе появилось «Дерево настроения » – островок со смайликами . С его помощью мы проводим специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Цель- снять психоэмоциональное напряжение дошкольника.
Задачи – развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать :
фиксировать внимание ребенка на различные эмоции;
учить подражательно воспроизводить эмоции на смайликах;
фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях;
контролировать ощущения .
Описание :
Островок настроения размещён у входа в группу. Дерево в виде яблони с одной стороны оснащено кармашками для объяснения настроения или эмоции ,обратная сторона оформлена в виде дерева с яблочками и называется «группа Солнышко ». Каждое яблочко оформлено фотографией . Так же прикреплены фотографии с утренников и праздников.
1 вариант упражнения .
1 кармашек .Моё настроение. Дети вместе с родителя могут рассмотреть смайлики ,выбрать тот смайлик который соответствует настроению сегодня. Все картинки крепятся на липучки. Можно менять в зависимости от настроения .
2 кармашек . Ладошки приветствия .Родитель или воспитатель спрашивает : «Как сегодня ты поприветствуешь своих друзей ». Ребёнок самостоятельно рассматривает ладошки и выбирает ту ладошку ,которая нравится именно сейчас. После этого ребята приветствуют своих друзей в соответствии с ладошкой .
3 кармашек. Наклейки – оценки .1 вариант. Ребята в любой момент могут подойти и взять для себя наклейку –оценку ,зная что он её заслужил .
2 вариант – воспитатель или родитель может в знак поощрения подарить наклейку и обязательно сказать «Ты молодец- тебя ждут друзья»
2 вариант упражнения .
Бывают такие случаи когда малыш капризничает и не хочет расставаться с родителями. В этот момент можно предложить рассмотреть дерево с изображением картинки «Моё настроение ». Обратить внимание на настроение детей изображённых на картинке.
Задать вопросы :
Почему ты сегодня грустишь ?
Покажи на картинке мальчика или девочку у кого такое же настроение как у тебя ?
Предложить посмотреть на ребят которые пришли раньше , обратить внимание на атмосферу в группе.
Предложить рассмотреть смайлики , найти своё настроение и прикрепить соответствующий смайлик.
С помощью кармашка приветствия ладошками можно без слов поздороваться ,передать свои эмоции и чувства. Этот вариант приветствия подходит для детей с нарушениями речи в первую очередь.
В завершении воспитатель предлагает выбрать наклейку и похвалить малыша
Вариант игры « Солнышко »
С помощью обратной стороны мы устанавливаем дружеские отношения в группе.
1 вариант игры. Воспитатель в период знакомства детей может добавлять по 1 – 2 яблочку (вновь прибывший ребёнок).И так заполнить все веточки .
2 вариант игры. Каждое утро отмечать детей , которые пришли в детский сад. Воспитатель обращается к ребятам с просьбой : « Ребята посмотрите внимательно и скажите кого из деток сегодня нет » Этот вариант способствует запоминанию имён воспитанников группы ,в результате ребята решают поставленную задачу вместе , сообща. В день рождения воспитанника к яблочку с личиком малыша , мы крепим бантик .
3 вариант игры. Этот вариант игры – самостоятельная деятельность. В любой момент ребёнок подходит и рассматривает яблочки с изображением своих друзей. Рассматривает фотографии с различных мероприятий ,в этот момент запускается речь , повторно воспроизводятся эмоции которые были получены в определённый день. В этот момент воспитатель обязательно должен сказать « в детском саду тебя ждут твои друзья !»
Посредством самостоятельной деятельности ребята придумывают новые варианты игры , учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи изображений на дереве настроения ,вовлекают в игру своих друзей ,делятся радостью или грустью.
Вывод.
Дерево настроения – это помощник для любого воспитателя в детском саду.
В период дошкольного детства мы сталкиваемся с закрытостью детей ,с неумением детей показать свои чувства и эмоции. Островок настроения помогает детям с чрезмерной плаксивостью , с нарушением речи передать свои переживания ,эмоции и чувства . С помощью островка настроения мы научились снимать психоэмоциональное напряжение дошкольника. Воспитали умение сопереживать друг другу , научили настраиваться на позитивный лад . Сумели расположить к себе ребёнка ,что способствует дальнейшему всестороннему развитию.