Давлетшина Резеда Наиловна
воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад №114 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
Республика Татарстан
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачева)
Что же такое семья для ребенка? Семья – это место его рождения и основная среда его обитания. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, таких как: умение любить, ценить близких, относиться с ответственностью, заботиться и уважать друг друга. Семья для ребенка так же является и источником общественного опыта, именно в семье он находит примеры для подражания. Но для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие «всего мира» : детского сада, семьи, общественности.
Системы дошкольного образования, обусловлена необходимостью активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. На сегодняшний день очень важно участья родителей в жизни своих детей и приоритетное право родителей на их развитие.
Какие же семейные ценности важны и необходимы для всестороннего развития ребенка? Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, подарки, интересные увлечения. В каждой ли семье сегодня можно встретить все эти семейные ценности?
А.С. Макаренко говорил: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Но детский сад не может заменить то, что ребёнок получает, формируясь, как личность от родителей. Садик может целенаправить ребёнка, обогатить его положительные качества, включить их в систему своей воспитательной деятельности. И вот новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
И именно на этом этапе возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства «семья + детский сад».
Одной из основных форм работы являются родительские собрания. Мы ушли от традиционного чтения докладов, и стараемся все пропускать через чувства родителей. Мы с ними вспоминаем, что же их больше всего радовало в детстве? Получая ответы и мысли от родителей, мы совместно реализуем их для детей.
Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Организация проектов проводится в ДОО на постоянной основе. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. В ходе реализации проектов, родители совместно с детьми участвуют в конкурсах, показывают мастер классы. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле. По опыту работы мы сделали вывод, что ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. У нас были реализованы такие проекты как: «Моя семья», «Мое генеалогическое дерево», «Безопасная дорога от дома до детского сада», «Кем я хочу стать» и многое другое..
В основе взаимодействия с дошкольном образовательным учреждении и родителей лежит такой день, как день открытых дверей. Проведение таких необычных дней в ДОУ даёт возможность родителям «прожить» день в детском саду; познакомиться с деятельностью специалистов; пройти по всем его помещениям. Эта форма работы в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. Этот день родителям даёт возможность увидеть своего ребёнка со стороны: как он общается со своими сверстниками, как взаимодействует с педагогом, как ребенок занимается и отдыхает, насколько он хорошо «впитывает» полученную информацию.
В день открытых дверей наши родители имеют возможность свободно посетить наш детский сад; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует такая форма работы, как «Гость группы». Родители беседовали с детьми о своих профессиях, проводили мастер-классы, играли в игры. В течение учебного года гостями детского сада стали пожарный, инспектор ГИБДД, повар-кондитер итд…
Так же важным направлением является досуговые формы организации общения. К данному направлению относятся приглашение родителей на праздники, утренники, совместные утренние зарядки, спортивные развлечения, где родители с радостью могут сыграть персонажей, проявить свою фантазию, выступать вместе с детьми. Досуговые формы организации общения устанавливают неформальные отношения между педагогами и с семьёй воспитанника.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй ребёнка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада показывает родителям, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка, дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.
Список литературы:
- Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94
2) Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. – М.: “Учитель”, 2010. – 111 с.
3) Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: “Просвещение”, 2010. – 207 с.
4) Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: “Белый Ветер”, 2011.
5) Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: “Академия”, 2012. – 576 с.