Степанов Вячеслав Александрович
учитель биологии, химии
МБОУ «Киятская СОШ Буинского МР РТ»
с. Кият, Республика Татарстан
Тема урока «Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Экологические факторы»
Цель урока: формирование понятий «биогеоценоз», «экосистема», «экологические факторы».
Задачи:
- знать характеристику биогеоценоза и экосистемы,
- развивать умение работать с текстом учебника, словаря,
- уметь решать задачи на функциональную грамотность,
- продолжить формирование знаний о единстве всего живого на Земле.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки для каждого ученика, глобус, раздаточный материал
Урок открытия новых знаний, который включает в себя этапы: повторение, изучение нового материала, закрепление знаний.
Ученик должен
1. знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «абиотические, биотические и антропогенные факторы»;
2. уметь использовать полученные знания для объяснения структуры биогеоценоза, сравнивать естественные сообщества между собой.
Образовательные технологии:
Технологии проблемного обучения.
Технология сотрудничества (работа в парах, в группах, беседа, коллективный вывод, подведение итогов в группах).
Технология коммуникативного обучения (умение учащихся выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II. Повторение изученного материала
Слайд 1
Учитель Закройте глаза, прослушайте запись и постарайтесь представить услышанное.
Играет 1 собранный аудиофайл. Что объединят все эти звуки? Дети должны выйти на понятие уровни организации живой материи (если не получается , попробуйте расставить услышанные вами звуки в порядке усложнения строения (Сердце – сверчок – лягушка – пение птиц – падающее дерево
Учитель: Зачем нужно знать и изучать уровни организации живой материи
Вывод Они нужны для того, чтобы ты мог определить, к чему относится та или иная клетка/организм и тд
Слайд 2
Учитель (парная работа) Чтобы закрепить свои знания, мы с Вами поработаем на сайте Лёнинг Апс, Первый вариант выполнят те кто сидит справа, а второй вариант те кто слева, один ученик из пары отвечает, а второй записывает уровни организации живой материи по порядку.
Вывод (формируют учащиеся) Что существуют различные уровни организации и самым высоким пока мы считаем биоценотический.
III. Формулирование темы и цели урока
Слайд 3
Учитель: Решите кроссенс Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» Слайд 4
Слайд 5 Перед вами два термина Биоценоз и Биогеоценоз. Сравните их. Чем они отличаются?
Дети: Биоценоз — группы растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые населяют один ареал (участок суши или водоёма), говорят, что отличаются словом ГЕО (частью слова), это земля, окружающая среда, факторы среды. Слайд 6
Учитель; Вы можете предположить из какого языка пришел термин биогеоценоз? Слайд 7
Учитель: Попробуйте дать определение, что такое биогеоценоз. (если ученики затрудняются, то сделать акцент на слово ГЕО). Давайте найдем определение в учебнике и биологическом словаре и один зачитает его
Учитель: Мы можем с Вами предположить, что тема сегодняшнего урока …..
Дети: «Биогеоценоз». Слайд 8
Слайд 9 Термин Биогеоценоз ввел русский ученый Владимир Николаевич Сукачев в 1942 году
Учитель: Мы определили тему урока, а какую цель мы поставим с вами? Чем мы будем сегодня заниматься?
Ответ учащихся
Учитель: формирование понятий «биогеоценоз», «экосистема», «экологические факторы». Слайд 10
IV. Открытие новых знаний
Учитель: Мысленно переместитесь а пределы города, какие биогеоценозы мы видим на улице?
Дети – парк, сад, огород, поле пшеницы, луг река. Назовите самый крупный биогеоценоз и почему Вы так считаете
Дети: Биосфера Слайд 11
Учитель: приведите примеры биогеоценозов, которые мы можем увидеть на глобусе.
Учитель: Как по другому мы можем назвать биогеоценоз. Сейчас мы с Вами познакомимся еще с одним понятием – Экосистема. Это слово в какой то мере является синонимом к слову Биогеоценоз. Слайд 12 Этот термин ввел в 1935 году Артур Тенсли ( британский ботаник, считается одним из первых в мире экологов). И он звучит так: Экосистема (от греч. oikos— жилище и systema — объединение) — это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс
Просто в биологии чаще употребляется термин \биогеоценоз, а в экологии – экосистема
Учитель: Слайд 13 Существуют экосистемы различных размеров (Например: муравейник и степь). Сравните их. Работаем в рабочем листе. Первая группа ищет сходства, вторая группа отличия, каждый ученик должен что то написать
Дети: В муравейнике обитает один вид животных, а в степи их много, муравейник в лесу, в муравейнике нет травы. Муравейники очень полезны и т.д.
Учитель: Какие факторы среды влияют и на муравейник, и на степь?
Дети: Абиотические, биотические, антропогенные. Слайд 14
Учитель: Какой мы с Вами сделаем вывод?
Вывод Все факторы среды влияют на экосистему
Слайд 15 Индивидуальная работа
Учитель: У вас на столах имеется текст Зелёная земля (Тайга), надо из текста выбрать абиотические и биотические факторы среды..
Взаимопроверка ответов Слайд 16
Учитель: Какие вы знаете экосистемы по способу формирования
Дети Естественные и искусственные. Приведите примеры Слайд 17
Слайд 18
Учитель: Перед вами фотография, которой минимум 68 лет. О чем говорит данное фото? Дети, если знают, говорят, что это распашка целины, если не знает, то учитель напоминает, что после Великой Отечественной войны страна ощущала нехватку зерна и Хрущеву предложили распахать целинные земли в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Крым.
Правильно ли принял решение Хрущев, о распашке земель?
Вывод….
Слайд 19
Учитель: Чтобы понять удалось ли Хрущеву стать хлебной державой решите задачу (групповая работа) На экране задача с таймером, у учащихся она на столе
В 1960 году на целинных землях было получено 18,7 млн. т. зерна, в 1965 году – 7,6 млн. т. На сколько процентов сократился сбор пшеницы в 1965 году.
Решение 18,7 – 100%
7,6 – х% х=7,6*100/18,7 х= 41,5%
Учитель: Как вы думаете была ли экономическая и экологическая польза от распашки целины?
Вывод
Дети отвечают, что нет, были разрушены природные экосистемы, исчезли пастбища для скота, много зерна сгнило.
Учитель: Мы видим, во что может превратиться степь после необдуманной обработки земли ( Фото заброшенных земель) Слайд 20
Слайд 21, 22
Учитель: На слайдах представлены фотографии показывающие как изменялись площади Аральского моря, лесов Южной Америке а последние 35 лет. Кто виноват?
ВЫВОД (учащиеся) Человек очень сильно влияет на природные экосистемы и его необдуманные шаги разрушают экосистемы.
V. Закрепление
Слайд 23
Учитель: Через ссылку заходим в QUZIZZ. (индивидуальная работа)
VI. Рефлексия
Учитель: Когда я готовился к уроку мне попалась фраза венгерского физиолога лауреата Нобелевской премии Альберта Сент –Дьёрдьи: «В сущности, не так уж велика разница между травой и тем, кто её косит»
Учитель Ваше мнение, о чем говорит ученый?
Вывод: Любой организм, и человек, и трава имеют одинаковое строение и связаны между собой и окружающей средой.
Помогает учитель , еще раз что такое биогеоценоз – это совокупность живых организмов с окружающей средой, и человек очень сильно влияет на него .
Стоит сделать акцент на то, что дети поняли, что такое биогеоценоз. Возможно еще раз обратить внимание на антропогенные факторы.
Учитель: Домашнее задание у вас будет необычное, но сначала посмотрите ролик который сделали мои ученики. Показ ролика. На ролике показаны отрицательные воздействия человека на природу, я же вам предлагаю сделать ролик с положительными примерами.
VII. Домашнее задание
Учитель Лист самооценки. Посчитайте свои баллы и поднимите руку кто получил ср. оценку 5, затем 4. Урок окончен всем Спасибо.