Резеда Абдрауфовна Саттарова
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств»
Приволжского района
г. Казани, Республика Татарстан
Взаимодействие педагога и ученика – это, как правило, совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей — решения практических задач или реализации ценностей, то есть это совместная деятельность, в ходе которой реализуются разные формы отношений. Феноменами педагогического взаимодействия учителя и учащихся по С.А. Смирнову являются психологические новообразования личностного и межличностного характера, имеющие конструктивный и деструктивный характер. Говоря о них, важно подчеркнуть, что психологическое состояние ученика напрямую зависит от влияния на него педагога, который должен осуществлять педагогическую поддержку своих подопечных. В свою очередь педагогу просто необходимо любить свое дело, ведь это основное условие будущего успеха.
Начнем с того, что педагогическая деятельность от каждого преподавателя требует определенных знаний в области психологии. Ему важно понимать личность сидящего перед ним ребенка: его психологические особенности и интеллектуальные способности, перспективность и мотивированность. Важно ориентироваться и в возрастной психологии, которая изучает возрастные особенности развивающегося ребенка. Условно мы можем дать следующую характеристику школьникам младшего возраста, в соответствии с которой ведущей деятельностью становится – учение, а мыслительная деятельность в таком возрасте пока остается фрагментарной, и развитие претерпевает словесно-логическое мышление. Касательно внимания, следует говорить, что преподавателю придется сильно стараться в первые годы обучения, чтобы заинтересовать ученика, а в дальнейшем и удерживать его внимание. Проблема заключается в том, что произвольная память, которая отвечает за целенаправленное запоминание необходимой учебной информации, в этом возрасте еще слабо развита и в большей степени преобладает как раз таки непроизвольное запоминание. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить фокусировать внимание на многих аспектах при разборе музыкального произведения. И чтение с листа – это хорошая «тренировка» для формирования и отработки таких навыков и умений. Внимание к отдельным «мелким» деталям, таким как, паузы, метроритмические особенности, штрихи, знаки альтерации, аппликатура, позволяет расширить диапазон действий и развивать умение распределять внимание между разными видами действий. Чтобы суметь сразу охватить такое количество обозначений, необходим достаточный запас последовательно и прочно выработанных музыкально-технических навыков: хорошо развитый слух (внутренний), чувство ритма, умение группировать различные длительности, знание тональностей и штрихов. Следующий компонент-воображение, и именно систематическая учебная деятельность помогает развить ее у детей. В таком возрасте следует уделять как можно больше времени созданию образов с помощью словесного проговаривания при разучивании произведений. В этом случае учителю следует интересоваться мыслями ученика, задавая такие вопросы, как: «Что у тебя ассоциируется с этой музыкой? Какие эмоции она вызывает? Как бы ты описал её?». Это заинтересует его, и позволит ученику глубже познакомиться с материалом, раскрепоститься и выдать свои эмоциональные ощущения в игре. Младший школьный возраст – период накопления, поглощения знаний. Высокая внушаемость, яркая впечатлительность, мыслительная деятельность, связанная с повторяемостью – это важные характеристики того, как можно правильно организовать работу используя их положительные стороны. Объясняя материал, учитель должен на понятных для ребенка примерах объяснять то, чего он хочет услышать от ребенка (звучание).
Результаты работ Shuter-Dyson, посвященных исследуемой нами проблематике, наиболее благоприятным периодом для начала обучения музыке определяется возраст от 5 до 9 лет. Возрастные особенности данного этапа выделяются следующие: в данном возрасте дети уже руководствуются сложными «вербальными инструкциями»; способны овладеть ритмическими, мелодическими и гармоническими навыками и освоить систему нотного письма.
Мотивационная составляющая учебного процесса предоставляет широкое поле возможностей для педагога, в котором он может проявить и использовать все свое профессиональное мастерство. Учитель как наставник должен прилагать все свои усилия, чтобы на первых парах проработать момент со страхом неудач у обучающегося. Данный этап имеет важное значение, так как мы уже продолжительное время на практике наблюдаем, как у детей, у которых возникают неудачи или проблемы с усвоением материала, пропадает интерес к дальнейшему обучению в музыкальной школе. Поэтому, желание достичь успеха, безусловно, должно доминировать над чувством страха перед неудачей. Для достижения такого результата не нужно грузить ребенка теоретическим материалом и требовать от него заучивания нотного текста, важно чтобы, в первую очередь, он ощущал удовольствие от занятия музыкой. Преподавателю следует прислушиваться к своим ученикам и придерживаться принципа разнообразия и последовательности. Образовательный процесс должен быть последовательным, сперва важно подготовить ученика к работе за инструментом, и далее постепенно наполнять этот процесс интересными упражнениями, адекватными его возрасту и способностям. В итоге мы получим не только заинтересованность, но и мотивированность.
Средний возраст школьника – это следующая ступень, которая отличается переходом к отрочеству. В общем понимании это тот важный возраст, когда происходит некий перелом сознания и в том числе интеллектуального развития ребенка. Происходит становление личностных представлений о мире, все больше проявляется собственное видение мира, процесс умственных операций приобретает большую развитость: он сам формирует различные понятия, в том числе, абстрактные. В данном возрасте активно формируется его духовное «Я». Жизненный опыт и ситуации, приобретенные знания побуждают подростков осмысливать окружающий мир и свое место в нем. В процессе обучения принимают участие две стороны: тот, кого учат, и тот, кто учит. Поэтому нужно учитывать личностные качества обеих сторон. Так как каждый ребенок имеет свой особый внутренний мир и мироощущение, то преподавателю следует в своей работе искать и активно практиковать основные методы психологии в работе с учащимися. В таком возрасте продолжается развитие теоретического мышления. Память в этот период становится произвольной, ребенок начинает более осознанно подходить к запоминанию материала, то есть не просто зазубривает его, а именно преобразовывает учебный материал. Развивается способность к логической памяти. Разучивание произведения должно происходить именно осознанно, ведь кроме самих нот выучивать остальное просто невозможно. После закрепления и отработки технической стороны произведения, работа переходит в более творческую плоскость, когда учащийся сам должен вложить свои понимание, видение материала, ощущения и выбрать наиболее подходящие и яркие музыкальные средства для этого.
Что касается внимания, средний школьный возраст в отличие от младшего школьного возраста характеризуется развитием не только непроизвольного, но и произвольного мышления. Волевые усилия должны способствовать управлению и распределению внимания. Старания ученика особенно важны, в зависимости от того, как он будет заниматься и делать работу дома, будет виден конечный результат на уроках.
Ученик как объект обучения должен оцениваться педагогом как можно более объективно. Однако у каждого учителя имеется некое психологическая установка относительно того или иного ученика, что выражается в определенной предвзятой оценке. В таких случаях преподаватель относиться к ученикам поверхностно и судит лишь по одной черте характера (выделяет либо отрицательные черты, либо только положительные). И безусловно такая однобокая оценка личности становится огромной трудноизменимой проблемой в образовательных отношениях. Поскольку ученик – это личность, он способен активно – сознательно, преднамеренно или неосознанно и непроизвольно – влиять на ход общения и воздействовать тем самым на отношение к нему педагога. Поэтому педагог должен обладать определенной чуткостью, профессионализмом и, конечно же, придерживаться принципу гуманизма и акцентировать внимание на положительных индивидуальных качествах. Работа педагога – не просто научить, а раскрыть своего ученика, его индивидуальность, и выстроить в соответствии с его особенностями траекторию обучения. Музыкальные педагоги склонны подчеркивать и развивать такие стороны, как одаренность, обучаемость, эстрадность, работоспособность, индивидуально – исполнительские качества и самостоятельность в работе, которые существуют как бы независимо от других сторон личности в целом.
В педагогическом процессе учитель, в первую очередь, должен ориентироваться именно на личностные качества учащегося, а для этого необходимо понимать, что из себя представляет ребенок, какой у него характер, темперамент и в дальнейшем отталкиваться от этого в своей работе. Рассмотрим основные типы темпераментов человека и их характерные особенности: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Итак, сангвиник – сильный уравновешенный, живой, легко переключается с одного вида деятельности на другой, легко переживающий трудности. Холерики в основе неуравновешенные, безудержные и подвижные, что говорит о сильном типе нервной системы. Флегматики – инертные, спокойные, сильные и это уравновешенный тип нервной системы. Трудно адаптируется в новых условиях деятельности. Меланхолики – это интроверты и эмоционально-чувствительные личности со слабой нервной системой, которые отличаются сдержанностью, высокой впечатлительностью, ранимостью и стеснительностью. У них чрезвычайно высокая степень чувствительности и они очень зависят от внутренних и внешних обстоятельств, быстрая истощаемость. Зная темперамент человека, можно легко сформулировать индивидуальный подход и мягко влиять на темперамент. Понимая, все эти особенности, учителю становится проще организовать урок и применить грамотно выстроенную тактическую стратегию и проявить свои творческие качества в отношениях с учеником.
Еще одним немаловажным фактором для организованного процесса обучения является стиль педагогического общения. В качестве примера предлагаю классификацию, разработанную советским психологом А.А. Бодалевым которая включает авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский стили. Рассмотрим основные из них.
При авторитарном стиле руководства преподаватель берет все на себя и зачастую проявляет свое превосходство, отодвигая работу ученика на второй план. Он совершенно не считается с мнением воспитанника и в повелительном тоне требует от него выполнение поставленных задач. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Педагоги-автократы склонны недооценивать положительные качества учащихся – самостоятельность, инициативность, самобытность.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанников на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и одновременно уважением, учетом индивидуальности личности. Данный тип характерен для педагогов-профессионалов, ведь он наиболее приемлем для эффективной и слаженной работы с учеником.
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.
Попустительский (конформистский) стиль проявляется в случае, когда педагог устраняется от руководства учащимися и идет на поводу их желаний, не вмешивается в их жизнь, вопросы просматривает формально. Этот стиль ведет к формированию панибратских отношений или к отчуждению. В этом случае обе стороны ведет себя пассивно по отношению друг к другу, работа не дает каких-либо существенных результатов, все остается на инертном уровне.
Довольно много учеников с изначально хорошими данными, но лишенные инициативы, не проявляющие никакого интереса и желания. Они, как правило, следуют инструкциям учителя, точно и грамотно передают техническую сторону произведения, но в их исполнении совершенно не чувствуется «отношения».
Само воздействие педагога на ученика осуществляется в процессе общения. Б. Д. Парыгин выделяет следующие три структурных компонента общения:
1. психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;
2. обмен информацией посредством вербального и невербального общения;
3. взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.
Подлинное взаимодействие музыканта – педагога и ученика начинается тогда, когда основным средством и целью общения оказывается музыка. Музыка – это тот эмоциональный поток, наполненный огромным количеством звуков, соединенных воедино, оказывающий огромное воздействие на учащихся, а именно на их мысли и чувства, что в свою очередь благоприятно сказывается на их взаимопонимании.
Важнейшим психологическим качеством музыкального педагога в сфере общения является также умение слушать исполнение ученика. Оно заключается во внимательном, одновременно пристрастном и объективном, критическом и сопереживающем слушании, когда педагог как бы играет вместе с учеником. Также очень сближает – ансамблевая игра учителя и ученика. Ученик, вдохновленный умением и мастерством учителя, играет уверенно с удовольствием, он начинает слышать характер, образность произведение. Особенно это действенно с учениками спокойного, безынициативного характера. Играя в паре, учитель может привить некую культуру осознанной игры на инструменте даже самому «слабому» ученику. Роль учителя в ансамбле – это опора для своего воспитанника, это помощь, которая позволяет ученику почувствовать себя более раскрепощенно и раскованно. Также, это возможность привить ученику чувство ответственности, ведь в ансамбле оба субъекта имеют равнозначное положение, и никто из них в данном случае не имеет право на ошибку. Требовательное и доброжелательное вслушивание, без попутных замечаний и перерывов необходимо и исполнителю: оно повышает его ответственность, дает возможность услышать себя с большей самокритичностью.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, взаимодействие педагога и ученика – это целая система продолжительной и последовательной работы, которая демонстрирует профессиональные качества преподавателя как наставника и раскрытый потенциал его воспитанника. Также музыкальное обучение и воспитание должно происходить в форме творческого общения. Такая форма предполагает активное участие обоих субъектов образовательного процесса (учитель-ученик). Но для того, чтобы обнаружить эту целостную взаимосвязь преподаватель как наставник должен понимать своего ученика, знать его индивидуальные особенности, возрастные особенности, его потенциал, характер и темперамент. Он должен «читать» его как книгу, и главное, понимать цель их совместной работы. Ведь не каждый ученик обладает необходимым талантом для продолжения музыкальной деятельности в более профессиональном образовательном учреждении и не каждый стремится становится профессиональным музыкантом, соответственно и потребности у всех разные. Но понимая это, у учителя должно оставаться совершенно одинаковое и объективное отношение ко всем детям. В своей работе я упомянула стили руководства, которые используют преподаватели во взаимодействии с учениками, и опять-таки, говоря о стиле взаимодействия, необходимо понимать его психологию, предвидеть реакцию и поведение. Творчество – это то, что должно сопровождать красной нитью весь процесс обучения, главная задача – творческое развитие личности. Эта мысль настойчиво проводится А. И. Ямпольским. «В процессе подготовки зачастую проходят мимо нашего внимания отдельные яркие моменты в исполнении ученика, проблески творческой индивидуальности…. Слушая десятки раз одно и то же произведение в мало чем отличающемся традиционном исполнении, мы часто не замечаем этих проблесков, поскольку всякое отступление от обычной нормы производит на нас впечатление чего – то странного, нелогичного. Однако, именно к таким, малейшим проблескам индивидуального творчества в исполнении ученика следует особенно внимательно прислушиваться и «ловить» их. Педагог – это наставник, который способен разглядеть те самые маленькие проблески творчества в каждом ребенке и помочь ему сориентироваться в том, как он может реализовать себя в жизни, используя свои природные (генетические) способности.
Список использованной литературы
1. Фалей, М.В. Педагогическое общение: учебное пособие/ М.В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.
2. Константинова, С.И. Психологические аспекты музыкального воспитания школьников: монография/ С.И. Константинова, С.В. Гани. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 76 с.
3.https://konspekteka.ru/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodejstvija-pedagoga-i-uchenika-v-klasse-specialnosti/
4.https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-mezhdu-pedagogom-i-uchaschimsya-na-urokah-dshi-1201495.html