Фахуртдинова Лариса Анатольевна,
Хакова Фарида Мавлиевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления №6 «Звездочка»
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Цель: Закрепить логико-математические способности детей посредствам математических игр, задач и упражнений.
Задачи:
Обучающие: Закрепить умение отгадывать математические загадки, ребусы, упражнения. Закрепить пространственные представления систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей
Развивающие: Развивать логическое мышление ,умственные операции анализа и обобщения Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций ,развитию речи, умению действовать по инструкции. Раскрыть разнообразия способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения ,эмоциональную отзывчивость ,умение понимать учебную задачу и выполнять её в коллективе. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Здоровьесберегающие: Учить детей следить за своей осанкой. Продолжать развивать координацию движения.
Приоритетная образовательная область «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»
Предварительная работа: По плану проекта проводили логико-математические игры и упражнения: «Волшебный круг», « Составь целое», «Найди части», «Найди отличия», «Что общего», «Чего больше», «Третий лишний», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Распредели животных», «Выложи последовательно», «Рассеянный художник», «Добавь недостающее», «Объясни последовательность». Графические диктанты
Экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания. Чтение художественной литературы по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
-развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений ,задач;
-измеряют величины различными условными мерками;
-уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
-обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
-умеют словесно описывать фигуру;
-имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
-умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
-развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация;
-активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу.
Методические приёмы: игровой, словесный, наглядный практический.
Материалы: Конструктор«Лего», мягкие модули-кубики, компьютер, проектор, геометрические фигуры, карточки с ребусами или подборку проектируете на доску.
Место проведения: музыкальный или спортивный зал с проектором.
Ход досуга.
I .Организационная часть.
Дети сидят в зале ,к ним обращается воспитатель.
– Ребята, сегодня нас с вами ждёт необычная игра. Мы пойдём искать клад. Кто нам расскажет, что это такое?(ответы детей)
-Вы знаете, что раньше ,когда люди зарывали клад, они рисовали карту чтобы не забыть где он зарыт. Нам тоже в детский сад на мой адрес прислали карту и предложили найти клад.А я приглашаю вас мне помочь.
Поможете?
II.Основная часть.
Перед детьми на доске появляется карта(составляете на усмотрение педагога)
Можно карту нарисовать и двигаться по ней на каждой остановке выполняются задания.
Двигаться по словесной инструкции ,закрепляя понятия лево, право, вперёд назад.
Двигаясь по дороге, дети встречают препятствие ,которое они могут пройти, если выполнят задание.
1«Речка» построить мост из мягких модулей кубиков по схеме с соблюдением логической цепочки(составляете на своё усмотрение )
2.Постройка замка из лего конструктора или мягких модулей по заданному рисунку .
3.Ребусы математические
4. «Что лишнее», «Открой замок», «Подбери ключик» на выбор педагога.
5. «Разгадайте кроссворд»
1 – сколько жадных медвежат не могли разделить головку сыра? (Два.)
2 – из скольких букв составлено имя деревянного мальчика? (Восемь.)
3 – сколько детей было у козы? (Семь.)
4 – сколько персонажей тянуло репку? (Шесть.)
5 – сколько раз старик закидывал невод? (Три.)
6 – сколько мальчиков путешествовало со стаей гусей? (Один.)
6.Собрать робота из геометрических фигур.
7.Логические задачи на смекалку.
В конце пути дети находят клад ,в котором может лежать новая математическая игра или конструктор .
III. Заключительная часть (рефлексия)
Подводим итог мероприятия, что больше всего понравилось, запомнилось.
Методические рекомендации к разработке конспекта познавательного досуга « В поисках клада».
Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества. Игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников, досугов и развлечений, совместного времяпровождения.
Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, в том, что он способен постичь математику. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее.
Увлекательное усвоение математических знаний происходит через
занимательные игры, упражнения и головоломки, содействуя повышению
интереса детей к математике, расширению их кругозора. Данный досуг можно провести вместе с родителями, где они будут активными участниками.
Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Возможность проявить находчивость, сообразительность, смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Каждый праздник для детей является экспромтом, полным сюрпризов и неожиданностей. На нем создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности.
Праздник должен быть хорошо подготовлен взрослыми. Их «сыгранность», продуманная режиссура, выбор находчивого и артистичного ведущего станут залогом успеха. Сценарий является только ориентиром, его можно сократить или изменить, учитывая возможности детей.
Разработка адресована воспитателям работающим с детьми старшего дошкольного возраста ,так же родителям дошкольников и рекомендуется как конечный продукт реализации проекта «Проектирование процесса логико-математического развития детей дошкольного возраста средствами математики».