Гущина Татьяна Анатольевна,
Майорова Елена Сергеевна
воспитатель,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» Кировского района
г. Казани, Республика Татарстан
Цель: Воспитание нравственной культуры через создание и соблюдение семейных традиций.
Задачи:
- Дать представление родителям и детям о важности семейных традиций в развитии и воспитании ребенка.
- Познакомить участников круглого стола с традициями, которые существуют в разных семьях.
- Заинтересовать родителей и детей в создании групповых традиций.
- Воспитывать желание совместно и дружно трудиться при изготовлении сувениров.
Предварительная работа:
– Анкетирование Приложение № 1
– Организация выставки «Наши традиции»
– изготовление из соленого теста сувениров с детьми группы
Оборудование:
– мультимедийная установка для показа слайдов;
– краски, кисточки, баночки для воды;
– жестяная банка большая;
– магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок;
– мяч.
Ход мероприятия:
Просмотр презентации, в которой размещены фотографии из жизни детей группы «Мы как солнца лучики – детишки неразлучники»
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестёр
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
(Ю. Энтин)
Воспитатель : Уважаемые гости! Давайте вместе с вами поиграем в игру «Угадай». В жестяную банку заранее кладется предмет.
Сейчас я, одному из Вас и вашему ребенку, покажу, что лежит в этой банке, и вы станете ведущим, а задача остальных наших гостей, отгадать, что находится в ней, только с помощью наводящих вопросов, на которые ведущий может ответить только – да, нет.
( В банку по очереди помещают магнит с изображением города, пасхальное яйцо, новогодний носок).
Проблемная ситуация: «Для чего нужны все эти предметы?»
Воспитатель: Как Вы думаете, дорогие гости, как можно связать эти предметы между собой? Что их может объединить?
Ответы гостей.
В каждой семье существуют различные традиции. Семейные традиции – это обычаи или ритуалы, которые мы соблюдаем из года в год. В каждой семье они свои, кто-то привык собираться за ужином каждый вечер и рассказывать о прошедшем дне, у кого – то летний отпуск, проводят всей семьей, кто то празднует Новый год, уезжая к родственникам, которые живут в другом городе, а кто-то выезжает на природу с первыми лучиками солнца.
Воспитатель: «Какие традиции существуют в вашей семье?» (обмен опытом). Рассказывает о традиции тот, кто подготовил экспонаты для выставки.
Цель: познакомить родителей и детей с разновидностями семейных традиций.
Выступление родителей с детьми.
Воспитатель: Вот мы и узнали разные традиции, которые существуют в семьях. Некоторые традиции очень важны для вас, так как передаются из поколения в поколение. Давайте попробуем сказать друг другу приятные слова, которые так важно слышать нашим близким в ответ, на то, что они делают для нас. Упражнение называется «Слова благодарности». Прошу Вас сделать 2 круга, один круг делают дети, а вокруг них встают родители. Вы – родители, бросая мяч своему ребенку, говорит приятные, ласковые слова, а Вы дети, бросаете мяч в ответ с приятными словами какая у Вас мама хорошая, или какой папа сильный и отважный.
Цель: показать родителям и детям, что чувства и слова благодарности за семейные традиции очень важны для их близких.
Спасибо за участие дорогие гости и ребята, вот мы и узнали, как важно слышать приятные слова друг от друга.
Воспитатель:
Мы с ребятами подготовили небольшие сюрпризы для Вас родители, предлагаю Вам вместе со своим ребенком раскрасить их в память о сегодняшнем дне. Мы подготовили слепок руки вашего ребенка, приготовленный из соленого теста. Это не только научит Ваших детей делать подарки своими руками, но и будет способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитатель: Наша группа это большая семья, посмотрите как мы дружно и весело раскрашивали сувениры. Может кто – то придя сегодня домой захочет создать свою традицию, или вспомнить традиции своих родителей и продолжить их. Может и мы, придумаем традиции нашей большой семьи?
Традиции нашей группы:
1) День рождения детей по месяцам;
2) «Выходной, выходной с папой, мамой и сестрой» – рассказы детей о прошедших выходных, что нового и интересного они узнали.
3) День рождение группы – первый понедельник октября;
4) Чай питье в конце учебного года- обсуждение наших достижений;
5) День матери- поздравления для мам;
6) День пап – 23 февраля – поздравления для пап;
7) День бабушек и дедушек- изготовление сувениров из соленого теста для бабушек и дедушек;
8) «Украсим елку сами» украшение елочки в группе;
9) «Осень Золотая» – изготовление коллективной экибаны.
Обратная связь:
Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.
Родители пишут свои пожелания и впечатления о проведенном вечере на лучиках солнца.
Раздача буклетов ( Приложение № 2).
Раздаю буклеты с информацией о том, какие бывают семейные традиции
Приложение №1
Анкета для родителей
Тема: «Ценности и традиции нашей семьи».
Подчеркните вариант ответа, который наиболее полно дает ответ на поставленный вопрос. Возможно несколько вариантов ответа.
1. ФИО родителя ____________________________________________________________
2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?
– Да
– Частично, мы собираем информацию о нем
– Нет, но мы планируем его создать.
– Нет.
3. Есть ли в Вашей семье:
– «Семейные легенды»
– «Семейные заповеди»
– «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей семейного рода и традиций, коллекция семейных достижений и т.д.)
– Другое:
4. Какие традиции существуют в Вашей семье:
– Традиции, связанные с праздниками
– «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.)
– Традиции «Выходного дня»
– Традиции, связанные с достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.)
– Кулинарные традиции
– Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.)
– Другое:
5. Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?
– Они закреплены обществом (традиционные)
– Они переходят в нашей семье от поколения к поколению
– Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи
– Они появились сами собой
– Другое:_______________________________________________________
6. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?
– Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться
– Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.
– Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь
– Другое: _____________________________________________
7. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?
– Да;
– Нет;
– Другое: _____________________________________________
Приложение №2
Семейные ценности и традиции.
Для начала вспомним что такое «семья» и «семейные традиции». «Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью
«Семейные традиции – это обычно принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение», это те привычные стандарты, которые с собой понесет ребенок в будущую свою семью, будет передавать своим детям.
Семейные традиции, что они дают человеку?
Для взрослого – семейные традиции сближают, укрепляют чувства, дают ощущение единства с родственниками, те моменты, когда проводишь время со своими близкими приятные, можно расслабиться, быть самим собой, и просто радоваться жизнью.
Для детей же семейные традиции способствуют гармоничному развитию, проявлению положительных эмоций, они чувствуют защищенность и стабильность в семье, происходит сплочение членов семьи и гордость за свою семью, в памяти ребенка остаются неповторимые детские воспоминания. Так же именно в семье у детей формируется отношение к окружающему миру, к жизненным ценностям, к нормам поведения.
Несколько советов для родителей:
– лучше начинать формирование традиций тогда, когда маленькие дети
– в реализации традиций должны быть задействованы все члены семьи
– между членами семьи закрепить обязанности
– если в семье появилась традиция какая-нибудь, то будьте регулярны её исполнять
– пусть традиции будут не надуманные и простыми.
Семейных традиций, которые наверняка есть в вашей семье. Какие бывают семейные традиции?
- Празднование нового года или других совместных праздников, благодаря которым дети и взрослые получают много положительных эмоций, хорошее настроение, общение с близкими, эта традиция, одна из теплых и веселых.
- На выходных прогулки в парке или в лесу, поход в театр или кино, эти события делают жизнь насыщенной и яркой.
- Чтение на ночь книг.
- В теплое время года выезд на природу, устроить пикник.
- Совместное чаепитие (например, вечером, когда собирается вся семья за столом не только принимать пищу, но и делится своими впечатлениями за день и т.п.)
- Приготовление на выходных блюд, которые любит вся семья.
- Поиграть всей семьей в настольные игры, так же игры являются развивающими, и налаживание доверительных отношений между родителем и ребенком.
- Уборка всей семье, где распределены домашние обязанности между членами семьи.
- Наряжать совместно ёлку.
- Просмотр фильмов или передач и много другое.
Традиций много, их можно перечислять и дальше, но главное в наше время сохранять эти традиции, передать опыт своим детям, ведь традиции объединяют всех членов семьи и укрепляют семью.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте…
Берегите друг друга
Без притворства и лести.
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе!
О. Высотская
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
И ТРАДИЦИИ
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
М. Лангер