Батырова Татьяна Михайловна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Оглавление
1 |
Пояснительная записка |
3 |
2 |
Актуальность проекта |
4 |
3 |
Новизна проекта |
5 |
4 |
Перспективы использования материалов в работе |
5 |
5 |
Цели и задачи проекта |
5 |
6 |
Принципы реализации проекта |
6 |
7 |
Механизмы реализации проекта |
7 |
8 |
Ресурсное обеспечение проекта |
7 |
9 |
Порядок ознакомления с профессией |
8 |
10 |
Этапы работы над проектом |
8 |
11 |
Ожидаемые результаты |
9 |
12 |
План реализации мероприятий проекта |
10 |
13 |
Заключение |
13 |
14 |
Список используемой литературы |
13 |
15 |
Приложение |
14 |
Пояснительная записка
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из главных задач социализации ребенка. Имея представление, ребенок глубже проникает в мир взрослых, понимает и принимает его. Он создает интерес к труду, порождает мечту о собственном будущем, появляется возможность гордиться результатами труда не только своих близких родственников, но и людей вообще. При постоянных изменениях в мире профессий наглядно видно, как возникают новые научные идеи, осуществляется технологический прогресс, как в обществе, так и в целом мире. Почувствовав воздействие результатов труда взрослых на себе, дети на своем опыте осознают его важность. Труд становится понятным ребенку дошкольнику, обобществление итогов труда взрослых помогает ему понять взаимосвязь людей в социокультурной общности.
Отражение труда взрослых в сюжетно‑ролевых играх говорит о важности этих знаний для детей.
Формирование у детей первичных представлений о труде в современном мире очень актуальны, их роль в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО.
Старших дошкольников знакомят с достаточно широким кругом профессий.
Однако далеко не с каждой профессией воспитатель может познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят тематические справочники, наглядный материал, учебно-игровые комплексы, материал из Интернета и, конечно, художественная литература, стихи, рассказы, и сказки.
Только используя в совокупности разные методы и формы работы, можно получить высокий результат. У дошкольников необходимо создавать интерес, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, чтобы появилась мечта попробовать себя в данной деятельности.
Для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Один из таких резервов – социальные институты, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения используют образовательные организации. Тесное сотрудничество со школой, Краеведческим музеем, детской городской библиотекой, ОГИБДД позволяет дополнить и разнообразить образовательный процесс, ребенок учится применять полученные знания на практике. Только при личном общении с обладателями разных профессий дети узнают о их жизни и деятельности, а также какими профессиональными качествами должны обладать повара, учителя, медицинские работники, инспектора ГИБДД и т.д.
При получении таких знаний у детей формируется трудовые навыки, появляется уважительное отношение к труду взрослых различных профессий, расширяется кругозор ребенка, что способствует раннему появлению интереса и склонности к определенной профессии.
Все это поспособствовало созданию и реализации в нашем детском саду педагогического проекта «Калейдоскоп профессий»
Актуальность
В процессе своего развития ребенок наполняет свое сознание различными представлениями о мире профессий. Чтобы он осознанно смог сделать свой выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с максимально большим количеством профессий, начиная с профессии родителей и близких ему людей, чей труд он наблюдает изо дня в день. Именно в дошкольном детстве создается определенная основа, на которой в дальнейшем базируется развитие профессионального самосознания.
Очень важно максимально разнообразить впечатление ребенка о мире профессий, чтобы он затем мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя в ней более уверенно.
Перед педагогами стоит сложная задача: с одной стороны – как заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой – приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у них появилось желание стать профессионалом в своем деле.
Новизна представленного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогической направленности. Введение в практику новых форм работы с дошкольниками развивающих технологий с целью создания комплекса психолого-педагогических средств, методов и способов воздействия на личность ребенка, учитывая его возрастные особенности, направленные на формирование профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также создание соответствующей РППС.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта: информационно – познавательный
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры.
Перспективы использования материалов в работе
Универсальность заявленных проблем при реализации ФГОС ДО предоставляют возможность использования настоящего проекта, прежде всего, в педагогической практике (технология успешного решения выявленных в образовательной организации) проблем. Педагогическими работниками будут востребованы продукты реализации проекта (методические разработки, методические пособия). Содержание проекта, разработанные методические материалы, могут быть успешно тиражированы и использованы в других дошкольных учреждениях города Лениногорска, городах региона, России.
Цель проекта: ранняя профориентация старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
– учить ориентироваться в многообразии профессий, расширить знания о мире профессий, формировать интерес к трудовой деятельности взрослых;
– активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей средствами включения в воспитательно-образовательный процесс;
– повышать профессиональную компетентность педагогов по вопросам ранней профориентации дошкольников;
– создавать информационный банк ресурсного материала по вопросам ранней профориентации;
– организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями города (социальными партнерами).
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (воспитательный процесс как основа уважения к личности ребенка, учета его индивидуальных особенностей, и отношение к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний (доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей).
3. Принцип открытости (учитывается желание ребенка предоставлять или не предоставлять результаты своего труда).
4. Принцип диалогичности (продуктивный диалог по поводу выполнения данной работы).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, квест, мастер-класс, викторина).
6. Принцип научности (сообщающиеся детям знания основываются на научных фактах).
7. Принцип преемственности (взаимодействие с социальными партнерами и преемственность со школой).
8. Принцип регионального компонента (знакомство с такими профессиями, которые востребованы в нашем регионе).
Механизмы реализации проекта
Механизмы реализации проекта предусматривают создание организационных, методических, информационных, материально – технических, кадровых, мотивационных и финансовых условий.
Механизм реализации проекта включает:
– развитие новых функциональных связей между организациями, социальными партнерами;
– разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях ДОУ, а так же:
– привлечение родителей к участию в мероприятиях по профориентации дошкольников в учреждении, через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки;
– использование активных методов обучения дошкольников в процессе проектной деятельности;
– разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников с целью распространения передового опыта работы педагогического коллектива ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
– обучение педагогов на курсах повышения квалификации по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;
– сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ.
В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для реализации проекта, посредством организации различных видов детской деятельности.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, форменная одежда, макеты орудий труда, демонстрационный материал, наглядные пособия, материал для практических занятий.
Порядок ознакомления с профессией
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Этапы работы над проектом
I этап (организационный): изучение литературы, проведение диагностики, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, создание творческих групп педагогов, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходила через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, включение в образовательный процесс воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
III этап (итоговый): проведение повторной диагностики, аналитическая деятельность обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Ожидаемые результаты
Для детей:
– расширение кругозора и повышение уровня знаний о профессиях;
– повышение познавательной активности, развитие интереса;
– уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
– воспитанники знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
Для педагогов:
– помогут педагогам выстроить систему работы по ранней профориентации детей;
– нацелят воспитателей на построение работы с учетом муниципального и
регионального рынка труда;
– активизируют творческий потенциал педагогов;
– рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников;
– педагоги научатся применять в полной мере технологию проектирования в
организации трудовой деятельности дошкольников;
– будут использоваться современные технологии: игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности;
– повышение квалификации педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;
– в рамках работы педагогического коллектива дошкольного учреждения будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности различных профессий.
Для родителей:
– равноправные партнеры в деле воспитания подрастающего поколения, в выборе профессий;
– имеют возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребенка;
– смогут в правильном русле сформировать социальный заказ.
План реализации мероприятий проекта
Профессия |
Форма организации работы |
|||
с детьми |
с педагогами |
с родителями |
с социумом |
|
Сентябрь |
||||
Профессия – заведующая, воспитатель, младший воспитатель. |
Познавательный квест «Кто работает в детском саду?» Цель: обогатить представления детей о мире взрослых, уточнить и расширить знания о профессиях сотрудников детского сада, сформировать уважение к их труду. |
Повышение квалификации педагогических работников ДОУ, в соответствии планом-графиком. Разработка методического пособия «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников» |
Консультация – диалог «Кем будут ваши дети, когда вырастут?» |
Видеофильм «Профессии в детском саду?» |
Октябрь |
||||
Профессия – учитель |
Экскурсия в СОШ №4 г.Лениногорска. Цель: расширять представления дошкольников о жизни школы, познакомить с теми, кто работает в школе, формировать желание учиться в школе, получать новые знания. |
Дистанционный сетевой семинар. |
Родительское собрание с приглашением учителей. Цель: подготовить родителей к школьной жизни, познакомить с учителями, их требованиями, дать понятие психологическая готовность ребенка к школе. |
Встреча с учителем начальных классов в рамках проекта «Встречи с интересными людьми» |
Ноябрь |
||||
Профессия – нефтяник |
Встреча с представителями нефтяной профессии. Цель: познакомить детей с разнообразием профессий нефтяной отрасли, их значимостью и необходимостью для нашего региона. |
Круглый стол «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к труду». Цель: обсудить с педагогами наиболее значимые проблемы трудового воспитания современного дошкольника. |
Педагогический проект «Профессии моих родителей» Цель: формировать у детей понятия о профессиях родителей в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. |
Экскурсия в музей нефти. Цель: познакомить детей с историей зарождения нефти в Республике Татарстан. |
Декабрь |
||||
Профессия – полицейский, инспектор ГИБДД, кинолог |
Экскурсия в дежурную часть, музей ГИБДД. Цель: расширять представления о труде сотрудников Полиции, формировать уважения к сотрудникам правоохранительных органов. |
Акция «Внимание дети!». Разработка методических рекомендаций по организации экскурсии с дошкольниками по обучению детей безопасному поведению на дорогах. |
Встреча с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) |
Знакомство с кинологом и его деятельностью. Цель: наглядно показать детям деятельность полицейского – кинолога. |
Январь |
||||
Профессия – фотограф |
Встреча с фотографом. Мастер – класс с участием фотографа. Цель: дать представление о работе фотографа, познакомить с историей создания фотоаппарата и зарождения фотографии. |
Фотосессия «Моя профессия». Аукцион педагогических идей. |
Фотовыставка «Маршрут выходного дня». Матер – класс по созданию альбома в технике скрапбукинг. |
Экскурсия в фотостудию. Цель: познакомить детей с этапами получения фотографии в прошлом и в настоящее время, обратить внимание, как изменилась фотография. |
Февраль |
||||
Профессия – экскурсовод |
Экскурсия в краеведческий музей г. Лениногорска |
Виртуальная архивная выставка, приуроченная к 65 – летию города Лениногорска. Разработка методического пособия «Лениногорская земля – Родина 12 героев». |
Конкурс рисунков «Кем быть?». Выставка рисунков «Мой Татарстан». |
Мини – проект «Город мастеров» Цель: развивать у дошкольников познавательный интерес к различным профессиям. |
Март |
||||
Профессия – врач, медсестра |
Экскурсия в городскую детскую поликлинику. Цель: расширять знания детей о труде врача-педиатра, медсестры и других специалистов, работающих в детской поликлинике. |
Создание лэпбуков «В мире профессий». |
Родительское собрание с приглашением врача – педиатра. Круглый стол «Вопрос-ответ. Рекомендации специалистов». |
Приглашение родителей – врачей для презентации своей профессии. |
Апрель |
||||
Профессия – повар |
Экскурсия на пищеблок ДОО. Мастер – класс от повара «Сладкое печенье». Практическое занятие с детьми по изготовлению печенья «Жаворонки» ко Дню прилета птиц. |
Фестиваль кулинарного искусства. Изготовление альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о поварах» |
Мастер – класс «Мамины пироги» Сборник видеороликов «Готовим с мамой». |
Экскурсия в кафе |
Май |
||||
Профессия – эколог, инспектор по охране природы и окружающей среды |
Встреча с инспектором по охране природы и окружающей среды. Интеллектуальная викторина “Будь природе другом” Просмотр видеофильма «Красная книга Республики Татарстан» |
Лэпбук «Наш дом -природа». Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию «Живая душа природы». Выездная экскурсия в заповедник. |
Конкурсы «Лучший скворечник», «Кормушка для птиц своими руками». Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание детей». Фотовыставка «В союзе с природой». |
Мероприятие, проведенное совместно ГПКЗ «Степной» «День заповедников и национальных парков». Экологическая акция, проведенная совместно с Государственным природным заказником “Степной” «Поможем зимующим птицам» |
Заключение
Полученные итоги говорят о том, что предложенная система мероприятий успешно ориентирована на трудовую подготовку детей, оказывает влияние на выбор востребованных профессий в городе и регионе. Дети учатся проявлять собственную инициативу в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий. У них формируется ценностное отношение к труду взрослых, они проявляют самостоятельность, активность и творчество, что в дальнейшем поможет им в успешной социализации в обществе, обучению в школе, а в будущем обязательно стать высококлассными специалистами своего дела, гражданами и патриотами своей страны.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это важное направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется при взаимодействии педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
- Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2016.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М., 2011.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Метод.пособие. Самара, 2013.
- Киселева Н.А. Ранняя профориентация в дошкольном учреждении / Н.А.Киселева, Е.В.Семенова, И.И.Скворцова // Управление дошкольным образованием. – 2018. – №4. – С.102-109.
Приложение 1
ФОТОГАЛЕРЕЯ