Ханнанова Раиля Марсовна,
Исрафилова Фарида Рашитовна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №3 “Аленушка”
Сармановский район, п.г.т. Джалиль
Описание материала:
I. Введение
Этот проект направлен на расширение кругозора детей о пользе и вреде муравьев, развитию поисковой деятельности, воспитанию бережного отношения к природе.
Продолжительность проекта: 1 месяц (с 15 июля по 15 августа)
Участники проекта:
– дети старшей группы
– воспитатель Ханнанова Р.М.
– родители воспитанников.
Актуальность проблемы.
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?»
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях.
Цель исследования: всестороннее изучение жизни муравьев.
В соответствии с целью исследования, мы поставили перед собой следующие
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения. Найти информацию о муравьях, социальное устройство муравейника.
2. Изучить найденную информацию. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Опытным путем понаблюдать за поведением муравьёв в природе. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Сделать выводы о значении муравьев в природе. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе
Гипотеза: муравьи, живущие в разных муравейниках, реагируют друг на друга
Объект исследования: жизнь муравьёв.
Предмет исследования: муравейники.
Для достижения желаемого результата нами были использованы такие методы:
1.Сбор и анализ информации.
2.Наблюдение.
3. Разные эксперименты.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
· Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
· Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
· Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
· Создание условий для проявления воображения
Для родителей:
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и создание собственного мультфильма.
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие
Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
Познавательные беседы по теме.
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»
Социально-коммуникативное развитие
Ситуативная беседа по теме
Устные сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
– Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
– Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
Художественное – эстетическое развитие
Лепка на тему «Муравей»
Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник»
Чтение художественной литературы
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.
К. Ушинский «Капустная белянка»
В. Бианки «Муравейник зашевелился»
Н. Сладков «Муравей и сороконожка»
«Сказка о лягушке и муравьях»
Л. Н. Толстой «О муравьях»
И. Соколов-Микитов «Муравьи»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории»
А.В. Митяев «Муравей и космонавт»
В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
Физическое развитие
– подвижные игры «Медведь и пчелы», «Муравьи и муравейник», «Муравей и дождик»
– Гимнастика для глаз «Стрекоза»
– Релаксация под звуки природы
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».
Сотрудничество с семьёй:
Мультипликационный мультфильм к сказке «Лягушка и муравьи».
Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста медиа грамотностью, которая позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. (см.прилож
Устное фольклорное творчество по придумыванию семейных частушек про муравьев
Наблюдение за муравьями с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.
Продукты проектной деятельности:
Мультфильм по мотивам сказки «Лягушка и муравьи».
Цель: формировать оценочное отношения к миру, понимание причинно-следственных связей, на примере героев мультфильма
Совместный досуг с родителями «Слава муравью! Слава труженику!», на котором подвели итоги работы по проекту. Уточнили и систематизировали знания детей о муравьях и других насекомых.
II. Основная часть
Глава 1. Муравей – уникальное насекомое
1.1.Строение муравья
Муравьи знакомы каждому человеку. Они являются одним из самых загадочных и изучаемых насекомых на свете. Сложный социальный строй, уникальные способности к коммуникации, повсеместность распространения – это далеко не полный список интригующих моментов существования муравьев. Куда бы мы ни отправились – в лес, на луг, на болото, всюду мы встретим муравьев.
Муравьи –это насекомые из надсемейства муравьиных и отряда перепончатокрылых. Они являются общественными насекомыми образующими три касты: самки, самцы и рабочие особи[1].
Размеры тела муравья от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. Зрение у муравьев в отличие от обоняния, вкуса и осязания, развито слабо. Жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту, развиты у большинства видов этих насекомых.
Известно около 12 000 видов муравьев. Из них – 300 видов обитают в России. Муравьи распространены повсеместно кромеАнтарктиды и Крайнего Севера.
1.2 Размножение муравья
Муравей насекомое с полным циклом развития: яйцо, личинка, куколка,
имаго.
Жизнь начинается с яйца. Яйца хранятся небольшими пакетами и отдельными яйцами.
После инкубационного периода из яйца выходит непохожая на взрослое насекомое червеобразная личинка. На этой стадии насекомое активно питается и растет. Пока личинки небольшие они хранятся, как и яйца пакетами.Взрослые крупные личинки располагаются отдельно, а не в общем пакете.
Следующая стадия – куколки. Перед тем как окуклиться личинка перестает питаться и выделяет фекальный шарик, меконий. До этого по мере роста личинки все отбросы скапливались в её теле. Меконий можно увидеть в конце кокона, в виде небольшой чёрной точки.
Из куколки появляется сформировавшийся муравей имаго со светлыми покровами.
Из кокона насекомых вытаскивают сородичи, так как самостоятельно выйти они еще не способны. Через несколько дней они обретают нормальную окраску.
1.3 Питание муравьёв
Продолжительность жизни муравья напрямую связана с его социальным типом. Муравьиная королева живет до 20 лет, а рабочие особи существуют не более 3-х лет. Самцы проживают очень короткую и насыщенную жизнь, длящуюся несколько недель.
Муравьи способны выживать практически в любых условиях. Они используют широкий ассортимент пищевых ресурсов. Существуют хищные муравьи, которые едят других насекомых. В большинстве своем, муравьи питаются соком нектарных растений, падалью, тлёй или другими насекомыми.
Существуют и такие виды муравьев, которые привязаны только к определенной пище. Например, муравьи-жнецы питаются семенами, муравьи-листорезы, питание которых составляет ими же культивируемые грибы. Нужно отметить, что рацион личинок составляют в основном углеводы, а у взрослых особей белковая пища.
1.4 Социальное устройство муравейника
Муравьи –насекомое социальное. Условно их можно разделить на три касты: самки, самцы и рабочие особи.
Семья муравьев состоит из самцов, появляющихся на период спаривания, и самок. Одна или несколько главных самок откладывают яйца.2
Один или два раза в году в гнезде муравьев появляется много крылатых особей.2Это основатели новых колоний – молодые самцы и самки. В теплую безветренную погоду они отправляются в брачные полеты. После оплодотворения самцы погибают, а самки, опустившись на землю, отгрызают крылья и ищут подходящее для гнезда место. Самки могут не питаться в течение года, выполняя при этом все работы по устройству гнезда, откладку яиц и уход за молодью. После появления первых рабочих, самка занимается только откладкой яиц. Иногда это происходит до 20 лет подряд. И за все это время самка больше не спаривается[2].
Рабочие муравьи выполняют разные функции, но между ними существует четкое разделение труда.
Строители – строят новое жилье, расширяют, ремонтируют, приносят строительные материалы, которыми служат веточки, хвоинки.
Стража – охраняет муравейник от чужаков. Это муравьи воины, которые в случае опасности стреляют муравьиной кислотой.
Няньки – ухаживают за расплодом, кормят и переносят личинки в безопасное место в случае угрозы.
Уборщики -уносят строительный мусор и другие отходы за пределы гнезда.
Могильщики – уносят, в кладбище трупы своих сородичей.
Фуражиры добывают пищу:
фуражиры – разведчики дают информацию;
фуражиры – охотники убивают беспозвоночных;
фуражиры- носильщики приносят пищу в гнездо;
фуражиры – сельско-хозяйственники разводят и расселяют тлю для получения сладкой росы, по-другому говоря, доят тлю.
Язык муравьев сложен для человеческого понимания, но эксперименты по его расшифровке ведутся уже давно. Он состоит из комплекса запахов (ферамонов), жестов (движений конечностями) и антеннальных контактов (прикосновений усиками).
При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы. Они передают информацию прикосновением усиков, ног, головы. Используются так же химические сигналы.
Большая часть муравейника скрыта от глаз любителей полакомиться муравьями. В подземной части муравейника – чистота и порядок.
Жилище муравьёв покрыто иголками и веточками. Они защищают муравейник от холода и дождя. Рабочие муравьи ремонтируют и обновляют это покрытие.
В муравейнике есть солярий-камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели сюда забегают погреться.
В доме муравьёв много входов, один из них охраняемый солдатами, служит вентиляционным каналом.
Есть и кладбище. Сюда рабочие муравьи относят мусор, умерших собратьев.
В зимовальной камере муравьи собираются, чтобы пережить холода в состоянии полу-спячки.
В хлебном амбаре муравьи хранят запасы еды.
В царской камере живет матка. Она откладывает до 1500 яиц в день, за ней ухаживают рабочие муравьи.
В муравейнике есть камеры с яйцами, личинками и куколками; коровник (место, где муравьи содержат тлю); мясная кладовка (куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу).
1.6 Значение муравьёв в экосистеме
Муравьи в экосистеме земли играют важную роль. Они являются основными строителями почвы, поставщиками энергии, опылителями, мусорщиками, агентами биологической борьбы с вредителями, индикаторами состояния экосистем, а так же важной составляющей пищевой цепи.
Проходя по лесу можно обратить внимание, что вокруг муравейника деревья более зеленые и высокие. Ученые говорят, что за день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом.
Тысячами незримых переплетенных нитей они связаны с другими живыми существами. В природе муравьиные гнезда используют кабаны и различные птицы в качестве «санитарных ванн», очищаясь, таким образом, от паразитов. Эти «ванны» освобождают птиц и животных от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье – ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой!
Выводы по главе:
Муравьи – уникальные насекомые. Сложный социальный строй, уникальные способности к коммуникации, повсеместность распространения–это далеко не полный список интригующих моментов существования муравьев. Муравей насекомое с полным циклом развития: яйцо, личинка, куколка, имаго. Муравьи способны выживать практически в любых условиях. Они используют широкий ассортимент пищевых ресурсов. Существуют хищные муравьи, которые едят других насекомых. В большинстве своем, муравьи питаются соком нектарных растений, падалью, тлёй или другими насекомыми. Условно их можно разделить на три касты: самки, самцы и рабочие особи. Рабочие муравьи выполняют разные функции, но между ними существует четкое разделение труда. Муравейник имеет сложную структуру. Он состоит из солярий-камеры, кладбища, зимовальной камеры, хлебного амбара, царской камеры, камеры с яйцами, личинками и куколками, коровника, мясной кладовки.
Глава 2. Изучение поведения муравьёв в природе
2.1Эксперимент №1. «Свой-чужой»
Цель эксперимента: изучение поведения муравьёв из разных муравейников.
Предмет исследования – муравейник, который находится в смешанном лесу вдоль берега ручья Тырыш.
Ход эксперимента
Муравья пойманного на участке, привезли в сосновый лес
Сначала мы взяли муравья из ближайшего муравейника и отпустили в другой муравейник большего размера. На него никто не напал, и никто не обратил внимания. Так же мы поступили с муравьем из соснового леса. Муравей мгновенно подвергся нападению. Его разорвали на части.
Вывод: муравьи отличают своих сородичей от муравьев из муравейника, который находится в другой местности, так как они не приняли муравья из соснового леса. Они живут в мире с жителями из ближайших муравейников. Это повторялось несколько раз в ходе эксперимента. Ведь они не напали на сородича соседнего муравейника.
2.2 Эксперимент №2. «Любимая еда»
Цель: выявление предпочтения в питании муравьев.
Оборудование: мёд(углеводы), мясо куриное, навозный червяк, кузнечик(белки).
Ход эксперимента:
На муравейник мы разложила мёд, куриное мясо, навозного червяка и кузнечика. Сначала муравьи стали поедать навозного червя (Приложение. Фото 8).
В это время никто не обращал внимания на другую еду. Когда червяк был съеден, муравьи приблизились к мясу, но были не активны. Одновременно они приступили к поеданию кузнечика и мёда.
Через три часа на экспериментальной площадке всё исчезло. Пир на весь муравейник был окончен.
Вывод: муравьи предпочитают белковую пищу (червей). От других видов пищи они тоже не отказываются. Муравьи всеядны.
2.3Эксперимент №3. «Найди дорогу домой»
Цель: проверка умения муравьёв находить дорогу по запаху.
Оборудование: картон, туалетная вода, веточка.
Ход эксперимента:
Для чистоты эксперимента мы обработали края картона туалетной водой. Взяли из муравейника несколько муравьев и отпустила их на середину картона. Муравьи стали бегать по картону из стороны в сторону.
Потом мы взяли длинную сухую веточку и положила в муравейник, чтобы она впитала запах их дома. Через 10 минут муравьи стали пробегать по ней. Потом мы соорудили мостик из этой ветки между картоном и муравейник
Учуяв запах своих сородичей, они начали по веточке перебираться домой.
Вывод: муравьи ориентируются на местности по запахам. Стоило их запутать неестественным запахом – они растерялись. Но почувствовав «родной запах», муравьи легко нашли дорогу домой.
Выводы по главе:
В ходе экспериментов мы выяснили, что муравьи отличают своих сородичей от чужаков.
Муравьи всеядны. Они предпочитают белковую пищу (червей).
Муравьи ориентируются на местности по запаху, что было установлено в процессе многократных экспериментов.
III. Заключение
Нам с детьми любопытно было изучать муравьев. Это удивительные существа, у которых всё как часы. отлажено: каждый выполняет свои обязанности добросовестно. Они поразили нас своим трудолюбием и способностями, своим коллективизмом в борьбе за выживание, помощью друг другу.
Муравьи – уникальные насекомые. Сложный социальный строй, уникальные способности к коммуникации, повсеместность распространения –это далеко не полный список интригующих моментов существования муравьев. Муравей насекомое с полным циклом развития: яйцо, личинка, куколка, имаго. Муравьи способны выживать практически в любых условиях. Они используют широкий ассортимент пищевых ресурсов. Существуют хищные муравьи, которые едят других насекомых. В большинстве своем, муравьи питаются соком нектарных растений, падалью, тлёй или другими насекомыми. Условно их можно разделить на три касты: самки, самцы и рабочие особи. Рабочие муравьи выполняют разные функции, но между ними существует четкое разделение труда. Муравейник имеет сложную структуру. Он состоит из солярий-камеры, кладбища, зимовальной камеры, хлебного амбара, царской камеры, камеры с яйцами, личинками и куколками, коровника, мясной кладовки.
Проведя эксперименты, мы выяснили, что муравьи из разных муравейников взаимодействуют по-разному. Например, если муравейники рядом, находятся в одной местности, можно смело сказать, что муравьи будут лояльно относиться к своим «соседям», потому что рацион питания, почва и климатические условия местности не отличаются.
В ходе экспериментов мы выяснили, что муравьи отличают своих сородичей от чужаков.
Муравьи всеядны. Они предпочитают белковую пищу (червей).
Муравьи ориентируются на местности по запаху, что было установлено в процессе многократных экспериментов.
Мы считаем, что наша работа актуальна, потому что муравьи занимают важное место в экосистеме леса. Неспроста их называют «санитарами леса». Ведь строя свои муравейники, они используют веточки, палочки, тем самым очищая лес. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, переносят семена растений. Некоторые виды птиц прилетают к муравьям, чтобы очиститься от вредителей, попавших в оперение, так как муравьи – активные хищники. Они быстро переключаются на новые обильные источники пищи и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей. А еще, в яде муравьев содержатся антибиотики, эффективно убивающие грибы и бактерии – возбудители тифа, холеры, туберкулёза.
Эта работа помогла нам получить практические навыки в работе с компьютером, пополнить свои знания научной терминологией, находить материалы для исследования; наблюдать, сравнивать, доказывать и делать выводы. Мы рады тому, что наши «маленькие» открытия очень понравились детям и совпали с научными взглядами по биологии. Полученные результаты поменяли отношение детей ко всем живым организмам, а особенно к муравьям.
Окружающий Мир велик и разнообразен. Мы продолжим изучение природы нашего края для сохранения животных и растений.
Сказка придуманная детьми и родителями
В одном густом лесу, под голубым небом, на солнечной поляне растет большое дерево. Под большим деревом был огромный муравейник. Там жил – был Муравьишка. И был у Муравьишки большая семья. С детства, так как муравьи очень трудолюбивые и дружные, родители учили своего муравья, трудиться во благо своей семьи. Но муравьи и веселиться успевали, и были готовы помочь каждому кто нуждался в помощи. Однажды произошел страшный случай. Огромная человеческая нога наступила на муравейник. Все жители муравейника очень испугались. Ведь половина домика была разрушена. Муравьи от испуга разбежались в разные стороны и попрятались в траве. А Муравьишка так быстро бежал, он даже не заметил, просто ему вдруг показалось, что это нога бежит за ним. Когда он остановился, он понял, что заблудился и очень устал. Он хотел кушать. В пути рос гриб-подосиновик. Он откусил кусочек и ему вернулись силы. Он почувствовал себя гораздо лучше. Муравьишка не сдавался, искал свой дом и вскоре он сильно захотел пить. Жажда стала нестерпимой, он закрыл глаза и тихо заплакал. Ему очень повезло, потому что в тот самый момент его заметила Божья коровка. Она отыскала травинку, на которой сверкали капли воды, и одну из капель доставила прямо к носу Муравьишки.
Вода была вкусная! Она придала Муравьишке свежих сил, и он снова стал искать свой полуразрушенный домик.
– Спасибо тебе, Божья коровка! – поблагодарил Божью коровку Муравьишка и пошел дальше. Муравьишка оглянулся и вдруг заметил на соседнем цветке красивую Бабочку.
– Бабочка, Бабочка! – сказал он, – помоги мне добраться до муравейника, а то я погибну!
Бабочка была красивая и добрая, она не хотела, чтобы кто-то погибал.
– Садись, – сказала она, – Только не кусайся!
Муравьишка забрался на спинку Бабочке и они полетели. Поле прыгало перед глазами Муравьишки, потому что Бабочка летела очень неровно, но он все равно видел, что муравейник быстро приближается.
Наконец Бабочка долетела до большого дерева и приземлилась. Всё-таки Бабочка помогла найти Муравьишке свой дом. Вот он свой самый родной и любимый на свете муравейник! Муравьи уже починили, как смогли свой дом и готовились ко сну, закрывая двери на ночь. Когда они увидели Муравьишку, то очень обрадовались!!!
IV. Список использованной литературы:
- Длусский Г. М., Букин А.П. Знакомьтесь! Муравьи. М.: Просвещение, 1982 – 128с.
- Захаров А.А. Муравей, семья, колонии. М.: Просвещение, 1984. – 272с.
- Зорина З.А., Полетаева И.И Я познаю мир.М.: Астрель, 2001 – 448с.
|
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные М. Дрофа, 2000. – 125с.
- Насекомые. Полная энциклопедия. М: Эксмо, 2015 – 256с.
- Учебник для общеобразовательных учебных заведений .7 класс. – 302с.
- Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокр. перевод с франц. и обработка Н.Н. Плавильщикова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1963. – 460с.
- Халифман И.А.. “Пароль скрещенных антенн (Муравьи)” М.: Детгиз, 1962 – 304с.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
- Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
- Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.
- Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
- Источник интернет: vsezagadki.ru
- Источник интернет: domnagorke.ru
- Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
- Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. – сост. П. Р. Ляхов. – АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
-
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные М. Дрофа, 2000 – с.89. ↑
-
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные М. Дрофа, 2000 – с.89 – 90. ↑