Лобановская Наталья Владимировна,
Носова Ирина Владимировна
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Технологическая карта урока
Предмет |
Литературное чтение |
||
Класс |
1 |
||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||
Тема |
Урок доброты по произведению В. Осеевой «Печенье» |
||
Цель |
Создать условия для работы над развитием речи и нравственных качеств личности при работе с текстом. |
||
Планируемые результаты: |
Предметные: уметь анализировать художественное произведение (на доступном детям уровне), видеть логику развития действий, идею произведения, составлять несложные монологические высказывания; умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, стремления совершенствовать свою речь. Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; осуществлять учебную задачу под руководством учителя. Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; поиск и выделение необходимой информации; на основе наблюдения высказывать предположение , умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации. уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог. Личностные: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения, учиться усваивать нравственно-этические нормы, сопереживать и понимать чувства других людей. |
||
Оборудование |
– Проектор, презентация к уроку; – Распечатанные тексты рассказа – Аудиозапись рассказа «Печенье» – Графические схемы |
||
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Самоопределение к деятельности |
– Добрый день, мои юные читатели! – Сегодня нам предстоит окунуться в необычный мир литературного искусства. -Каким вы хотели бы видеть наш урок сегодня? -Что вы хотите пожелать сейчас своим одноклассникам. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения. |
Ответы детей |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности. |
На нашем уроке мы познакомимся с творчеством писательницы, которая писала о детях и для детей. Это Валентина Александровна Осеева. Валентина Александровна Осеева– писательница, которая всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы, для того чтобы читатель смог самостоятельно его прочитать. Её герои – дети, с которыми происходят различные истории. В конце своих рассказов Валентина Александровна заставляет своих читателей задуматься. Постановка учебной задачи. В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос «Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?» |
Просмотр презентации |
|
Выявление места и причины и постановка цели урока |
Первичное восприятие произведения. Сегодня вы прослушаете рассказ, у которого вкусное сладкое название. Предположение —Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием? Предположение. – А что же мама?… А бабушка? Проверка предположения Дослушаем рассказ до конца. Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы выразить то, что вы почувствовали, когда дослушали рассказ? Почему? |
Разгадывают название рассказа П R Е W S Ч Q Е V Н G Ь Z Е Делают предположения Прослушивание аудиозаписи рассказа «Печенье» до слов “Миша … посмотрел на маму”.
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: – построение понятных для партнёров высказываний, – использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: – структурирование знаний, -установление причинно-следственных связей, – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, – формулирование проблемы, – создание способов решения проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднений |
Повторное чтение и анализ прочитанного. 1 часть. Выборочное чтение -Какое было настроение у семьи вначале чаепития? (весёлое) 2 часть Чтение по ролям (диалог). –Как вы думаете, сколько надо актеров, чтобы озвучить этот диалог? (3) Подчеркните слова автора синим карандашом, слова Миши красным, а слова Вовы зеленым.
А теперь давайте произнесем фразы, которые говорили ребята. (проигрывание диалога) – Вам понравилось, как ребята сыграли свои роли? -Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? -А как бы вы попросили бабушку налить чай? -Как вы думаете, правильно ли разделили мальчики печенье? -Изменилось ли настроение героев рассказа? (да) -Найдите подтверждение в тексте.
Сейчас я хочу, что бы вы посовещались и выбрали слова, которые характеризуют мальчиков Вежливые внимательные жадные эгоисты добрые Выясняем значение слова «эгоист» 3 часть Чтение по цепочке -Мама и бабушка не сказали ни слова мальчикам. Как бы вы объясните их молчание. -Появилась ли у вас надежда, что мальчики поймут, что поступили нехорошо? |
Читают вслух учащиеся. (Само и взаимооценка детей. Отвечают на вопросы (тест) 1 Для кого мама испекла печенье? А. Для всех Б. Для мальчиков 2 .Мама высыпала печенье на…. А. На тарелку Б. На стол 3. Бабушка …. зазвенела чашками А. Громко Б. Весело проверка по эталону ААБ Работа в парах -Подчеркивают слова автора синим карандашом, слова Миши красным, а слова Вовы зеленым. проверка по эталону -Озвучивают диалог -Отвечают на вопросы Работа в парах Дети устанавливают соответствие между словами с помощью стрелок. проверка по эталону |
Личностные: – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и “незнания”. Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: – принятие и сохранение учебной задачи, – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: – выделение существенной информации, – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, – поиск разнообразных способов решения задачи, – структурирование знания |
Включение в систему знаний и повторение. |
Сейчас вам предстоит восстановить последовательность рассказа. Для этого соединитесь в пары, с кем бы вы хотели выполнить это задание |
Выбирают пару, восстанавливают последовательность рассказа по схемам. Одна пара у доски |
Регулятивные: – принятие и сохранение учебной задачи, – различение способа и результата действия, Познавательные: – структурирование знаний, – построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, – доказательство. |
Рефлексия деятельности. |
И вот я уверена, что вы готовы ответить на вопрос, который был задан в начале изучения произведения «Печенье». — Можно ли назвать его поучительной? Почему? – Хотелось бы тебе, чтобы в рассказе все было совсем по-другому? – Что вы можете посоветовать мальчикам? Детям раздаются фигурки печенья, предлагается разделить печенье поровну. |
Личностные: -формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения Регулятивные: – восприятие оценки учителя, – адекватная самооценка. Познавательные: -построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
|
Перспектива. Домашнее задание |
Ребята, я предлагаю вам необычное задание: Представьте, что вы – писатели, у вас есть возможность продолжить рассказ, придумайте другой конец рассказа, чтобы он был не грустным. |
Регулятивные: – волевая саморегуляция; – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Ребята работают на каждом этапе урока на листах самооценки. В конце урока подводят итог своей работы. Приложение 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
- П R Е W S Ч Q Е V Н G Ь Z Е
1. |
2. |
3. |
4. |
- Миша – красный карандаш
Вова – синий карандаш
- Вежливые жадные эгоисты добрые
- Восстанови последовательность рассказа по схемам.
|
|
|
|
1.