Гимаева Ания Сальмановна
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ “Тюлячинская средняя общеобразовательная школа”
Тюлячинского района Республики Татарстан
с. Тюлячи
Использование кейс-технологии на уроках английского языка в 11 классе при изучении темы «Free Time and Travelling» на основе УМК «Spotlight-11» (авторы Virginia Evans, Jenny Dooley, Bob Obee, Olga Afanasyeva, Irina Mikheeva.
В условиях реализации государственных образовательных стандартов приоритетной задачей учителей английского языка стало формирование общих и профессиональных компетенций учеников через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. Исходя из этого, мною была выбрана кейс-технология как наиболее соответствующая поставленной цели. Особенности кейс-метода позволяют научить детей применять приобретенные знания и навыки для решения различных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей .
Данный метод является комплексным, поскольку включает в себя все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У детей появляется реальная возможность общения на английском языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.
Разумеется, использование кейс-метода предваряет кропотливая работа по сбору и формированию информационного и раздаточного материала.
После устной речевой практики, введения и закрепления новых лексических единиц при изучении темы «Свободное время. Путешествия» в 11 классе начинается рабочий этап. Применение кейс-технологии при закреплении изученного материала преследует несколько взаимодополняющих целей: совершенствование коммуникативной , лингвистической и социокультурной компетенций.
Сначала я знакомлю учеников с содержанием кейса. В данном случае это виды и возможности путешествий, анализ того, как лучше путешествовать – одному или в группе, например, с семьей. Этот этап работы над проблемной ситуацией представляет собой анализ, диагностику проблемы, поиск путей ее решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими учениками или преподавателем. Это коллективный поиск путей решения проблемы. Учащиеся высказывают свои мнения, спорят, привлекают дополнительный материал, статистические данные и так далее.
Кейс « Holidays: with family, friends or alone?»
Название кейса |
Holidays: with family, friends or alone? (Каникулы: c родителями, друзьями или одному?). |
Предмет |
Английский язык |
Класс, время |
11 класс, 2 часа. |
УМК |
Английский язык, Spotlight, 11 класс. Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Боб Оби, Ольга Афанасьева, Ирина Михеева |
Тема |
Free time and travelling, module 8, lessons1-10 (Свободное время и путешествия, модуль 8, уроки 1-10) |
Вид кейса |
Исследовательский |
Тип кейса |
Кресельный, структурированный, полный |
Источник(и) кейса |
Статья из Интернета, УМК, жизненная ситуация |
Метод представления кейса |
Метод ситуативного анализа |
Цели, педагогические задачи |
Цель: развитие иноязычной коммуникативной компетенции по теме «Свободное время и путешествия», развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, формирование критического мышления на основе анализа преимуществ и недостатков разных видов организации отдыха.Задачи:
|
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа. |
Планируемые педагогические результаты |
– формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения исследовательских задач;– освоение новых лексических единиц по теме «Свободное время и путешествия»; – развитие умения анализировать изучаемый материал, сопоставлять, обобщать, делать выводы; – развитие мотивации к осознанному подходу в организации собственного отдыха. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
Вербальная взаимооценка, оценка учителем (критериальное). |
Методическое обеспечение |
|
Содержание и объем кейса
- Английский язык. Учебник SpotLight, 11. Авторы: Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Боб Оби, Ольга Афанасьева, Ирина Михеева
- Ментальная карта: Holidays (Каникулы). Приложение 1.
- Статья «Is it better to go on holiday with family, friends, or alone?» («Как лучше провести каникулы: с семьей, друзьями или одному?») https://learnenglishteens.britishcouncil.org/magazine/life-around-world/it-better-go-holiday-family-friends-or-alone Приложение 2.
- Таблица: Сравнительный анализ преимуществ и недостатков разных видов отдыха. Приложение 3.
- QR-коды для проверки правильности заполнения таблицы. Приложение 4.
- Таблица для собственных идей по теме. Приложение 5.
Объем кейса составляет 7 печатных листов шрифтом Times New Roman кеглем 14.
- Возможные приемы решения кейса
- Мозговой штурм
Обоснование: оперативный прием решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Может быть использован в качестве речевой зарядки, а также на этапе групповой работы при обсуждении вариантов решения кейса.
- Дискуссия
Обоснование: данный метод стимулирует инициативность учащихся, развивает рефлексивное мышление. В ходе дискуссии формулируется новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. В данном кейсе дискуссия призвана активировать языковую деятельность учащихся при аргументации достоинств и недостатков разных вариантов отдыха.
- Предполагаемый вариант/сценарий представления кейса: Углы.
На основе приема «Углы» обучающиеся представляют проекты по трем темам:1. Отдых с родителями, 2.Отдых с друзьями, 3. Отдых в одиночку.
Обоснование: прием «Углы» использует методику развития критического мышления, учит ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помогает развитию логического и образного мышления, учит культуре общения.
Пример итоговой работы обучающихся – Отдых с родителями.
Our families are extremely friendly and helpful. We enjoy every minute spent together. That’s why it goes without saying that all our holidays we prefer relaxing in our cheerful company. It doesn’t matter whether we go abroad, sunbathe on the bank of our local river or help granny in the village- the most important thing for us is to stay united.
There are lots of reasons for that. To begin with we can share our impressions, discuss news and have a lot of fun. Besides, we always feel protected as our parents do everything they can to avoid unpredictable situations. We trust their opinion, so mum and dad are eager to give us useful advice.
We are provided with necessary sums of money and needn’t think about accommodation, food or clothes. That’s why we are completely convinced that spending vacations with parents is the most preferable variant of rest.
- Порядок работы над кейсом
№ этапа |
Порядок работы |
Время, мин. |
Урок 1. |
||
1. |
Организационная часть. Прием «Мозговой штурм» на тему «Виды отдыха» (фронтальная форма работы) |
10 |
2. |
Выдача кейса. Целеполагание. Планирование работы. |
5 |
3. |
Ознакомление с текстом кейса. Обозначение проблемы. Работа с qr кодом для текста. Индивидуальная работа. |
15 |
4. |
Деление на пары. Работа обучающихся в парах, представление результатов исследования в виде таблицы. |
10 |
5. |
Проверка правильности заполнения таблицы. Работа с qr кодами. |
5 |
Урок 2. |
||
1. |
Анализ кейса. Организация групп для дополнения таблицы своими идеями. |
10 |
2. |
Обсуждение возможных вариантов решения кейса в классе. Прием «Дискуссия» (коллективная работа). |
10 |
3. |
Представление решения/альтернативных решений данной проблемы. Прием «Углы» (групповая работа). |
15 |
4. |
Рефлексия, вербальное взаимооценивание. |
5 |
Обобщающее выступление преподавателя (обобщение результатов, подведение итогов) |
5 |
- Критерии оценивания
№ |
Критерии |
Количество баллов |
Лексико-грамматические навыки и речевые умения |
30 |
|
1. |
Использование лексики по теме |
10 |
2. |
Употребление коммуникативных клише согласно ситуации |
5 |
3. |
Использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку |
5 |
4. |
Произношение |
5 |
5. |
Грамотность речи |
5 |
Содержание |
30 |
|
1. |
Соответствие теме, достаточная глубина раскрытия темы |
10 |
2. |
Умение принимать решения и аргументировать их. Умение делать выводы |
10 |
3. |
Умение задавать и отвечать на вопросы оппонента. Умение аргументировать свои ответы |
10 |
Аналитические умения и навыки |
20 |
|
1. |
Владение логикой построения рассуждений |
10 |
2. |
Навык поиска, анализа и оценки информации |
10 |
Организационные умения и навыки |
20 |
|
1. |
Соблюдение регламента |
5 |
2. |
Активность |
5 |
3. |
Умение работать в коллективе и принимать решения |
10 |
Общее количество баллов |
100 |
|
Несоблюдение норм вежливости и правил ведения дискуссии. Участники должны:
|
−10 |
Критерии отметки:
90-100 – «5»
70-89 – «4»
50-69 – «3»
<50 – «2»