Эльмира Дамировна Минуллина
воспитатель
МБДОУ №68 «Василёк»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: Закрепление знаний детей по пройденному материалу по ФЭМП.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить прямой счёт в пределах 20, знание цифр в пределах 20, обозначать количество предметов цифрой.
2. Закрепить навыки при сравнении предметов по величине: ширине, высоте.
3. Закрепить умение отсчитывать заданное количество предметов по числу, сравнивать предметы, множества, закреплять способы уравнивания двух групп предметов.
4. Уточнить знания времён года, частей суток, уточнить знания дней недели, месяцев; развивать логическое мышление, внимание.
5. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал) геометрические тела: шар, куб.
6. Упражнять в ориентировки на доске; закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.
7. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, память.
2.Развивать активный словарный запас.
Воспитательные:
1. Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
2. Воспитывать интерес к занятиям математикой.
3. Формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Словарная работа: осень, зима, весна, лето; утро, день, вечер, ночь, сутки; слова – определения положения предметов (по середине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.); узкий –широкий; высокий – низкий, слева – справа, дни недели, месяцы.
Образовательная область: познавательное развитие.
Предварительная работа: проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 20-ти по образцу и названному числу, по сравнению предметов по длине, ширине, даны знания о геометрических фигурах и о геометрических телах, о названиях дней недели, месяцах.
Демонстрационный материал: карточки с цифрами до 20ти; набор геометрических фигур, геометрические тела: куб и шар; 11 заданий; картинки с Карабасом Барабасом, очага; широкая, узкая дорожка, Артемон, черепаха Тортила; высокое, низкое дерево, солнышко, облако; игрушка Буратино, сундук с раскрасками для детей; волшебный мешочек; картинка золотого ключика, магнитная доска для определения положения предметов в пространстве.
Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, по 5 красных кругов и 5 зеленых квадратов на каждого ребенка, листочки с заданием, простые карандаши, стерки.
Структура занятия: 30 минут.
- Вводная часть. Приветствие – 2 минуты.
- Основная часть – 25 минут.
- Заключительная часть. Подведение итогов. -3 минуты.
Ход занятия:
- Вводная часть. Под музыку «В каждом маленьком ребенке» дети заходят в группу, встают в круг.
- Воспитатель:
Ты – мой друг, и я твой друг,
Как прекрасен мир вокруг!
Мы друг другу улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся! («Улыбака» – приветствие).
Воспитатель: Доброе утро, ребята. К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Сегодня в этот прекрасный, солнечный день хочу вас пригласить в сказку. Отгадайте загадку про главного героя, и вы узнаете, в какую сказку мы отправимся.
«Это что за странный Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный… Кто же это?» (Буратино)
Воспитатель: Ну, конечно же, это Буратино! А как называется сказка?
Ребята: «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Воспитатель: А кто написал эту сказку?
Ребята: Алексей Толстой.
Воспитатель: Отправляемся в сказку (звучит музыка «Отправляемся в сказку») Жили – были куклы в театре у Карабаса Барабаса, и вот однажды, на их представление, пришел любопытный, деревянный мальчик, с длинным носом и помог освободиться от жестокого и грубого Карабаса Барабаса. С помощью золотого ключика Буратино освободил всех кукол. Но приключилась беда, хитрые Кот Базилио и Лиса Алиса обманом отобрали ключик у Буратино. И теперь нам с вами надо помочь вернуть золотой ключик Буратино и его друзьям. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика. Но чтобы вернуть ключик, нам надо решить несколько математических заданий. На нашем пути будут возникать разные математические препятствия, но я знаю, что мы с ними справимся. Весь учебный год мы с вами занимались, узнали много нового и интересного, и нам не страшны никакие, даже самые сложные задания. В путь. Начинаем.
1. Разминка. На первое задание отвечать нужно быстро и правильно, чтобы не подвести Буратино.
– Какое сейчас время года? (Весна).
– После весны какое время года наступает? (Лето).
– После лета? (осень).
– После осени? (зима)
– После зимы? (весна).
– Какое сейчас время суток? (Утро).
– Утро. А за ним?
– Что следует за днем?
– Вечер. Что делают вечером дети? А что за ним?
– Ночь. А за нею?
(Ответы детей).
– Как можно назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (сутки).
– Сколько пальцев на одной руке?
– Сколько пальцев на двух руках?
– Сколько солнышек на небе?
– Сколько солнышек на небе ночью?
– Сколько дней в неделе?
– Какое сегодня число?
– Сегодня какой день недели?
– Сколько всего месяцев в году?
– С какого месяца начинается год? С каким месяцем год заканчивается? Перечислите пожалуйста все месяцы года?
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первый фрагмент ключа. (выкладываю на доске).
2. Смотрите, а вот и второе задание. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Волшебный мешочек» (несколько детей). Дети по одному достают из мешочка геометрические фигуры и геометрические тела (называют цвет).
– Чем отличается круг от шара?
– Чем отличается квадрат от куба?
– Куб и шар это что? (геометрическое тела).
– Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот следующая часть золотого ключика.
3. Физкультминутка «Буги –вуги». Для этого ребята встаем рядом своими стульчиками. (Под песню «Буги – вуги» проводится физкультминутка). Молодцы, ребята.
4. «Игровые упражнения»
(сравнение предметов по разным величинам)
На картинке изображены две дорожки (узкая и широкая, Карабас Барабас, Черепаха – Тортила, полянка, на полянке изображены 2 дерева – разной высоты, солнышко, облако)
– посмотрите и скажите, что делают Карабас Барабас и черепаха Тортила? (идут по дорожкам)
– по какой дорожке идет Карабас Барабас? (по узкой).
– по какой дорожке идет Черепаха? (по широкой).
– как вы думаете, кто из них доберется до поляны первым?
– почему? (черепаха ползает медленно, а Карабас Барабас идет быстро).
– кто выше? Карабас Барабас или черепаха Тортила?
– посмотрите на поляне растут деревья, что мы можем сказать о их величине? (ответы детей).
Ответы: разные по высоте, а еще чем?
– у высокого дерева ствол – толстый, а у низкого дерева ствол – тонкий
– а где нарисовано солнышко – над деревом.
– а что выше солнышко или облако?
– а как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? (день)
– почему вы так думаете?
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. За это мы получаем часть ключика. (выкладываю на доске).
5. Счёт в пределах 20, порядковый счёт, обратный счёт.
Дидактическая игра – «Назови соседей» – закрепление названий цифр и порядковый счёт и обратный счёт (Ведущий называет цифру, а ребёнок находит «соседей» этого числа).
Воспитатель: Молодцы ребята. Получаем след. часть ключика.
6. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (ребята садятся).
7. А сейчас отгадайте математическую задачу.
Воспитатель: Буратино и Мальвина собирали грибы. Буратино нашел 5 грибов, а Мальвина 6. Сколько всего грибов собрали Буратино и Мальвина? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Получаем ещё одну часть ключика (выкладываю на доске).
Воспитатель: Ребята, садимся за столы.
8. Работа с раздаточным материалом. Множества. Ребята садитесь за столы.
– Сейчас мы с вами будем работать с карточками. Давайте вспомним, как мы выкладываем карточки на полоске? (слева – направо).
– Покажите мне правую руку, левую.
– Выложите на верхнюю полоску 4 круга. Сколько всего на верхней полоске кругов? (Ответы детей).
– На нижнюю полоску выложите 3 квадрата.
– Сколько всего ребят квадратов на нижней полоске? (3)
– Ребят чего больше кругов или квадратов? Ребята, что нужно сделать чтобы квадратов и кругов было одинаковое количество? (Ответы детей). Молодцы, и с этим заданием справились. И мы получаем следующую часть ключика (выкладываю на доске).
9. Ориентировка в пространстве. На доске выложены картинки с героями из сказки про Буратино.
Вопросы к детям:
– Где расположен Буратино? (посередине).
– Где расположен Папа Карло? (в правом верхнем углу).
– Где расположен Карабас Барабас? (в нижнем правом углу).
– Где находиться Мальвина? (в левом верхнем углу).
– Где находиться Пьеро? (в левом нижнем углу).
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Получаем еще одну часть ключика.
10. Задание называется «Волшебные клеточки». Сядьте за столы. Прежде, чем мы начнём рисовать по клеточкам, давайте разомнём наши пальчики, чтобы они нас слушались. Пальчиковая гимнастика. «Школа».
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду. (Руки в замок) Научусь, читать, считать, (Загибают по одному пальчику) быстро бегать и писать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальцем правой руки). Положите перед собой листочки в клетку. Возьмите карандаш, поставьте его на красную точку, выполняем графический диктант. Нарисуйте: 6 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх. Воспитатель. Все справились? Что у нас получилось? Дети хором. «Золотой Ключик!».
Воспитатель: Молодцы ребята, получаете последнюю часть золотого ключика.
Воспитатель:
– Ребята, а что открыл Буратино золотым ключиком? (дверь).
– Да, правильно, Буратино открыл ключом волшебную дверь.
– А где находилась эта дверь. (в коморке Папы Карло, за нарисованным очагом).
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Ребята, мы получили последнюю часть ключика. Накрываю платком (выложенный детьми ключик, произносим вместе с детьми волшебные слова). Ключик становится цельным.
– А давайте мы откроем золотым ключиком – волшебный замок. Ребята, давайте превратимся в маленьких волшебников, и прочитаем волшебные слова: «Крекс –пекс – фекс». (Звучит музыка «Открытие сундука»).
(За очагом стоит сундук с раскрасками).
Подведение итогов.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось путешествие? Кому мы помогали? Что было трудным? Ребята, на этом наше занятие закончилось. Попрощаемся с нашими гостями.
(Звучит музыка из к/ф «Приключения Буратино» – песня Буратино).