Чебарева Ольга Валентиновна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №1»
г. Чистополь, Республика Татарстан
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: интегрированный
Цель урока:
– Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, ее географическим положением, природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
- формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
- развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
- воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства, прививать толерантность
Форма организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная
- работа в парах
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Постановка целей, задач, мотивация учебной деятельности уч-ся. 3. Актуализация опорных знаний.
4. Создание проблемной ситуации.
5. Изучение нового материала
– географическое положение Древней Индии;
– природные особенности Индии;
– занятия населения Древней Индии
6. Динамическая пауза.
7. Первичное применение новых знаний.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание
Оборудование
- учебник: Вигасин А.А. “История Древнего мира”. Просвещение, 2015г;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- план работы для каждой парты;
- раздаточный материал для каждого ученика «Маршрутный лист»
Методы
- словесный,
- наглядный,
- практический
Межпредметные связи:
Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить учащихся с географическим положением древней Индии;
- выяснить каковы природные особенности древней Индии;
- определить основные занятия населения древней Индии;
- определить религиозные верования индийцев;
- подвести учащихся к пониманию ответа на проблемный вопрос: «Почему Древние греки называли Индию “страна чудес”?;
Метапредметные
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
- способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
- создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к истории;
- вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь…И для проверки ваших знаний я предлагаю вам игру «Третий лишний». Объясняю правила игры, вы внимательно смотрите на экран и находите понятие, которое не относится к той или иной стране т.е. является лишним.
Ответы детей. Молодцы!!! (слайд 1-2)
-
- Постановка целей, задач, создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Посмотрите, у вас на партах должны лежать: учебник, ручка, маршрутный лист. По ходу урока наш маршрутный лист необходимо заполнить добытыми сведениями. У всех все есть? Все готовы? …Молодцы!
Учитель. Куда же мы отправимся? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как посмотрите на экран. (слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: “Индия”).
Учитель: Тема нашего путешествия: “Природа и люди Древней Индии”.
Запишите в своих маршрутных листах тему урока. (слайд 4)
Как вы думаете, о чем мы свами будем говорить на уроке?
Ответы учащихся (Я научусь… Я узнаю…)(слайд 5)
У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего урока. Давайте зачитаем этапы нашего путешествия. п(слайд 6)о 2 на путешествия:
- Географическое положение Древней Индии.
- Природные особенности Индии.
- Основные занятия населения Древней Индии.
- Создание проблемной ситуации
Учитель. Мы отправляемся в «волшебную страну» – так называли греки Индию. Как вы думаете, почему же греки ее так называли? (слайд 7)
Ответы детей?????
Учитель. Чтобы решить эту проблему нам необходимо провести собственное исследование. Мы отправляемся в путешествие.
3. Изучение нового материала
Учитель. В нашем путешествии мы будем пользоваться учебником, откройте его на странице 95.
У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Карта, необходимая нам находится в учебнике на стр. 96. А у меня на экране.
Индия расположена на материке Евразия. Скажите из каких двух частей состоит этот материк и в какой его части находится Индия? (слайд 8)
(ответы детей)
Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами каких морей омывается Индия? (Ответы детей: Аравийское море, Бенгальский залив) Они относятся к бассейну Индийского океана. (слайд 9)
Учитель: А сейчас нас ждет тяжелейшее восхождение на самую высокую вершину в мире о которой мы сейчас и поговорим.
На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор? (Гималаи). (слайд 9)
Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает: «жилище снегов»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма» – означает «поднебесное жилище богов». (слайд 10-11)
Учитель: – Где чаще всего селились люди в древности?
(предположения детей – по берегам рек)
Учитель: – Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте? (слайд 12)
Ученики рассматривают карту отвечают, показывают у доски.
Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг.. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. (слайд №13)
Эти реки берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил.
На основе полученной информации и текста учебника заполняем первый пункт маршрутного листа.
Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями.
Работая с текстом учебника (пункт 2 на странице 97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей. Задание: сформулируйте вопросы друг другу. (слайд 14)
Учащиеся задают друг другу вопросы по прочитанному.
Учитель: Итак, джунгли это густые труднопроходимые леса. Здесь много бананов, манго, кокосов, орехов и ягод. (слайд 15)
А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. Задание всем понятно? Работаем. (слайд 16)
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, черепах и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
– Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях? (слайд 17)
– Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: “Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте”. Еще в Индии водятся слоны, которых индийцы приручили. Слоны переносили тяжести и даже участвовали в сражениях – воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных.
Мы изучили удивительный мир джунглей, давайте заполним второй пункт маршрутного листа.
(слайд 18 физминутка)
Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку на берегу реки. Как вы думаете почему люди в древности селились по берегам рек? Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. (слайд 19-20)
Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче.
А для того чтобы узнать, что выращивали индийцы мы с вами поработаем возле доски: к доске вызываются двое учащихся которые выбирают те сельхозкультуры которые выращивали индийцы.
Проверяем (слайд 21) (рис, сахарный тростник, хлопчатник, пшеница, ячмень, чай)
Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. Первые хлопчатобумажные ткани в мире были сотканы в Индии. Римские императоры называли легкие индийские ткани «тканым ветром». Императоры великих моголов называли эти ткани «утренней росой» и «тканью из текущей воды».
А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений.
В лесах индийцы охотились на оленей и ланей, ловили птиц. На лесных опушках пасли коз и коров. Самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей. (слайд 22)
Заполняем третий пункт маршрутного листа.
4. Первичный контроль
Учитель: Ребята, а сейчас мы узнаем кто же сегодня самый внимательный на уроке. Давайте поиграем в игру «Верно, не верно»
Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.
Учитель объясняет правила, тренируемся.
• Индия омывается Индийским океаном.
• В Индии текут реки Тигр и Евфрат.
• На северо-востоке Индии расположены горы Альпы
• Джунгли – это густые труднопроходимые леса.
• В Индии слон являлся священным животным.
Учитель подводит итог и вручает тем, кто не ошибся ни разу бумажного слонёнка.
Учитель: Наше увлекательное путешествие подошло к завершению. Давайте сделаем вывод правы ли были греки в своем представлении об Индии? (возвращение к проблемному вопросу: ответы учащихся)
- в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные.
5. Рефлексия.
1) Сегодня я узнал …
2) Было интересно …
3) Я научился …
4) У меня получилось …
5) Мне захотелось …
6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
- Параграф 20; ?? устно; подготовьте сообщение на выбор по теме: «Шахматы», «Индийские цифры», «Верования индийцев»
7. Итог урока. Оценивание и комментарии
Учитель: Итак, наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, а мы с вами переносимся из атмосферы времен Древней Индии в день сегодняшний.
Урок окончен! До свидания!
Приложение 1
Текст «природные богатства Индии»
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ
Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными – как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.
Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.
В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее.
Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой – летний, во время которого сеют рис и просо.
Приложение
«В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами.
С криком качались на них обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…»
Из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»
Приложение
«В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами.
С криком качались на них обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…»
Из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»
Маршрутный лист
Ф.И.________________________
Тема урока:_________________________________
I. Географическое положение.
1. Материк _________________________________
2. Полуостров ______________________________________________
3. Омывается морями ________________________________________
4. Реки 1._____________________________________________________
2.______________________________________________________
5. Горы _______________________________________________
II. Природные особенности.
6. Джунгли это _______________________________________________________________________
7. Животный мир:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
5.______________________________________
6.______________________________________
III. Основные занятия и верования.
8. Главное занятие
___________________________________
9. Сельскохозяйственные культуры:
1._________________________________ 4.____________________________
2._________________________________ 5. ___________________________
3._________________________________ 6. ____________________________
Мои баллы:__________________ Моя оценка: ___________________