Шакирова Наталья Сергеевна,
Зарипова Нурсина Мингалиевна
учитель-логопед,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №15»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
с элементами мастер-класса
Пояснительная записка
Известный факт о том, что опыт, который ребенок получает в процессе социализации, непосредственно связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание использованию в педагогической практике здоровьесберегающих технологий.
Актуальность данной темы заключается в том , что используя систематически комплекс нейропсихологических упражнений на занятиях с детьми позволяют улучшать межполушарное взаимодействие и работу вестибулярной системы. И пока мы тренируемся с детьми, в наш мозг активно поступает кислород. Скорость мыслительных процессов увеличивается, кроме того синхронизация работы полушарий мозга способствует улучшению запоминания активно концентрирует внимание у ребенка позволяет ему быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Цель: подготовка ребенка к школьному обучению путем развития межполушарного взаимодействия0 через движение.
Задачи :
– развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом
– осознание своего тела через движение
– организация синхронной работы правого и левого полушария
-развитие мелкой и крупной моторики
Один ребёнок к году может рассказывать стихи, а к пяти годам читать без запинки. Другой же с трудом усваивает чтение по слогам в школе. Одни могут похвастаться абсолютной грамотностью, другие – проштудировав десятки учебников, ошибаются в каждой строчке. И с таким сталкиваются не только ребята с каким-либо диагнозом, но и абсолютно здоровые детишки. Один из вариантов решения проблемы – нейропсихологические игры. Что это, чем они полезны для ребёнка и какие виды упражнений есть, рассказываем сегодня на нашем мастер-классе.
слайд 2 Игра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому мы говорим о нейропсихологических играх, как одном из способов коррекции дисфункций у детей.
Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребёнка? Нейропсихология – наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С помощью неё мы понимаем, как работает наше внимание, память, ориентация в пространстве, восприятие окружающего мира и другое. Так нейропсихологи определяют, в каком возрасте, какой уровень развития является нормой. Отстаёт ли малыш от сверстников, есть ли у него трудности в обучении или нет.
слайд 3 Нейропсихологические игры не заменяют полноценное обучение, а помогают и корректируют небольшие нарушения у детей. Кому особенно полезны нейропсихологические игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, а также тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением в школе. Они будут полезны и тревожным детям, которые боятся ошибок. Стоит обратить внимание и на тех ребят, которые порой чересчур импульсивно реагируют на что-то или, напротив, слишком медлительны. «Я учил, но уже забыл», «Перепутал», «Не заметил», «Мне сложно представить» и так далее – всё это корректируется нейропсихологическими играми.
Что они развивают:
- Память.
- Внимание.
- Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
- Логику.
- Умение делать прогнозы.
- Умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах
Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.
Слайд 4 Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет – у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. И чем раньше начать работу над развитием межполушарных связей, тем эффективнее, лучше будет результат. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.
Слайд 5 Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Слайд 6 Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует.
Слайд 7 С целью повышения результативности коррекционно-логопедического воздействия на детей с ОВЗ в своей работе мы применяем нейропсихологические игры и упражнения (нейро игры).
Нейропсихологические игры и упражнения (нейро игры) – это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. В результате применения этих игр наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (автоматизация, дифференциация звуков, навыки звукового анализа, повышается уровень интеллектуального развития, внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика.
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.
Для начала мы предлагаем вам выполнить музыкальную артикуляционную гимнастику с использованием нейропсихологических упражнений. Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Они, подчас, даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его мы используем различные игровые приемы. Сегодня это будет гимнастика с музыкальным сопровождением.
Музыкальный репертуар можно использовать разный (детские песенки, современные мелодии).
Слайд 8 (музыкальная артикуляционная гимнастика «Весёлая зарядка» Константин Бусыгин)
Слайд 9 Далее мы предлагаем вам обзор нескольких простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
- «Ухо – нос» (автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках). Развитие межполушарного взаимодействия, мыслительной деятельности, самоконтроля.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
Слайд 10
- «Колечки» (автоматизация звука в обратных слогах). Развитие межполушарного взаимодействия.
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
Слайд 11
- «Лягушка» (автоматизация, дифференциация звуков).
Развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля).
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Слайд 12
- «Симметричные рисунки или двуручное рисование»
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.
Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).
Слайд 13
- «Разноцветные камешки» (помпоны)
Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку (баночку). Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.
Слайд 14
- Работа с ритмами.
Прохлопывание ритмов по образцу.
Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.
Очень полезно для развития внимания и памяти. Можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ. Можно ориентироваться на зрительные схемы, можно работать на слух (взрослый называет слова, ребёнок показывает последовательность движений).
Сейчас мы предлагаем поиграть в игру «Держи ритм»
Слайд 15 (музыкальная игра «Держи ритм» в сопровождении японской песенки «Кукушка»)
Систематическое использование нейропсихологических игр и упражнений оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.
3.Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3.